Урок "Три типа склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: плакат с именами существительными (из “Чепушинки”), листы бумаги, фломастеры для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, компьютерная программа “Русский язык, 4 класс”, серия “Семейный наставник”.

Цели. Выведение учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных и составление схемы-модели. Развитие умения определять склонение имен существительных с использованием составленной схемы-модели, развитие мышления, речи. Воспитание самостоятельности, чувства коллективизма, воли, уважения к предмету.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы снова проводим урок с нашим другом-компьютером. Мы продолжим работу над темой “Три типа склонения имен существительных”. Я думаю, что цель урока вы определите сами. Запишите сегодняшнее число и тему урока. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.

Словарная работа.

Выборочный диктант.

Учитель. Из текста “Чепушинки” выберите имена существительные с непроверяемым написанием и запишите их в начальной форме, обозначив орфограммы.

По приказу капитана корабля сегодня на десерт подали сирень с облаком. Какой прогресс! На ужин были только серебряные тарелки…

Проверка работы.

Вопросы. Какие существительные выписали? Как определяли имена существительные? Как действовали, чтобы поставить их в начальную форму? Какие орфограммы обозначили?

Актуализация знаний. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.

Учитель. На предыдущем уроке вы узнали о трех типах склонения имен существительных, учили правило. Попробуйте определить склонение выписанных вами существительных.

Самостоятельная работа по определению типа склонения выписанных имен существительных.

Момент контроля и самоконтроля. (Вывешивается плакат, на котором написано: капитан(2), корабль(2), десерт(2), сирень(3), облако(2), прогресс(2), ужин(2), тарелка(1).)

Вопросы. У кого все получилось? У кого были ошибки? Почему они возникли?

(Забыл правило, так как оно очень большое. Ошибся в определении рода существительного. Не обратил внимание на окончание. Запутался, что за чем определять и т. д.)

Постановка детьми проблемы и ее фиксация.

Учитель. Вы сейчас оценили свою работу, увидели свои ошибки, попытались объяснить их возникновение. Многие сослались на то, что таким большим по объему правилом пользоваться неудобно. И это на данном этапе уже проблема. Кто ее озвучит?

(Как помочь себе быстро и правильно определить склонение существительных?)

Зафиксируем эту проблему на доске и в тетрадях.

?

скл. сущ.

Формулирование цели урока.

Учитель. Может быть, кто-нибудь сформулирует цель урока? (Мы должны научиться быстро и правильно определять склонение существительных, хорошо разобраться в правиле.)

Учитель. Чем же можно помочь себе? (Надо составить план. Можно вывести алгоритм своих действий, нарисовать схему. и т. д.)

Физминутка.

“Открытие” учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных.

Учитель. Предлагаю поработать над решением данной проблемы в группах. Внимательно читайте правило на с. 94 и, действуя “шаг за шагом”, найдите свое решение.

Текст правила, приведенного в учебнике.

Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением. В русском языке три склонения имен существительных. Это означает, что все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

1 склонение

женский род,

мужской род,

в начальной форме -а, -я страна, земля, Слава, дядя

2 склонение

мужской род,

в начальной форме ?;

средний род,

в начальной форме –о, е огонь, окно, поле

3 склонение

женский род,

в начальной форме?

(в основу входит ь)

печь, степь

Работа в группах.

Защита своих решений у доски.

В ходе обсуждения различных решений учащиеся делают вывод, что при определении склонения существительных удобнее действовать, используя схему-модель.

?

скл. сущ. ------ н. ф. ------ род, окон. ------ скл.

(Схема-модель одновременно записывается на доске и в тетрадях и озвучивается детьми.)

Возвращение к проблеме.

Учитель. Проверим, поможет ли схема-модель в практической работе.

Первичное закрепление.

Учитель. Выберите из словосочетаний имена существительные, запишите их. Используя схему- модель, определите тип склонения.

Комментированное письмо.

В дальнюю дорогу, тончайшая ткань, у глубокого озера, под старой елью, колючая елка, взъерошенный воробей, с близкими друзьями.

Учитель. Помогла ли схема-модель?

Физминутка для глаз.

Самостоятельная работа на компьютере с последующей самооценкой.

Учитель. А теперь поработайте с тестами на компьютере и оцените себя. При работе пользуйтесь схемой-моделью.

Работа учащихся с тестами программы. Тем, кто справится быстрее, предлагается карточка с предложением, в котором надо определить склонение существительных.)

Момент контроля.

Учитель. Кто справился с работой? У кого были ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? (В случае необходимости дети помогают определить склонение существительного.)

Самооценка. Дети выставляют себе оценку.

Домашнее задание.

Выучить схему-модель.

Выполнить задание учебника №160.

Итог урока.

Что нового узнали? Что было вам особенно интересным на уроке? Как будете дома определять склонение существительных?