Педагогика и информатика в стихах

Разделы: Информатика


Вместо предисловия

Что должен уметь, каким быть педагог,
Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?
Чтоб души свои не отдав никому,
Доверились дети ему одному?
- Всегда терпеливым, серьезным немного,
Вердикт вынося, не судить слишком строго,
Случайным словцом не задеть, не обидеть,
За всяким поступком мотив должен видеть.
Он должен корректным и грамотным быть,
Проблемы понять, а печали – забыть,
На творчество, радость ребят вдохновлять,
Поддержкой, вниманием их поощрять.
Он должен быть личностью мудрой и чуткой:
Уметь разрядить климат доброю шуткой,
Оплошности сгладить, успех поощрить,
Конфликты уладить, проступки простить.
Своей добротой незаметной, незримой
Создать атмосферу неповторимой
И легкой, воздушной, волшебной игры.
А может быть жизни?… Другие миры
Вдруг станут доступны, близки и понятны,
И смогут объять дети, что необъятным
Казалось… Чтоб к Грезам путь, Творчество, Жизнь
Вдруг в сердце ребенка теснее слились!
И чтоб возвращаясь из сказки чудесной
Во взрослую жизнь, кроме знаний полезных,
Ребенок которые здесь получил,
Он сам чище стал и других вдохновил.
Чтоб солнцу всегда он умел улыбаться,
И жизнь ощущать, и мечтам предаваться.
Чтоб искорка счастья – частичка тепла
Всегда и повсюду с ним рядом была!
И удовольствие от открытий, понятий,
Что получал он во время занятий,
Светило б ребенку, как сказочный луч,
Сквозь жизни реальность и мрак серых туч!
Что должен уметь и кем быть педагог,
Чтоб в душу ребенка проникнуть он смог?
Но нет совершенству, все знают, предела.
Своими словами сказать я хотела,
Что нет аксиомы и догмы здесь нет –
Пока на земле светит солнечный свет,
По-своему каждый вопрос понимает,
И каждый по-своему суть раскрывает. 

Рифмованные клавиши

При изучении темы “Клавиатура компьютера”, закрепляя названия основных клавиш, использую стихотворение собственного сочинения, в котором названия клавиш заменены точками. Работая с текстом стихотворения, ребята должны вспомнить, как называется клавиша, о которой идет речь в очередной строфе, и вписать ее в текст на месте пропуска.

Для контроля ваших знаний
Буквы мы печатать станем.
Коль клавиатуру знаешь,
Времени не потеряешь!

Чтоб большую написать,
Надо нам …... нажать; (1)
Чтоб малютку получить,
Надо …... отключить. (2)

И другой есть вариант.
Нужен здесь большой талант.
Букву мы большую пишем.
Точно делай то, что слышишь: держи, не отпускай (3)

И на букву нажимай!
Мы печатать научились,
Очень славно потрудились!
Знания надо закреплять –
Клавиатуру изучать!

Перейти на русский шрифт
Нам помогут …… и …… ! (4)

Написали предложение –
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
И ошибку получили.
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только …...! (5)
Под ошибку подведи
ты курсор
И …... нажми – (5)
Вмиг исчезнет буква эта,
Словно затерялась где-то!
У Del альтернатива есть.
Это клавиша ……! (6)
Символ слева от курсора
Удаляет
вместо сора!
Знаешь много ты теперь!
Сам себя скорей проверь.
Скучать сидя надоело?
Поскорей берись за дело!
Нужный символ нажимай
И ошибку исправляй!
А теперь мы разберем
Ситуацию такую:
Вместо клавиши одной
Жмем случайно на другую!

(Ведь подобная беда
Происходит иногда?) -
На экране появился неожиданный запрос.
Что, компьютер отключился?
Как же быть нам? Вот вопрос!
Какую клавишу нажать,
Чтоб “спастись” и “убежать”
От такого положения?
Наберемся же терпения:
Клавиша …… быть может (7)
Отменить запрос поможет?
В конец строчки прыгнуть всем
……
поможет без проблем! (8)
А в начало чтоб попасть,
Надо срочно …… нажать! (9)
На другую строчку
, может,
……
перейти поможет? (10)
Напечатать номерок
Можно с помощью …… р: (11)
Индикатор загорелся – смело …… нажимай, (12)
Индикатор отключился – весело …… мигает. (13)
Если хочешь, текст смотри
Это клавиша ……. (14)
– Ой, как много текста здесь!
Как смотреть-то его весь?
– Чтоб себя не утруждать,
Постранично пролистать
Можем мы его с начала
Иль с конца, коль будет мало!
Ты на клавиши смотри –
……
- вверх,(15)
……
- вниз.(16)
А сейчас – еще задача.
Пусть поможет вам удача!

Давайте в заключение совершим переключение
Из режима вставки в режим замещения!

Кто в компьютерах эксперт
Сразу тот нажмет ……! (17)
Все умеем мы теперь!
В мир чудес открыта дверь!
Текст любой введем в компьютер,
Распечатаем его.
Коль учиться есть желание,
То не трудно ничего!

Ответы:

  1. Caps Lock. 2. Caps Lock. 3. Shift. 4. Ctrl и Shift. 5. Del 6. Backspase. 7. Esc. 8. End.

9. Номе. 10. Enter. 11. Num Lock. 12. Цифры. 13. Курсор. 14. F3. 15. Page Up. 16. Page Down. 17. Insert.

Примечание

Текст стихотворения достаточно длинный, поэтому целесообразнее сделать карточки с текстом стихотворения, в которых пропуски названий клавиш пронумерованы (см. текст стихотворения). Ответы на вопросы к таким карточкам воспитанники могут записывать на отдельных листочках следующим образом: номер пропущенной клавиши из текста и рядом название клавиши.

Компьютерные загадки

Загадки, которые находятся перед вами, – не просто упражнения для разминки ума. Это темы для работы с воспитанниками на занятиях. И не просто темы, изучаемые по принципу “прочитай” – “выучи” – “перескажи”, а очень интересные виды деятельности, которые ребята с удовольствием выполняют на компьютере. Под ответом к некоторым загадкам записано название программы, в которой можно выполнять вид деятельности, представленный в загадке, и небольшой к нему комментарий. Сами загадки могут быть использованы для проведения конкурсов и викторин по информатике.

Загадка 1

Есть на свете сеть сетей.
Очень интересно с ней.
Людям всем она нужна,
Миру очень сеть важна.
Что за сеть? Найди ответ.
Сеть зовется ……… (Интернет)

Загадка 2

Запустили мы программу –
Всем профессиям рекламу.
Она всегда тебе поможет,
Разрешить проблемы сможет.
Программа вопросы тебе задает
И варианты ответов дает.
Из них ты должен выбрать любой –
Самый близкий тебе и дорогой.
Программа умная все просчитает
И про твою судьбу все узнает,
Тебе расскажет и даст совет,
Как поступать, а как - нет.
А ты не спеши предъявлять ей протест,
Ведь эта программа –
Компьютерный ………. (Тест)

(Компьютерный тест поможет создать любой язык программирования, например, Бейсик, Паскаль.)

Загадка 3

Экран всеми красками сияет,
Программу музыка сопровождает.
Птицы, звери, машины, цветы –
Рисуй все, что захочешь ты!
Одна попытка, вторая попытка –
Получилась музыкальная ……… (Открытка)

(“Музыка” и “Графика” - замечательные темы, которые позволяют в занимательной форме познакомить воспитанников с языками программирования. Это самостоятельные разделы, которые можно изучать, как при знакомстве с программированием, так и обладая достаточным опытом в решении компьютерных задач. В любом случае ребята получат море удовольствия, а изучение этих тем послужит прекрасной психологической разгрузкой при переходе к изучению материала, более сложного для восприятия. При создании компьютерной музыкальной открытки можно, например, использовать музыкальные возможности языка программирования Бейсик.)

Загадка 4

Жил-был интеллектуал.
Однажды он его создал:
Нарисовал квадратные клеточки,
А в клеточки, словно птичек на веточки,
Буковки мы должны посадить
И эти буковки станут жить.
И превратит людская молва
Все эти буковки в слова.
Слова для всех, на любой сорт
Содержит компьютерный .....….. (Кроссворд)

(Компьютерные кроссворды выполняются в текстовом редакторе. Можно изучать тему “Текстовые редакторы”, методично и последовательно разбирая их возможности, а можно попросить ребят подготовить дома кроссворд, отражающий любую тему изученного ими курса информатики, и в процессе работы над кроссвордом овладевать необходимыми для его создания возможностями текстовых редакторов. При таком подходе ребята вкладывают в работы частичку своей души, поэтому отстающих в обучении не бывает - деятельность, которая выполняется ребятами, важна и интересна для всех.)

Загадка 5

Нотка к нотке сели в ряд,
Нотка с ноткой говорят!
Включил не радио, включил компьютер я,
А там звучит компьютерная …………. (Мелодия)

(Озвучить понравившуюся мелодию помогут музыкальные возможности языков программирования)

Загадка 6

Если ты компьютер знаешь,
То с клавиатуры
Тексты всякие набираешь
Для разной клиентуры.
Но и себя не забываешь –
На праздник, День рождения
Твои друзья – и он, и я
Получат .....….. (Поздравления)

(Поздравления создаются с помощью текстовых редакторов. Прекрасным дополнением к поздравлению послужит рисунок, выполненный здесь же, в среде текстового редактора. Создание такого рисунка не только позволит познакомить ребят с интересными возможностями текстовых редакторов, но и поможет им развить мышление, фантазию и мелкую моторику рук.)

Загадка 7

По экрану бабочка летит,
По экрану строчка бежит,
На экране падает снег,
Поток звезд осуществляет свой бег.
Это что, мультипликация?
Нет – это компьютерная ………….. (Анимация)

(Заставить объект двигаться поможет компьютерная программа, записанная на языке программирования. При работе со слабоуспевающими воспитанниками можно совместно с ними записать управляющий код анимационной программы, детально разобрать каждую строку: для каких целей предназначен каждый оператор и как он работает, а потом давать ребятам задания на изменение результатов работы программы. Например, если сначала разбиралась программа, в которой точка (или окружность) перемещалась по экрану в горизонтальном направлении, то в заданиях на закрепление она будет двигаться снизу вверх, потом по диагонали; затем по экрану будет перемещаться закрашенная окружность, а в следующей программе это будет линия или квадрат; варианты могут быть различными: предметы могут двигаться быстрее, медленнее, рывками, плавно и т.д. Такой подход позволяет воспитанникам лучше понять текст программы, на собственном опыте разобраться в тонкостях применения операторов языка программирования (ведь “…ребенок учится только через действие…” [2]), а встречаясь с этими операторами при изучении других разделов курса программирования, ребятам легче будет применять уже имеющиеся знания для решения нового класса задач.)

Загадка 8

Буква с буквой сели в ряд,
Буква с буквой говорят.
Написал я много строчек
И поставил много точек.
Нет, не поэт, не гений я,
Просто пишу ………….. (Сочинение)

(Обучение информатике будет наиболее эффективным только в том случае, если овладение компьютерными технологиями станет для ребенка не только целью обучения, а, в первую очередь, средством творческого самовыражения, достижения собственных целей, личностно значимых для него самого. Можно просто изучать клавиатуру компьютера, мотивируя обучение тем, что эти знания пригодятся ребенку в будущем. А можно попросить ребят подготовить дома сочинение (небольшое, всего 5 – 6 предложений) на любую интересующую их тему (например, на тему “Мое хобби”). Ребята будут изучать клавиатуру компьютера, набирая в текстовом редакторе свое сочинение. Таким образом, компьютер из объекта изучения превратится для ребенка в инструмент для решения необходимых ему задач, что позволит перевести обучение на качественно новый уровень.)

Загадка 9

Они - умов творение,
Везде найдут применение:
Рисуют, переводят,
Считывают, выводят,
Графики чертят, создают диаграммы
Универсальные прикладные .....…… (Программы)

(Достойным завершением курса программирования будут собственные проекты ребят, придуманные ими и самостоятельно разработанные в среде языков программирования.)

А в заключение хочется отметить, что в процессе обучения важны не только знания, получаемые воспитанниками, но и впечатление, с которым ребенок уходит с занятия. И пусть впоследствии он не станет программистом и его профессиональный путь не будет связан с работой на персональном компьютере, но если воспитанник получил хоть частичку того положительного эмоционального настроя, которым хотел поделиться с ним педагог, значит время занятия потрачено не зря.

Литература

  1. Филичев С.В., Занимательный Basic: Практ. пособие. - М.: ЭКОМ, 1997. – 192 с.
  2. З.Н. Гатилова., Личностно-центрированный аспект дидактической модели школы., Научно-практический журнал “Завуч”, № 2, 2001 г., Учредитель и издатель – Центр “Педагогический поиск”.