Совершенствование восприятия внешних качеств предметов через игру

Разделы: Работа с дошкольниками


“Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества”
Б.П. Никитин

Всем известно, что каждый ребенок талантлив от природы, но этот дар подобно цветку может либо расцвести, либо завянуть. И то, что с ним будет, зависит от нас – взрослых. Поможем же ребенку познать этот сложный и интересный мир.

Дошкольный возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что умение детей воспринимать предмет, его качество, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства. И, конечно же, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, то нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ведь именно форма, величина, цвет имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и времени. Правильное восприятие формы, величины и цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Известно, что игра не только основной вид деятельности детей дошкольного возраста, но и удовольствие, радость, средство самореализации и самовыражения. Игра позволяет выйти за пределы ограниченного мира “детской” и построить свой собственный мир.

С помощью игры можно развивать внимание, память, воображение, мышление, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Наблюдение и анализ обучения выпускников детского сада показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, в ходе начального обучения связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Дети – прекрасные наблюдатели. Если на них что-то произвело впечатление, они запоминают мельчайшие детали и мы должны поддерживать ребят, помочь усвоить сенсорную культуру в области восприятия цвета, величины, формы для успешного обучения в школе.

Для того, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми необходимо решить следующие задачи:

  1. Последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
  2. Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и развития.
  3. Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры.
  4. Повышение активности ребенка в выполнении предлагаемых заданий.

Для реализации поставленных задач предлагаю перспективный план по “Сенсорному воспитанию для первой младшей, второй младшей и средней групп" (план прилагается).

Работу по сенсорному воспитанию рекомендую проводить в системе с постепенным нарастанием сложности. Для достижения лучшего результата предлагаю использовать картотеку игр, задача которых, во-первых: расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, “включение” всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения; во-вторых: активизация и развитие речи, обучение комбинированию и восприятию опыта приемами оперирования представлениями.

Игры следует проводить небольшими подгруппами или индивидуально. Отдельные задания можно включать в занятия по развитию речи, рисованию, а также использовать в свободное время для закрепления материала. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности. Такая задача требует особого внимания. При выполнении заданий детям оказываются различные виды помощи. В любом случае следует стараться строить общение так, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично радоваться результату собственного и совместного творчества.

Дети также могут делиться своими достижениями друг с другом, помогая друзьям выполнять задание. В нашей группе много интересных игр. Некоторые сделаны благодаря подсказке и участию детей. Конспект одной из совместно придуманных и сделанных игр рекомендую не только воспитателям, но и родителям.

Большое внимание необходимо уделять работе с родителями. Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет ребенку лучше, чем родители. Лучший способ сблизиться, раскрепоститься, расслабиться, найти общий язык – это игра совместно с мамой и папой. Только от родителей зависит, внесет ли игра радость в дом, научит ли ребенка познавать, любить и созидать мир, будет ли у малыша светлое детство, согревающее всю его жизнь.

В каждой возрастной группе в начале и конце года необходимо проводить диагностику, результаты которой удобнее всего заносить в таблицу.

Представленные рекомендации помогут воспитателям, родителям в решении проблем “Сенсорного воспитания детей дошкольного возраста”.

Перспективный план по сенсорному воспитанию 1-ая младшая группа

Месяц

Форма

Цвет

Величина

Сентябрь Адаптация детей, знакомство с группой.
Октябрь Игры с воздушными шарами.

Праздник воздушных шаров.

“Шарик для зайки” – рисование.

Рассматривание кукол в различных по цвету платьях.

Наблюдение за осенними листочками.

“Листочки на траве”- рисование.

Игры с мячами.

Д\и “Большие и маленькие мячи”.

Игры с пирамидками “Нанизывание колец, убывающих по величине”.

Ноябрь Игры со строительным материалом.

Д\и “Что нам привез Мишутка”.

Игры с рамками-вкладышами.

“Дорожки для кукол” – рисование.

Д\и “Разноцветные колечки”.

Игры с матрешками.

Д\и “Яблоки”.

Игры с пирамидками “Нанизывание колец, нарастающих по величине”.

Декабрь

 

 

 

 

Д\и “Отгадай что в мешочке”, “Домик с окошками”.

“Ай, ладушки, испечем оладушки” – рисование.

“Мы скатаем снежный ком” – лепка

Д\и “Воздушные шары”, “Спрячь мышку”

“Разноцветные шарики” – рисование.

Выкладывание мозаики “Курочка и цыплята”.

Рассматривание иллюстраций и показ настольного театра по сказке “Репка”

“Дорожки длинные и короткие” – рисование.

Д\и “Разбери и собери”

Январь Д\и “Закрой окошко”.

“Витамины” – лепка.

“Снежки” – рисование.

Д\и “На что похоже”.

Д\и “Найди такого же цвета”, “Цветные пуговички”

“Огни в окнах домов” – рисование.

Рассматривание кукол разных по высоте.

Д\и “Одень кукол на прогулку”, “Разложи правильно”

“Снежные дорожки” - рисование.

Февраль Д\и “Где твой дом”.

“Солнышко, нарядись” – рисование.

“Блинчики для кукол” – лепка

Д\и “Соберем куклам бусы”, “Разноцветные ленточки”

“Клубочки для котят” – рисование.

“Птички у кормушки” – лепка.

Д\и “Что делают матрешки”.

 

Март “Солнечный зайчик” - рисование.

“Неваляшка” – лепка.

Д\и “На что похоже”

“День рождения у кошки” – рисование.

Д\и “Ищи свой дом”.

Д\и “Беги ко мне”.

Театр игрушек “Теремок”.

“Морковка для зайчика” – рисование.

“Башенка” – лепка.

Д\и “Раз, два, три – ищи”.

Апрель “Светит солнышко в окошко” - рисование.

“Погремушка” – лепка

Д\и “Найди свой дом”

“Цветы на лугу” – рисование.

Д\и “Лети голубок”

П/и “Цветные автомобили”

“Кукла неваляшка” – рисование.

“Домики большие и маленькие” – игры со строительным материалом.

Д\и “Разложи правильно”

Май “Жуки” – рисование.

Д\и “Что такое форма

Д\и “На что похоже”

“Одуванчики” – рисование.

Д\и “Помоги куклам найти свои игрушки”

“Цыпленок” – рисование.

Д\и “Помоги зайчикам”

Д\и “Накрой на стол”

Перспективный план по сенсорному воспитанию 2-я младшая группа

Месяц

Форма

Цвет

Величина

Сентябрь Диагностика детей. Повторение пройденного материала

Октябрь Д\и “Чудесный мешочек”, “Поможем, Буратино починить ковер”, “Принеси и покажи” Цикл занятий “Город цветных человечков”

“Три клумбы” - апплик.

Д\и “Соберем букет из разноцветных листьев”

(красный, желтый, зеленый)

Наблюдение за голубем и воробьем.

Конструирование из “Лего”

дома большие и маленькие.

Д\и “Соберем пирамидку”

Рассматривание иллюстраций и показ сказки “Репка”

Ноябрь “Орешки” – лепка

Д\и “Найди предмет такой же формы”

Д\и “Есть у тебя или нет”

Экскурсия к перекрестку, наблюдение за работой светофора.

“Светофор” – рисование.

“Осень золотая” – рисование.

Д\и “Прыг, скок”

“Большие и маленькие шары” - рисование.

“Пирамидка” – лепка

“Гусеницы” – аппликация.

Д\и “Помоги зайке”

Рассматривание иллюстраций к сказке “Теремок”.

Декабрь “Вагончики”

цикл занятий “В гостях у Знайки” (круг, квадрат, треугольник)

Д\и “Украсим елочку”, “Цветные автомобили”.

“Огоньки на елочке” – рисование.

Показ настольного театра “Теремок”.

Рассматривание машин, постройка гаражей.

Январь Рассматривание и чтение книги “Кружок, квадратик и Дружок”

Д\и “Геометрическое лото”, “Орнамент”

Игровое упражнение “Дорисуй узор”

“Огоньки ночью” – рисование.

Составление мозаики.

Д\и “Живое домино”

Чтение книги, рассматривание иллюстрации, театр игрушек к сказке “Три медведя”

Д\и “Три медведя”

Изготовление бус для игр (бусины большие и маленькие)

Февраль “Снеговик” – рисование.

“Зайка” - лепка

Д\и “Собери из фигур”

Д\и “Собери букет”

Д\и “Собери куклам бусы”, “Цветовое лото”

Изготовление разноцветных бус

“Снеговик” – лепка

Д\и “Поручение”

Наблюдение на участке – рассматривание деревьев и кустов

Март “Морковь для зайчат” – лепка.

“Солнышко-ведрышко” – аппликация

Д\и Что лежит в мешке

“Фрукты” - рисование.

Д\и “Подбери по цвету”

Лото “Цвет и форма”

Д\и “Собери цветок”

“Кукла - неваляшка” – рисование.

Д\и “Большие и маленькие”.

Д\и “Оденем кукол на прогулку”

Апрель “Погремушка” – лепка

“Зайка - попрыгайка” – рисование.

Д\и “Геометрическое лото”, “Цветные гаражи”

Лепим печенье для игр

Д\и “Живое домино”

Д\и “Что изменилось?”

“Жуки на лугу” – рисование.

Д\и “Жучки”

Май “Цыпленок” – лепка

Д\и “Собери домик”

“Цветные платочки” – аппликация

“Одуванчики на лугу” – рисование.

Д\и “Живое домино”

“Пирамидки” – рисование.

Д\и “Лесенка”

Д\и “Столбики”

Перспективный план по сенсорному воспитанию средняя группа

Месяц

Форма

Цвет

Величина

Сентябрь Диагностика детей. Повторение пройденного материала.

Октябрь Д\и “Магазин”

Рассматривание овощей, фруктов.

“Карлсон консервирует на зиму” – рисование.

И/у с мозаикой “Животные из кружков”.

“Мишка косолапый” – лепка

Наблюдение за работой светофора.

Д\и “Светофор”

Рассматривание листьев на дереве.

Д\у “Осенние ветки”

“Деревья осенью” – аппликация

Рассматривание и сравнение различных по величине листьев.

“Осень золотая” – рисование листьями.

Д\и “Одень куклу”

“Матрешка танцует” – лепка

Театр “Три медведя”

Ноябрь Игровое упражнение “Отдели квадраты от прямоугольников”

Билетики – аппликация

Д\и “Геометрическое лото”, “Фигуры из палочек”

“Украсим коврик для собачки” – аппликация

“Лодки в океане”- аппликация

Д\и “Назови цвет”, “Орнамент”, “Найди предмет такого же цвета”,“Рыбки в пруду

“Сказочные птицы” – рисование.

“Фартук для куклы” – аппликация.

“Рыбки в аквариуме” – лепка.

Рассматривание иллюстраций с животными

Д\и “Кто в домике живет”

“Мое любимое животное” – лепка

Д\и “У кого какая вещь”

“Веселая неваляшка” – лепка.

Театр “Теремок”

Декабрь Д\и “Чудесный мешочек”, “Что одинаковое, что разное, “Какой фигуры не стало”

“Огни на елке” – аппликация

“Украсим сарафан матрешки” – рисование.

“Снеговик” – лепка (тестопластика)

Д\и “Цветные картинки”

“Елочка красавица, детям очень нравится” – рисование.

Д\и “Угадай цвет”

“Приключение Кляксы” – рисование.

Рассматривание иллюстрации “Зимине забавы”.

Изготовление новогодних открыток-сувениров

Д\и “Новогодние елочки”

“Ну-ка елочка быстрее загорись огнями”.

Д\и “Мы шагаем”

Январь Д\и “Составные картинки”

“Зайчик с белочкой встретились” – лепка

Д\и “Собери из фигур”

“Как красива наша елка” – аппликация.

Д\и “Сложи такой же предмет”

Рассм. иллюстраций с изображением различной зимней погоды.

“Снег кружится” – рисование.

Д\и “Магазин”

Лепка “Фрукты для новогодних подарков”

“К нам приехал цирк” – праздник красок.

Д\и “У кого другой снеговик”

“Снеговик” – лепка

Д\и “Что изменилось?”

“Мы лепили разных снеговиков” – рисование.

Д\и “Большие, маленькие”

Февраль Д\и “Животные из кружков”, “Закончи узор на шарфике”

“Придумай забавного зверюшку” – аппликация.

“Шарфик теплый и пушистый” – аппликац.

Д\и “Найди одинаковые флажки”

Д\и “Какого цвета не хватает”

“Картинки невидимки” – рисование.

“Снегопад”- рисование.

Д\и “Воротики”

Д\и “Накорми кукол”

“Чашки для кукол” – лепка

изготовление пособий для игр в уголке.

Март Д\и “Украсим кукле платье”, “Картинки-вкладки”, “Пернатые друзья”.

“Парусные лодки” – аппликация.

“Город круглых человечков – рисование.

Цыплята гуляют - лепка

Д\и “Улица из цветных палочек”

Д\и “Найди пару”

Д\и “Какого цвета не хватает”

“Сказочный сад” – рисование.

Рассматривание больших и маленьких машин

“Машина, машина, идет, гудит”

Постройка гаража

“Дети играют в мяч” – рисование.

Апрель Д\и “Собери букет”

Д\и “Волшебная мозаика”

Д\и “Построй поезд”

“Вагончики” – апплик.

Д\и “Что одинаковое, что разное”

“Узор на чашке” - аппл

Д\и “Цветик - семицветик”, “Собери букет”

“Полянка в цветах”- рисование.

Красивые цветы - лепка

Д\и “Пернатые друзья”

“Прогулка в лес” – рисование.

Рассматривание иллюстраций с изображением самолетов, ракет.

“К звездному небу”- аппликация.

Д\и “Какой предмет”

Май Д\и “Цветы” (мозаика из кругов и полукругов)

“Фигуры из палочек”

“Весенний цветок” – аппликация

Большая стирка – рисование.

Д\и “Огородники”, “Подбери к каждому предмету цвет”

“Носит одуванчик желтый сарафанчик”- рисование.

Игры с конструктором.

Конструирование “Дома большие и маленькие”

Д\и “Гномы с мешочками”

“Маленький гном” рисование.

Игра “Пернатые друзья”

Материал: макет дерева, изображения птиц, фишки с изображением птенцов, кубики с изображением геометрических фигур, цифр, конвертами с загадками, физическими минутками, вопросами.

Данная игра способствует развитию речи, мыслительных способностей, наблюдательности. Совершенствует зрительную память и двигательную активность, может постоянно усложняться и дополняться, “расти” вместе с детьми.

Задачи:

Средняя группа: развивать математические представления: цвет, форму.

Старшая группа: закрепить знание цифр, навыки счета, знания о перелетных и зимующих птицах.

Подготовительная группа: закрепить знание о среде обитания, образе жизни птиц.

Правила игры:

В эту игру могут играть от 2-х до 6-ти человек, чем меньше игроков, тем больше птиц им достается.

Средняя группа.

В данной возрастной группе при выборе птиц используются загадки. Ребенку предлагается спрятать свою птицу от дождя, чтобы узнать в каком домике живет птица, дети по очереди бросают кубики (1-й с обозначением цвета, 2-ой с обозначением фигур). Игрок прячет свою птицу в тот домик, который ему выпал.

Например: на кубике выпал красный цвет, на 2-ом круге ребенок селит свою птицу в красный круг. Если домик уже занят, ход не засчитывается, тогда игрок тянет фант и выполняет какое-либо задание, которое ему дают дети. На кубике с геометрическими фигурами есть значок, на котором изображен ребенок в движении. Когда он выпадает, участник игры проводит физическую минутку. Если игрок затрудняется, он достает физическую минутку из конверта и с помощью воспитателя или детей проводит ее.

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Старшая группа.

В данной возрастной группе при выборе птиц можно использовать рассказ ребенка о птице, которую он хочет получить. Добавляется третий кубик с цифрами- у птицы появились птенцы. Ребенок кидает кубик, называет цифру и среди фишек с изображением птенцов находит фишку, на которой то количество птенцов, сколько указано на кубике. Кроме этого, игрокам предлагается разделить птиц на две группы, зимние и перелетные. Ребенок выбирает себе определенный цвет или геометрическую фигуру и именно в такие цветовые домики или геометрические фигуры он должен поселить своих птиц. Для выбора группы птиц используется цифровой кубик.

Например: четное число - игрок отбирает перелетных птиц, нечетное число - зимующих.

Подготовительная группа

Игра усложняется тем, что теперь ребенок находит конверт с выпавшей ему цифрой и отвечает на вопрос о жизни птиц, среде обитания, их повадках.

Воспитатель побуждает участников игры придумывать новые правила.

Формы и темы для работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации (Приобщение к изготовлению пособий, игрового материала). Круглый стол. Анкетирование. Консультации: “Значение сенсорного воспитания”, “Надо ли специально заниматься с малышом”, “Давайте поиграем”, “Учимся, играя”, “Поговори со мною, мама”. Семинар “Без игры нет детства”.

Наглядная информация: фото стенд, папки-раскладушки, персональные выставки.

Схема анализа сенсорного развития дошкольников

Критерии анализа

Уровни оценок

Высокий Средний Низкий
Как дети владеют обследовательскими действиями при выполнении разных заданий      
Содержание и обобщенность сенсорных представлений, которыми владеют дети      
Как отражается в речи сенсорный опыт (название обследовательских действий, качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)      
Как понимает и принимает ребенок задачу (собрать башенку, учитывая убывающую величину)      
Как ребенок начал выполнять задание: оценивает ли зрительную величину колец и сразу выбирает по убывающей; раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их путем накладывания или попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно.      
Какие речевые реакции сопровождали деятельность