Использование комнатных растений при изучении биологии в 6-м классе

Разделы: Биология


Рис.1. БАЛЬЗАМИН СУЛТАНСКИЙ

Рис.1. БАЛЬЗАМИН СУЛТАНСКИЙ
( сем. Бальзаминовых, родина: тропическая Африка).

Многолетнее растение со светло-зелёным, травянистым хрупким, сочным стеблем. Стебли со вздутыми узлами, прозрачные, внутри хорошо видны проводящие пучки. Листья тёмно - зелёные, яйцевидной формы, с зубчатым краем, расположены очерёдно. В течение всего года обильно цветёт ярко – розовыми цветками. Имеются разновидности с красными и махровыми цветками.

Очень неприхотлив. Летом требует обильной поливки. С трёхлетнего возраста бальзамин следует заменять новыми молодыми растениями, выращенными из черенков. Черенки легко укореняются и быстро зацветают.

Использование в школе: это неприхотливое растение можно использовать для озеленения помещений и при изучении многих тем и разделов из программы 6-го класса биологии.

При изучении темы “Лист” листья бальзамина можно использовать как пример листа яйцевидной формы с зубчатыми краями и сетчатым жилкованием.

При изучении темы “Стебель” бальзамин является прекрасным объектом для наблюдения за скоростью движения жидкости по сосудам стебля, боковых побегов и листьев. Для этого отрезают стебель длиной 20 см, предварительно поместив в сосуд с подкрашенной водой. Ставят стеклянный сосуд так, чтобы можно было рассматривать на свет. Стебель у бальзамина прозрачный и в нём видны сосуды, поэтому поднятие окрашенной воды по сосудам будет хорошо видно. [7]

При изучении темы “Вегетативное размножение” на этом растении можно показать размножение стеблевыми черенками. Черенки нарезают под узлом наискосок; листья с нижнего узла на черенке убирают. Черенки можно поместить во влажный песок или в сосуд с водой на глубину 3-4 см, черенки бальзамина укореняются очень легко.

При изучении темы “Семенное размножение” у бальзамина можно провести искусственное опыление и получить семена. Когда у цветущего растения рыльце пестика станет влажным, снимают с созревших тычинок пыльцу кисточкой, получают опыленные цветки, наблюдают за их изменением и образованием плодов. По мере созревания плодов, наблюдают за саморазбрасыванием семян из плодов.

Рис. 2. БЕГОНИЯ

Рис. 2. БЕГОНИЯ
(сем. Бегониевых, родина – тропические леса Африки)

Все бегонии имеют травянистые сочные стебли, на которых поочерёдно располагаются неравнобокие листья на черенках, цветки собраны в метёлки. Окраска и размер цветков у различных видов бегоний различна. Цветки однополые: на одном растении развиваются пестичные и тычиночные цветки. При искусственном опылении из завязи женского цветка образуется плод – трёхгранная коробочка с мелкими семенами.

Бегонии обильно цветут круглый год. Растения неприхотливы и хорошо растут в комнатных условиях.

Во время цветения необходимо обильно поливать. Бегонии любят свет, но солнечного припёка не выносят, т.к. прямые солнечные лучи вызывают ожоги на листьях.

Использование в школе: все бегонии очень декоративны и с успехом могут использоваться для озеленения.

При изучении темы “Клетка” черенки листа бегонии являются довольно хорошими объектами для изучения строения клетки. Для этого делают тонкие поперечные срезы черенка и рассматривают под микроскопом различные клетки. Объект удобен тем, что черенки прозрачные, поэтому приготовление препарата не составляет трудности.

При изучении темы “Стебель” бегонии используются для демонстрации ползучих и прямостоящих стеблей.

При изучении темы “Лист” на бегониях можно показать разнообразие и строение форм листьев: овальных, покрытых волосками, неопушённых, пёстроокрашенных.

При изучении темы “Вегетативное размножение” бегонии представляют благодатный материал для объяснения размножения стеблевыми черенками. Черенки бегонии обрезают и черенок помещают во влажный песок или в сосуд с водой, чтобы узел находился во влажной среде. За укоренением ведут наблюдение. Стебель и лист трогаются в рост, когда черенки развили достаточную корневую систему.

Бегонии незаменимый объект для проведения интересных наблюдений за размножением листом и частями листа.

Рис. 3. КОЛЕУС

Рис. 3. КОЛЕУС
(сем. Губоцветных, родина – остров Ява)

Растение с прямым, четырёхгранным, светло-зелёным, сочным стеблем и супротивно расположенными листьями овальной формы и городчатым краем.

Это растение ценится за красивые пёстроокрашенные листья с узорами и краешками разных оттенков.

Цветки голубые, мелкие, невзрачные, собраны в метёлку. Появление цветов у колеуса показывает на недостаточность питания и сухость почвы.

Яркость окраски листьев зависит от освещения. На солнечной стороне окраска листьев становится необычайно яркой и богатой. Если света недостаточно, окраска бледнеет.

Размножается колеус легко – черенками.

Использование в школе: при прохождении темы “Размножение растений – вегетативным способом – черенками." При прохождении темы “Лист” (расположение листьев на стебле – супротивно.)

Интересно поставить опыт, показывающий влияние света на окраску листьев. Для этого нужно несколько укоренённых черенков с одного растения разделить на группы: одни поставить на яркое солнце, другие содержать при слабом освещении. Вести наблюдение за изменением окраски листьев растений в обеих группах и делать записи. [7]

Рис. 4. ТРАДЕСКАНЦИЯ

Рис. 4. ТРАДЕСКАНЦИЯ
(сем. Коммелиновых, родина – Северная Америка)

В комнатах наиболее часто встречаются виды: традесканция виргинская, гвианская и зебровидная.

Невысокое травянистое растение с узкими, линейными листьями. К стеблю лист прикрепляется без черенка.

Растение неприхотливое, летом требует обильного полива. Хорошо растёт при рассеянном освещении.

Размножается черенками.

Длинные травянистые стебли свисают через край горшка. Листья на побегах располагаются поочерёдно. Листья блестящие, овальной формы. Цветёт редко мелкими цветками, которые располагаются у основания листа.

Иногда лист имеет серебристые полосы.

Традесканция – растение нетребовательное, растёт хорошо при любой комнатной температуре и на северных окнах.

Использование в школе: это прекрасные ампельные растения. Растение является незаменимым объектом в учебной работе и может быть использовано при изучении многих тем биологии. При изучении темы “Клетка” наилучшим объектом для изучения клетки и движения цитоплазмы являются волоски тычиночной нити традесканции виргинской. Используется также при изучении тем: “Лист”, “Корень”, “Размножение растений”.

Это интересно. При изучении темы “Растение – целостный организм” можно объяснить влияние внешних условий на рост и развитие растений, а именно влияние влажности почвы и степени освещённости.

1. Влияние влажности на рост и развитие растений.

Укоренённые в горшках черенки делят на три группы по три растения в группе. Одну группу держат на поддонах, наполненных водой, другую - поливают через день, третью - поливают редко, но не допускают пересыхания земли.

В течении двух месяцев ведут наблюдения за ростом и развитием.

Данные заносят в таблицу:

На основании полученных данных делается вывод, при каких условиях растение развивается лучше.

Объясняется причина этого явления и связь его с местообитанием растения на родине.

2. Влияние света на рост и развитие растений.

Выращивают отдельные группы укоренённых черенков:

А) при интенсивном солнечном свете.

Б) при слабом солнечном свете.

В) при очень слабом освещении.

Наблюдение за всеми вариантами опыта ведётся по следующей схеме:

Даты наблюдений Длина стебля (см)

Листья

Дата начала цветения

количество

величина (см2)
         

На основании наблюдений делаются выводы, при каких условиях растение лучше растёт и почему ?

САНСЕВЬЕРА
(сем. Лилейных, родина – Африка, Индия)

Сансевьеры распространены в тропической Африке, где встречаются в виде зарослей.

Растение представляет сочетание листьев с прочными механическими тканями и подземного стебля – корневища.

В жаркую погоду и засушливое время корневище “поит” свои жёсткие листья.

Заострённые, как штыки, мечевидные листья сансевьер оберегают мета залегания сочных корневищ от покушений животных.

Сансевьера трёхполосная давно известна и популярна в комнатной культуре. Мечевидные, слегка вогнутые листья достигают 1 м длины и 4-5 см ширины. На общем фоне окраски листьев проходят широкие тёмно-зелёные поперечные полосы. За форму и расцветку листьев сансевьера трёхполосная названа “Щучий хвост”.

Сансевьера цветёт весной невзрачными белыми цветками на простом соцветии.

Ночью цветки издают сильный аромат ванили.

Размножается отрезками корневищ и листовыми черенками.

Использование в школе: для озеленения и при изучении темы “Вегетативное размножение”.

Это интересно. Листья сансевьеры стойки к пыли и вредным газам.

На примере этого растения интересно проследить приспособляемость растения к условиям существования на каменных осыпях[3]

Доступные и наименее токсичные способы уничтожения вредителей комнатных растений.[2]

Используемое растение - инсектицид

Используемые части

Приготовление настоев

Уничтожаемые вредители

КАРТОФЕЛЬ

Свежая ботва

4 кг. зелёной ботвы залить водой и кипятить 30 минут. Перед опрыскиванием разбавить водой в три раза.

Листогрызущие тли, клещи.

ТОМАТ

Свежие надземные органы, пасынки, листья.

То же.

То же.

ОДУВАНЧИК

Корни или свежие листья.

20 – 30 гр. измельчённых корней или 40 гр. свежих листьев настаивают в 1л. тёплой воды в течении 1 – 2 час.

Тли, трипсы, клещи.

ЧЕСНОК.

Луковицы.

Мелкорастущие луковицы (170 гр.) замачивают в 1л воды на 5 суток в тёмной, плотно закрытой стеклянной посуде. Перед опрыскиванием раствор разбавляют в 100 раз.

Клещи, щитовки, ложнощитовки, червецы.

ЛУК РЕПЧАТЫЙ

Луковицы.

Мелкоизмельчённые луковицы (15 гр) или сухую чешую (6 гр) настаивают в 1л воды 5 – 7 час. в плотно закрытой посуде, и затем фильтруют.

Тли, клещи.

РОМАШКА АПТЕЧНАЯ

Свежие соцветия.

1 кг сухого сырья настаивают в 10 л. воды 12 час. Перед опрыскиванием настой разбавляют в 3 раза.

Тли, паутинные клещи, гусеницы.

  

Приложение.

Тема урока. Название растения и объект. Примечание.
1. Клеточное строение растения. Традесканция (волоски листа)  
2. Органоиды клетки и движение цитоплазмы. Бальзамин – клетки стебля.  
3. Корень.
Строение корневого волоска и корневого чехлика.
Традесканция – корневые волоски и корневой чехлик. Для наблюдения используются побеги, укоренённые в воде.
4. Корневое давление. Пеларгония, бальзамин. Опыт следует ставить за день до урока.
5. Строение листа. Фикус, бегония, пеларгония, бальзамин,  
6. Листорасположение и мозаика листьев. Традесканция, олеандр, бриофиллиум, плющ.  
7. Жилкование листа. Циперус, аспидистра, плющ.  
8. Устьица. Традесканция, амариллис, кринум, кливия, пеларгония, фикус, агавы. Кожицу снимают пинцетом при надломе или надрезе листа. Особенно хорошо удаётся снять кожицу у немного увядших листьев. Листья с побега можно удалять накануне проведения урока.
9. Образование крахмала в листьях на свету. Листья пеларгонии, фуксии. Опыт ставится за сутки до урока.
10. Выделение растениями кислорода на свету. Побеги элодеи. Опыт описан в учебнике ботаники.
11. Испарение воды листьями. Пеларгония, фуксия, колеус, плектрантус, аралия. Для опыта берут побеги с несколькими листьями. Опыт ставится за 2 дня до урока.
Опыт с аралией указан в её описании.
12.Листопад. Фуксия, молочай, бальзамин. У фуксии легко вызвать листопад, изменяя влажность и температуру почвы
13. Стебель: прямостоячий, лазающий, цепляющийся, ползучий, усы. Фуксия, бальзамин, лимон, традесканция, камнеломка.  
14. Поднятие подкрашенной воды по стеблю. Бальзамин, колеус. Опыт ставится перед уроком или в начале урока.
15. Видоизменение побега:

луковица, корневище, клубень.

амазонская лилия, сансевьера, хлорофитум.  
16. Размножение растений:
черенками, делением куста, отпрысками, отводками, усами, детками, листовыми черенками.
Традесканция, бальзамин, колекс, циперус, плющ, хлорофитум, камнеломка, бегония, бриофиллиум. Укоренение можно проводить в воде, песке, почве.
17. Размножение семенами. Финиковая пальма, лимон.  
18. Соцветия. Примула, колеус, бегония.  
19. Опыление. Амариллис, бегония.  
20. Покрытосеменные растения влажных тропических лесов. Бальзамин, бегонии, плющ, колеус, циперус,  
21. Растения субтропиков. Абутилон, амариллис. зефирантес, лимон, примула.  
22. Растения пустынь. Агава, алоэ, сансевьера, финиковая пальма,  
23. Водные растения. Валлиснерия, людвигия, кабомба, роголистник, стрелолист, элодея.  

Литература:

  1. Валеневский А. Г. - Биология. Москва. Изд. “Дрофа” 1999 г.
  2. Воронцов В.В. - Сад и огород. Москва. ЗАО “Фитон” 2001 г.
  3. Журкова Е.Н. - Целители в вашем доме. Москва. Изд. “Просвещение” 1965 г
  4. Клинг Эндрю - Растения в интерьере. Москва. Изд. “Махаон” 1999 г.
  5. Пасечник В.В. - Биология. Москва. Изд. “Дрофа” 2000 г.
  6. Уокер. Дж. - Семена, луковицы, споры. Москва. Изд. “Фламинго” 2000 г.
  7. Генгель П.А. – Физиология растений - Москва Изд.”Просвещение” 1985 г.