Готовность к школе. Коррекционно-развивающая программа "Путешествие в мир знаний"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Если Вселенная действительно беспредельна.
А природа не имеет исчисление в своем творчестве,
То единственная модель этой беспредельности
И этих богатств есть Ребенок”.

Ш. Амоношвили

Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом образовательного учреждения.

Начиная эту работу, я, как молодой специалист, столкнулась с рядом трудностей: недостаточное количество программ по подготовке детей к школе, небольшой личный опыт. Разный уровень готовности детей к обучению в школе натолкнул на мысль о создании надежной, развивающей программы, использование которой позволяло бы вывести детей с низким уровнем “готовности к школе” на следующий уровень и выше. На тот период наша периодика предлагала только литературу с набором игр и упражнений по самым различным направлениям в развитии ребенка. Не хватало комплексной системы занятий. Для более профессионального и системного подхода к проблеме готовности детей к начальному школьному обучению и была разработана программа “Путешествие в мир знаний”. Эта программа в 2000 году на городском конкурсе “Педагог-исследователь, новатор, разработчик” заняла 2 место.

По данной программе я работаю уже 5 лет. В чем же её особенность?

  • Реализуется программа в несколько этапов (рис. 1);

  • Вся деятельность педагога-психолога и воспитателей группы, связанная с повышением у старших дошкольников уровня “школьной зрелости”, подчинена структуре Программы (рис.2);

  • Программные занятия развивают не только познавательные процессы, но и все свойства и качества личности ребенка в целом (рис. 3);

Риунок 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ

“ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЗНАНИЙ”

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ

Цель

Задачи

Тема
занятий

Содержание
(примерное)

Кол.
часов

Стратегия
и поведение
психолога

Реакция
детей

1

1. Установление эмоционально-
позитивного
контакта
с детьми.

2. Ориентировка
в обстановке
помещения,
правилах
и норм
поведения.

3. Установление
позитивных
взаимоотношений
в группе.

1. Познакомить детей друг с другом.

2. Познакомить
и обсудить
правила
поведения
на занятиях.

3.Научить
ориентироваться
в комнате для
занятий.

4. Развивать
способность
к согласованному
взаимодействию.

5. Выразить
свое “Я” в
рисунке.

6.Укрепить
взаимоотношения
детей в группе.

7.Поддерживать
интерес к
занятиям.

9.Развивать
уверенность
в поддержке
сверстников:
доверие к ним.

«Знакомство» -Игра
“Паровозик”;

-Беседа
“Как себя
вести на
занятиях;

-Игра
“Найди
игрушку”;

-Игра
“Поменяйтесь
местами”;

-Рисунок
“Это я!”.

1 -Не директивная
стратегия.

-Представление
ребенку
инициативы к
самостоятельности.

-Внутренний
и внешний
комфорт.

-Веселое,
радостное
настроение.

2

«Дружба» -Игра
“Ласковое
имя”;

-Игра
“Животные”;

-Игра
“Прорвись
в круг”;

-Игра
“Глухой
телефон”;

-Игра
“Енотов
круг”;

-Групповой
рисунок
“Волшебная
страна”.

1
  • Игры и упражнения используются в зависимости от особенностей и проблем ребенка (ход занятия можно изменять по усмотрению педагога-психолога);
  • Количество занятий по конкретным темам может варьироваться в зависимости от усвоения этих тем детьми и хода коррекционно-развивающего процесса в целом.

Подводя итоги коррекционно-развивающей работы по программе “Путешествие в мир знаний”, хотелось бы выделить следующие достижения:

- у детей, посещающих коррекционные занятия, повысился интерес к познавательным задачам и готовность их решать;

- улучшились эмоционально-позитивные отношения в группах и утвердились установки на совместную игровую деятельность;

- во всех видах мыслительной деятельности наблюдалась положительная динамика развития.

В результате моих наблюдений, по отзывам воспитателей группы и родителей, я пришла к выводу, что коррекционные занятия оказывают огромное влияние на развитие психических процессов детей: развитие мышления (дети научились анализировать, классифицировать, обобщать предметы и понятия); внимания (реже наблюдаются явления генерализации, повысился уровень работоспособности); памяти (увеличился объем зрительного и слухового запоминания); творческого воображения, связной речи, и, в конечном итоге, полноценной подготовке детей к школе. Посещение коррекционных занятий настраивает детей на позитивный лад, формирует нравственные чувства и поступки, а так же отмечается более глубокое усвоение программного материала по разделам: “Развитие речи”, “Математика”, “Экология”, “Изобразительная деятельность”.

Ежегодно, в плане преемственности детского сада и школы, проводятся такие мероприятия, как “Круглый стол” и творческие встречи, на которых все участники образовательного процесса анализируют итоги адаптационного периода бывших дошкольников и уровень подготовки к школе. Специалисты школы отмечают положительный результат профессионального и системного подхода к решению проблемы готовности детей к начальному школьному обучению и эффективность использования программы “Путешествие в мир знаний” в детском саду.

Итак, своевременная психологическая помощь старшим дошкольникам является основой их успешного обучения в школе. И программа “Путешествие в мир знаний” способствует этому.

___________________________________

Пояснительная записка к программе

“Путешествие в мир знаний”

Данная программа направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников к начальному школьному обучению.

Цель программы: создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.

В основе коррекционно-развивающей программы лежат следующие принципы:

  1. Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
  2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
  3. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.
  4. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Основная задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.

  1. Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции “школьника”. А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
  2. Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
  3. Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.
  4. Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.

Каждое занятие включает задачи из всех четырех блоков и направлены на развитие:

  • Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).
  • Произвольного и непроизвольного внимания.
  • Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
  • Творческого воображения.
  • Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.
  • Формирование позитивно мотивации.

Рекомендации, необходимые для проведения занятий

  1. Добровольное участие детей.
  2. Продолжительность занятия 30-40 минут.
  3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
  4. Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.
  5. Регулярность и эпизодичность занятий – 2 раза в неделю.
  6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения).

Реализация программы проходит в 4 этапа:

  1. Ориентировочный этап (2 занятия);
  2. Этап накопления положительных образов (2 занятия);
  3. Коррекционно-развивающий этап (17 занятий);
  4. Обобщающе-закрепляющий этап (4 занятия).
  5. Оригинальность программы состоит в использовании новых подходов и технологий коррекции и развития:

  • элементы сказкотерапии;
  • элементы песочной терапии;
  • элементы музыкотерапии;
  • элементы изотерапии;
  • элементы телесно-ориентированной терапии;
  • элементы игротерапии;
  • элементы библиотерапии;
  • элементы мнемотехники и др.

Оценка успешности проведенной коррекционно-развивающей работы определяется:

  1. Сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики.
  2. Отзывы родителей (анкетирование, беседы).
  3. Отзывы воспитателей (анкетирование, беседы).

 

Конспекты занятий.

1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Цель: 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми.

2. Ориентировка в обстановке помещения.

3. Знакомство с правилами и нормами поведения на занятиях.

4. Установление позитивных взаимоотношений в группе.

Занятие № 2. “Дружба”.

Задачи: 1. Укрепить взаимоотношения детей в группе.

2. Поддерживать интерес к занятиям.

3. Развивать воображение и коммуникативные навыки.

4. Развивать уверенность в поддержке сверстников; доверие к ним.

5. Поднять эмоциональный тонус детей.

Материалы: мячик, маски животных, веревка длиной 1,5 метров, лист ватмана, краски, карандаши, кисти.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Дети приветствуют друг друга так, чтобы было понятно, что все рады увидеться, используя выразительные движения (смотреть в глаза и улыбаться) или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание); вспоминают правила взаимодействия (занятие №1).

Игра “Ласковое имя”.

Инструкции: “Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя”.

Игра “Животные”.

Ведущий предлагает детям изобразить кого-либо из животных (шустрому ребенку – медведя; медлительному – зайца, белку; трусливому – тигра, волка, льва…).

Игра “Прорвись в круг”,

Ребенка, испытывающего небольшие трудности в общении со сверстниками, отведите в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Игра “Глухой телефон”.

Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, кто хочет, чтобы с него начали. Ведущий говорит на ухо любое слово начинающему, а тот передает следующему и т.д. Последний говорит слово вслух, сравнивают с первоначальным.

Игра “Енотов круг”.

Дети становятся в круг, взяв друг друга за руки крепко. Веревку длиной 1,5 метра завязываем в круг. Ведущий одевает круг через плечо. За определенное время, не расцепляя рук, продеть веревочный круг через каждого участника. Можно использовать одновременно два круга (друг за другом или навстречу друг другу).

Групповой рисунок “Волшебная страна”.

Дети рисуют на листе ватмана карандашами, фломастерами, красками или мелками (по желанию) Волшебную страну. В этой стране все люди (и взрослые, и дети) живут дружно, никогда не ссорятся, помогают друг другу и т.д.

Ритуал прощания.

Дети благодарят друг друга за совместную игру, кратко обсуждают вопрос, кому какая игра понравилась больше всего. Прощаются друг с другом и со взрослым.

2. ЭТАП НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Цель: 1. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей.

2. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

3. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

Занятие № 1. “Королевство внутри нас”.

Задачи: 1. Познакомить с основными чувствами и эмоциями человека.

2. Развивать умение понимать и передавать свои эмоции и чувства.

3. Развивать умение слушать сверстников.

4. Помощь в преодолении негативных переживаний.

5. Учить самостоятельно принимать решения, уменьшать тревожность.

Материалы: цветная бумага, краски, кисточки, ножницы, повязки на глаза. Мокрая бумага для рисования (альбомные листы).

Ход занятия:

Ритуал приветствия. Все приветствуют друг друга, как принц и принцесса в сказке: девочки делают реверанс, а мальчики прикладывают правую руку к левой стороне груди и кланяются.

“Беседа”.

“Ребята, все мы разные. У нас разные прически, глаза, рост… Но в чем-то мы все похожи. Когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, тревожно, то можем заплакать… Знаете, как называется состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно? Это настроение. Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен. Основные чувства и эмоции: радость, грусть, страх, гнев, тревога, удивление. Как можно повысить настроение?” Дети по кругу предлагают свои способы. (Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картинку и т.д.).

Игра “На что похоже настроение”.

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: “Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое?” Ведущий обобщает – какое сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п.

Игра “Слепой фотограф”.

В парах, один с закрытыми глазами, другой его водит, помогая познавать мир по-новому. Через несколько минут меняется ролями. Обсуждение: “Что чувствовали? Кем понравилось быть – “слепым” или “фотографом”?

Игра “Салют”.

Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листочков бумаги, затем мелко нарезать их. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

Игра “Настроение и походка”.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: “Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее”.

Этюд “Солнечный зайчик”.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: “Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Заройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте. Чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему”. Далее, ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

Рисование на тему “Мое настроение”.

Взрослый подготавливает заранее мокрый лист и краски и объясняет детям, что настроение можно изобразить в виде кругов, полосок, пятен и т.п. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

Ритуал прощания. Дети улыбаются друг другу и машут руками.

3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП.

Цель: 1. Развитие познавательных процессов.

2. Формирование способности регуляции деятельности.

3. Развитие коммуникативных способностей.

Путешествие в страну Родной речи.

Занятие № 1. “Остров Гласных звуков”.

Задачи: 1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать воображение, память, восприятие.

3. Развивать дисциплинированность, организованность, сплоченность.

Материалы: аудиокассета “Шум моря”, 2 ленты длиной 1 – 1,5 метра, ножницы, клей, салфетки, ватман, страницы из газет и журналов с буквами.

Ход занятия:

Ритуал приветствия. Дети приветствуют друг друга любым способом.

Беседа. “С сегодняшнего дня мы начинаем путешествовать по волшебной стране знаний. Мы узнаем много нового и интересного. Но только уговор, во время путешествия мы не ссоримся и помогаем друг другу. Договорились? Итак, сегодня мы отправляемся … ой, а куда же мы отправляемся сегодня? Вот память-то. У меня здесь записано (достает лист бумаги) – загадки о море, реке.” (Например: “Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит – не выбежит” и т.д.) Дети отгадывают, и включается аудиокассета “Шум моря”. “Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание? (Да) Тогда давайте произнесем волшебные слова”.

Волшебное стихотворение. Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.

Дети оказались на корабле (корабль может быть нарисованным или же сложенным из кубиков).

Игра “Волны”.

Ведущий называет по очереди то или иное чувство и предлагает превратиться в морские волны и с помощью лент показать: волны радости, волны гнева, волны страха и пр.

Упражнение “Гласные буквы”.

Дети вырезывают гласные буквы и наклеивают их на ватман, на котором изображен дом с красной крышей. Каждая буква заселяется в свою “квартиру”: а-я, о-ё, у-ю, и-ы, э-е.

Стихотворение “Овощи”. Юлиан Тувим.

Этюд “Минута шалости”.

Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия.

Упражнение “Тренируем память”.

Ведущий предлагает детям:

-Нахмуриться, как: осенняя туча, рассерженный человек;

-Разозлиться, как: голодный волк, злая волшебница;

-Испугаться, как: заяц, увидевший волка, птенец, упавший из гнезда;

-Улыбнуться, как: кот на солнышко, хитрая лиса.

Волшебное стихотворение (возвращение). Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.

Ритуал прощания. Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

17.10.2003