Урок "Гласные буквы и, ы после ц"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Конкретизация позиционного принципа обозначения звуков буквами, расширение понятие об орфограмме.
Создать ситуацию постановки учебной задачи обозначения гласных звуков буквами после Ц.
Учить составлять алгоритм исследования отношения звук – буква;

Оборудование:

Программно – методическая система “Путешествие в страну Букварию”.
Под авторством Зарецкой З.А., Зарецкого Д.В.

Ход урока.

Организационный момент.

Работа по теме урока.

Создание ситуации успеха.

С какой буквой познакомились на прошлом урока? (С буквой Ц).

Какой звук может обозначать эта буква? (Непарный, согласный, глухой, твердый).

Какие гласные мы пригласим для работы с буквой Ц? (Гласные, которые выполняют одну работу).

Ребята, я очень довольна вашими ответами. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, и приготовила их для вас.

Миллион задачек сразу вам решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом и квадратной головой.
(Компьютер)

Сейчас мы поработаем с компьютером. Будем отгадывать кроссворд, обязательное условие: в слове – отгадке должна быть буква Ц. (На мониторе компьютера кроссворд)

img1.gif (2377 bytes)

Отгадайте слово по вертикали.

У меня ходули – не страшит болото:
Лягушат найду ли – вот моя забота.
(Цапля)

Какую гласную букву поставим после Ц? Почему? (Букву А, так как она выполняет одну работу)

Вставьте слово по горизонтали.

Что такое с тонкой, хрупкой и овальной скорлупой?
А в гнезде оно смотри – раскололось изнутри.
(Яйцо)

Какую букву поставим после Ц?

Следующую отгадку вставим по горизонтали.

Зимой беленькие, летом серенькие.
Никого не обижают, сами всех боятся
И в кустах таятся
(Зайцы)

Какую гласную букву выберем после Ц? (Гласную букву И, так как она выполняет одну работу – обозначает звук [Ы]).

Постановка проблемы.

Ребята пытаются поставить в слово зайцы букву И, но у них ничего не получается, они в недоумении.

Как вы думаете, почему у нас ничего не получается, хотя мы все делаем правильно? В слове зайцы в слоге [ЦЫ] будем писать букву И, так как она выполняет одну работу, но не тут - то было. Компьютер с нами не соглашается. Может быть, попробовать обозначить буквой Ы? (Вставляют букву Ы и слово получается).

Отгадаем последнюю загадку.

Проживают в умной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.
(Цифры)

Итак, кроссворд мы с вами разгадали. Не возникли ли у вас, ребята, вопросы? (Ребята в недоумении, почему в одном случае [ЦЫ] писали с буквой Ы, а в другом – с буквой И).

Постановка учебной задачи.

Какая учебная задача стоит перед нами? (Узнать, как обозначать буквами звукосочетание [ЦЫ]?)

Может быть у кого – то есть предложения? (Ребята высказывают свои версии, но ни одна из них не верна).

Хорошо. Давайте разбираться вместе, только вы еще раз напомните вопрос, на который мы будем искать ответ.

(Ребята повторяют вопрос, а учитель фиксирует его на доске в виде знака “?”).

Решение орфографической задачи.

На доске записаны столбики слов.

ЦИРКУЛЬ СКВОРЦЫ
МОТОЦИКЛ ПЛОВЦЫ
ЦИРК ПЕВЦЫ

Что объединяет слова каждого столбика? (Есть звукосочетание [ЦЫ]).

Прочитайте слова первого столбика. Какой буквой в этих словах обозначен гласный звук после Ц?

Этот звук ударный? Он находите в середине слова или в конце?

Какой вывод можем сделать? (Звукосочетание [ЦЫ] в середине слова пишется с буквой И).

Прочитайте слова второго столбика. Проанализируйте эти слова и попробуйте сделать вывод. (Звукосочетание [ЦЫ] в конце слова пишется с гласной Ы).

Так договорились между собой люди. Это общепринятый закон, запомним это.

Ребята, сможем ли мы это открытие изобразить в виде модели (Ученики в группах обсуждают свои модели, в результате обсуждения появляется такая модель):

“ЦЫ”

ЦИ… …ЦЫ

Ребята, мы ответили на вопрос? Узнали когда [ЦЫ] будем писать с буквой И, а когда с буквой Ы?

На доске есть еще один столбик слов, прочитайте их.

ЦЫГАН

ЦЫПОЧКИ

ЦЫПЛЕНОК

ЦЫКНУЛ

ЦЫЦ

Где находится слог [ЦЫ], какой буквой обозначен гласный звук после Ц?

Может, здесь произошла ошибка, ведь мы с вами договорились обозначать [ЦЫ] в середине слова буквой И.

Оказывается, эти слова не захотели подчиняться общепринятому правилу, их надо запомнить. Чтобы лучше запомнить эти слова, достаточно выучить такое предложение: Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: “Цыц!”

Кто такой цыпленок? Почему цыпленка так называют? Об этом мы узнаем, прочитав текст в букваре. (Стр. 113).

Остался еще один столбик слов, прочитайте их, так как мы говорим.

ЦИНГА

ЦЫГАН

ЦЕНА

Какое звукосочетание слышим в первом слоге? [ЦЫ].

А как обозначено на письме? Можем объяснить, почему?

Вывод: мы раскрыли секрет обозначения буквами слога [ЦЫ] с ударным гласным звуком. Обозначение буквами [ЦЫ] в безударной позиции узнаем позднее. Пока сохраним этот вопрос. Будем обозначать на письме этот гласный звук?

Контроль.

Попробуйте в группах и вставьте пропущенные буквы, где это возможно в словах, стихотворениях. (У ребят лежат тесты).

Ц…пленок в ц…рке выступал.

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…кле разъезжал

И ц…фр знал он не мало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал

Где И, а где же Ы.

Итог урока.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?