Урок литературного чтения по произведению В.Осеевой "Добрая хозяюшка" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока.

Формировать умение работать с текстом произведения (делить на части, составлять план).

Учебные задачи:

1. Ввести в круг чтения новое произведение В.Осеевой “Добрая хозяюшка”.
2. Учить определять главную мысль произведения, объяснять заглавие.
3. Закреплять понятия о рассказе.
4. Составлять схематический план.
5. Формировать умение пересказывать текст сжато по плану.
6. Характеризовать героев рассказа.
7. Формировать понятие о дружбе.
8. Отрабатывать навык, осознанного правильного, быстрого и выразительного чтения.
9. Воспитывать умение работать в коллективе, умение слушать.

Обеспечение:

– Учебник Л.А.Ефросинина “Учимся читать” 1 класс 4 часть [1].
– Модель обложек.
– Детские книги, различные по темам и жанрам по желанию учителя (для физкультминутки).
– Выставка книг В.Осеевой.

Ход урока

1.Организационный момент.
2. Активизация знаний учащихся. 

Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные ученики будут награждены медалями “Читай-ка”.

Возьмите карточку №1.

Карточка № 1

М.Коцюбинский “Мушка”
Г.Юдин “Друзья”
В.Чаплина “Самые быстрые крылья”
Г.Скребицкий “Верное средство”
М.Пришвин “Беличья память”
Е.Чарушин “Две козочки”

— Я утверждаю, что эти авторы писали рассказы.
— Давайте докажем, где я ошиблась?
— Я очень люблю произведения Г.Юдина, но имела ли я право записывать фамилию автора? (Нет. Почему?)
— Произведения какого жанра писал Г.Юдин?
— Что такое рассказ?
— На какие две группы можно разделить все сказки? (Литературные(авторские) и народные)

На доске вывесить модели обложек.

 Рис. 1

Что общего у моделей? (Жанр)
В чём различие? (Тема)
Вспомните произведения, которые соответствуют данному жанру и теме.

Возьмите карточку №2.

Карточка № 2

  “Лёгкий хлеб”
  “Жадная Жаба”
  “Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки”
  “Пых”
  “Два Мороза”
  “Каша из топора”
  “Змей – хвастунишка”
  “Сказка о том, что надо дарить”

Обозначьте: + сказки авторские, V сказки народные.

Назовите фамилии авторов.

Сказки каких народов в данном списке?

— Произведения какого автора читали дома? (Е. Чарушин) - Жанр, в котором работал Е.Чарушин?

 3.Проверка домашнего задания.

 Возьмём карточку №3.

Карточка № 3

Е. Чарушин Сказки
Стихи
Рассказы

О ком и о чём писал Е.Чарушин? (Писал рассказы о детях, о родной природе, о животных)

Рис. 2

Какая модель соответствует жанру и теме произведения прочитанного дома?

Е.Чарушин “Как Никита играл в доктора”.

— Найдите и прочитайте о том, как Никита играл в доктора.

— Как мальчик относился к своей собаке?

— Как Никита называет Томку?

 4. Объяснение нового материала

 4.1. Сегодня мы продолжим знакомство с произведением Валентины Александровны Осеевой.
        — Вспомните, какие произведения Валентины Александровны мы читали раньше. (“Случай”, “Просто старушка”).
4.2. Стр.40-41 [1]. Ознакомительное чтение (сильными учащимися).
4.3. Беседа по выявлению первичного восприятия.

— Понравилось произведение? Почему?
— Определите жанр и тему произведения.
— Прочитайте ещё раз заголовок “Добрая хозяюшка”.
— Почему В.Осеева так озаглавила свою сказку? (Ирония)

4.4. Смоделируем обложку.

 Рис.3

4.5. Физкультминутка.

Учитель предлагает учащимся каждого ряда по одной модели обложки и 3 – 4 детские книги:

1 ряд – модель обложки - рассказы о детях;
2 ряд – модель обложки – рассказы о природе;
3 ряд – модель обложки – стихотворения о детях.

Укажите то произведение, которое подходит к данной модели.

4.6. Составление плана-схемы.

—  Сегодня будем составлять план-схему.
—  Кто жил у девочки? Прочитайте.

 Рис.4

— Почему она отдала петушка? (Понравилась курочка)

 Рис. 5

(Стала жить у девочки курочка) Прочитайте.

Рис.6

Кто понравился девочке потом? Прочитайте.

Рис.7

А потом увидала девочка у соседа …(щенка) Прочитайте.

Рис.4

Почему щенок убежал от девочки? (Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить!)

— Ребята, правильно ли поступала девочка?
— Кому хотелось бы с такой девочкой дружить? Почему?
— Какие пословицы о дружбе вы знаете.

(Старый друг лучше двух новых.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!
Нет друга – ищи, а нашёл – береги!)

— Пересказ по схематическому плану.

 Домашнее задание:

1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке.
2. Научитесь читать сказку с выражением.
3. Перескажите сказку (всем); сильным ученикам пересказать сказку:
      – от лица курочки,
      – от лица петушка.

Литература.

1. Л.А.Ефросинина. Учимся читать 1 класс (4 часть). – М., Вентана Граф, 2002 г.