Буквенные обозначения геометрических фигур

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Формировать умение обозначать буквами геометрические фигуры.
  2. Познакомить с некоторыми буквами латинского алфавита.
  3. Закрепить понятие “отрезок натурального ряда чисел”.
  4. Развивать математическую речь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Чему учимся на уроке математики?

Всему этому мы продолжим учиться сегодня на уроке математике. И узнаем что-то новое и интересное.

II. Устный счет.

Начнем наш урок с минутки счета.

Игра “Ладушки” (счет до 20 и обратно).

Игра “Догонялки” (один ученик называет любое число до 20, а другой последующее).

Поднимите руки те, кто доволен своим счетом?

Молодцы, ребята, вы отлично посчитали, потому что были внимательными и старались.

III. Минутка чистописания.

А сейчас попрошу вас быть ещё более внимательными, так как надо не только узнать число, о котором буду говорить, но и записать его в тетрадь.

Для этого откройте тетради.

Найдите сегодняшнее число.

Сколько клеточек будем отступать от числа?

Поставьте точку в рабочей клеточке.

Буратино с друзьями пошёл на спектакль. Какое место у Буратино, если его друзья сядут на 1 и 3 место?

Какое число записали? Почему?

У Мальвины место слева от Буратино. На каком месте сидит Мальвина?

Какое число записали? Почему?

А папа Карло сидит справа от Буратино. На каком месте сидит папа Карло?

Какое число записали? Почему?

Вы записали числа с помощью цифр 2, 1, 3. При письме цифр, о чем Вы помнили? (Правильное написание цифр, цифра должна занимать правую половинку клетки).

Если каждый из Вас помнил об этом, значит, цифры у Вас получились такие же красивые, как на образцах (образцы цифр на доске).

Взаимопроверка тетрадей.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подчеркните самую красивую цифру своего товарища.

А теперь я Вас попрошу через 3 клеточки вправо, запишите эти числа в порядке увеличения (2, 1, 3).

Как записали? Почему так расположили числа? Что получили? (1, 2, 3 - отрезок натурального ряда чисел).

Что значит отрезок натурального ряда чисел?

Физкультминутка.

(Проводит дежурный ученик)

IV. Работа по теме урока.

1. Введение в новую тему.

Ребята, а на доске у меня есть отрезок натурального ряда чисел? (Да)/

Рисунок 1

Скажите, пожалуйста, а числа существуют сами по себе? (Нет, они обозначают геометрические фигуры).

А вы узнали эти геометрические фигуры?

Покажите, какую геометрическую фигуру вы узнали, докажите. (Вызванный ученик выходит к доске показывает геометрическую фигуру, которую узнал и дает ей определение).

Скажите, а какая геометрическая фигура познакомила нас с отрезком, лучом, прямой? (Они отвечают - точка).

Ребята, а что позволило вам правильно ответить на этот вопрос? (Сказка, которую Вы нам рассказали на уроке знакомства с этими геометрическими фигурами).

Точке очень понравились эти геометрические фигуры, и она захотела больше узнать о них. Поэтому она пригласила в гости к себе много отрезков, прямых и лучей. (На доске отрезки, лучи и прямые разной длины и разного цвета).

Ребята, у нашей точки возникли трудности при общении с гостями. Когда точка обращается к отрезку, то все отрезки начинают с ней говорить. Когда точка что-то спрашивает у луча, то каждый луч считает, что это говорят с ним. И все лучи начинают говорить.

2. Постановка проблемы.

Ребята, я думаю, что мы можем помочь точке. Давайте все вместе постараемся выделить каким-то образом наши геометрические фигуры, что бы точке было легче общаться и слушать своих гостей. (Дети рассуждают):

выделить каждую геометрическую фигуру своим цветом;
развести по разным комнатам;
пронумеровать;
дать имена.

Вывод: Молодцы, сколько много советов вы предложили точке в общении с её гостями. Но давайте обратимся к ответу “дать имя”, т.е. обозначить геометрическую фигуру.

Почему точке будет удобней обращаться к своим гостям по имени? (Каждый человек имеет свое имя, клички – животные…).

Какие имена мы можем предложить этим геометрическим фигурам?

Можем ли мы их назвать именами людей Маша, Петя и т.д. (Нет, т.к. – это имена людей).

Давайте подумаем, как можно обозначить наши геометрические фигуры?

Дети предлагают свои варианты ответа:

пронумеровать;
обозначить словами;
значками (-, +, =);
буквами, которые мы знаем и т.д. ….

Вывод:  Молодцы, можно обозначить геометрические фигуры, так как вы предлагали. Но в математике существует общепринятое обозначение – буквенное. Как нам с Вами предлагал Иван.

3. Постановка цели урока.

Ребята, так чему мы с Вами будем учиться сегодня на уроке? (Обозначать геометрические фигуры).

С помощью чего обозначают геометрические фигуры? (С помощью букв).

4. Первичное закрепление нового материала.

Давайте убедимся, верно ли мы с Вами раскрыли нашу проблему?

Откройте учебник на странице 15 (чтение правила и разбор примеров).

Ребята знакомы ли Вам эти буквы, которыми обозначены эти геометрические фигуры? Ответ может быть двояким:

схожесть с буквами русского алфавита;
различное написание букв и произношение.

Вывод: Буквы, которыми мы будем обозначать геометрические фигуры, являются буквами латинского алфавита. А для простоты работы, нам с Вами надо познакомиться с некоторыми буквами латинского алфавита.

(На доске ученикам представлена часть латинского алфавита, они вместе с учителем обсуждают правописание печатных букв и их чтение)

5. Закрепление.

Коллективная работа учеников.

Давайте сами назовем геометрические фигуры. Для этого будем отгадывать загадки и чертить геометрические фигуры в тетради. Что нам необходимо для выполнения этой работы? (Карандаш, линейка).

Между точками дорожка, прогуляемся немножко. (Два ученика чертят на доске отрезок и называют его, используя буквы латинского алфавита).

Из солнца вышел, прошел между туч, прямой и ровный…. (луч) (два ученика чертят на доске луч и называют его, используя буквы латинского алфавита).

Нет конца и нет начала. Это линия…. (прямая) (два ученика чертят на доске прямую и называют её, используя буквы латинского алфавита)

Вывод: Вы просто молодцы. Вам понравилось называть геометрические фигуры?

Самостоятельная работа.

Ребята, у вас на столах находятся карточки с геометрическими фигурами. Работать вы будете в парах. Пары первого ряда находят среди геометрических фигур только лучи и обозначают их. Пары второго ряда – отрезки, пары третьего ряда - прямые. (Пара, которая выполнила задание, раньше других, получает право выхода к доске с показом своей работы)

6. Оценка своей работы.

Кто считает, что ему все понятно, у него все получилось, нарисуйте на листочках “улыбающегося человечка”.

(Кто из учеников не смог себя оценить, следовательно, тема им понята не полностью, что является сигналом для учителя в планировании дальнейшей работы).

IV. Итог урока.

Ребята, что необходимо предложить точке, чтобы не было шума, каждый гость говорил, когда к нему обращаются, слушал других?

Нужно обозначить, каждую геометрическую фигуру, с помощью букв латинского алфавита.