Моделирование образовательной среды в малокомплектной школе, развивающей математические, творческие и организаторские способности учащихся

Разделы: Математика


Цель. Создание оптимальных условий для математического образования в малокомплектной школе для самоопределения и саморазвития ребенка как личности, подготовка выпускника к послешкольный жизнедеятельности.

Модель предполагает такую организацию:

  1. Уроки
  2. Индивидуальные консультации
  3. Факультативные занятия
  4. Подготовка к экзаменам
  5. Подготовка к олимпиадам
  6. Мониторинг обученности и деятельности по математике
  7. Дополнительное образование
  8. Профориентация старшеклассников
  9. Работа летней математической школы
  10. Работа общества “УМ” - увлеченных математикой
  11. Работа кабинета математики
  12. Внеклассная работа “рис. 1”

Учитель выполняет координирующую, управляющую и направляющую функции.

Концептуальные положения:

  • Педагогика сотрудничества, где учитель и ученик являются равноправными субъектами образовательного процесса.
  • Развивающее обучение, направленное на развитие всей совокупности качеств личности ученика, т.е. реализация возможностей ученика через математическое образование.
  • Проблемное обучение, направленное на самостоятельный поиск новых понятий и способов действия и формирующее личностную мотивацию ученика, его познавательные способности.
  • Личностно-ориентированный подход к обучению, предполагающий создание ситуации успеха для каждого ученика, создание индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
  • Профильное обучение, ориентированное на общекультурное, прикладное и профессиональное образование и определяемое набором учебных предметов, содержанием и способами развития умственного мышления.
  1. Содержательный аспект.

Ведущие принципы отбора содержания:

  • Преемственность
  • Научность
  • Системность
  • Индивидуализация и дифференциация
  • Элективность
  • Интегративность
  • Компетентностный подход

Особенности содержания:

Моделирование образовательной среды, развивающей математические способности ученика, включает в себя создание математического образовательного пространства состоящее из:

  • Деятельность на уроке
  • Опережающее обучение
  • Проблемное обучение
  • Развивающее обучение
  • Профильное обучение
  • Организация внеклассной деятельности
  • Индивидуальные консультации
  • Факультативные занятия
  • Экзаменационные консультации
  • Подготовки к олимпиадам
  • Летняя математическая школа.
  • Общество учащихся “УМ” - увлеченных математикой.

Следующей особенностью содержания образования является опережающее обучение. Предполагается следующий перечень тем для опережения:

5 класс.

  1. Признаки делимости.
  2. Свойства степеней.
  3. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
  4. Начальные сведения из геометрии.
  5. Треугольники, четырехугольники и их свойства.
  6. Свойства смежных и вертикальных углов.
  7. Признаки равенства треугольников.
  8. Окружность и круг.

6 класс.

  1. Множества чисел.
  2. Система уравнений.
  3. Решение линейных уравнений с модулями.
  4. Формулы сокращенного умножения.

7 класс.

  1. Система линейных уравнений с параметрами.
  2. Анализ функций.
  3. Степень с целым показателем.
  4. Решение квадратных уравнений.
  5. Графический способ решения системы уравнений.

8 класс.

  1. Начала тригонометрии.
  2. График квадратичной функции.
  3. Квадратные неравенства.
  4. Степень с рациональным показателем.
  5. Площади фигур.
  6. Задачи по планиметрии (ЕГЭ).

9 класс.

  1. Векторы из стереометрии.
  2. Многогранники и тела вращения.
  3. Логарифмические уравнения.
  4. Показательные уравнения.

Нужно всячески поддерживать опережающее обучение. Похвалить, удвоить баллы при рейтинговой системе контроля, повысить оценку, только тогда они будут заинтересованы.

Мотивационная характеристика.

Выход на новый уровень мотивации – саморазвитие, т.е. научить ребенка учиться, чтобы самосовершенствоваться, быть компетентным.

  1. Аспект технологии.

Процессуальная часть.

Малая наполняемость классов (меньше 20 уч-ся) позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Построение учебного процесса основывается на мониторинговом отслеживании психолого-педагогической характеристики учащегося. Мониторинг обученности и деятельности учащихся по математике учитывает состояние здоровья, тип темперамента, общее развитие, обучаемость, который оценивается по 5-бальной шкале (ОН – очень низкий, Н – низкий, С – средний, В – высокий, ОВ - очень высокий), по которому определяется личный рейтинг в баллах и соответственно уровень его развития (уровень актуального развития, зона ближайшего развития) “рис. 2”:


1-10 - общее развитие ребенка
11-20 – обучаемость
21-30 – деятельность на уроках
31-40 - участие во внеклассной работе

Например: Шишигина Лия – ученица 10-го класса

Рейтинг: 130 баллов

ОВ –  1    5 б.
В  – 15    60 б.
С  – 23    69 б.
Н  –  1    4 б.

Развитие: УАР – уровень актуального развития.

Обратить внимание на дополнительное образование (заочная школа при ВУЗе, репетиторство, летние республиканские лагеря, каникулярная школа и др.)

На основе диагностики разрабатываются индивидуальные планы коррекционной работы с учащимися. Таким образом, личностно-ориентированный подход в обучении математике на основе мониторинга обученности позволяет учителю максимально развить способности каждого ученика, создать ситуацию успеха для каждого воспитанника, основная цель которого научить ребенка ориентироваться в жизни, стать саморазвивающейся личностью.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, при котором учитывается индивидуальное отношение ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление самостоятельно использовать полученные знания в ситуациях, не заданных обучением.

Способы обучения:

  • опорные конспекты;
  • тематические вопросники (систематизация);
  • опережающее и блочное обучение
  • игровая технология

Способы контроля:

  • тестовая технология;
  • рейтинговая система;
  • зачетная система;
  • устные и письменные переводные экзамены.
  1. Развивающий аспект.

Модель образовательного пространства в малокомплектной сельской школе, развивающей математические способности учащихся, способствует росту самооценки к формированию позитивной “Я” - концепции, результаты деятельности предполагают личное достижение и успехи ученика. Применение различных технологий способствует развитию мышления через развитие навыков творческой деятельности, самостоятельной работы, активности учащихся. Развивающий компонент опыта прослеживается в:

  • значимости теоретических знаний;
  • передаче способов умственных действий;
  • формировании пространственного мышления;
  • формировании грамотной математической речи;
  • в общекультурном развитии;
  • в воспитании позитивной “Я” концепции.

Ученик и учитель как два субъекта одного процесса должны действовать вместе. Ученик - твой сообщник, а не подчиненный. Дать возможность стать им самим в роли учителя. У нас работает студия “Ученик - учитель”. Учащиеся дают “репетиторские” занятия, в основном на опережающие и трудные темы. Проводятся конкурсы “Лучший консультант”, “Лучший репетитор”, “Лучший затейник” и.т.д. Члены общества “УМ” - увлеченных математикой – мои первые помощники во всем. Требования к учителю – быть помощником, старшим другом, советчиком в овладении мастерством.

Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. Через математику ускорить развитие наследственных данных личности. Например, если у ребенка наяву художественные данные, то не надо требовать глубоких знаний по математике. А предложить ему изучить более серьезно геометрию, порекомендовать написать рефераты по темам “Проективная геометрия”, “Леонардо да Винчи и математика”, “Компьютерная графика” и.т.д. А если ребенок имеет литературные способности, то предложить написать сказку, стихотворение более точно определяющее данную тему по математике, и не требовать от них более полного доказательства теорем и вывод формул. Им в будущем предстоит доказывать свои суждения. Нужно всячески поощрять их творческие начала и достижения в любом виде деятельности, пусть даже в спорте или в художественной самодеятельности. Ведь, в конце концов, не обязательно, чтоб все учащиеся занимались только математикой. Главное – чтобы они нашли свое место в жизни, стали полезными и нужными обществу людьми. А математика поможет им в умении планировать и анализировать свои действия, организовать и рационализировать свою деятельность, преодолевать трудности и творить.

Таким образом, в условиях сельской малокомплектной школы можно создать оптимальные условия для математического образовательного пространства, которое развивало бы математические, творческие и организаторские способности сельских школьников для их самоопределения и саморазвития.