Эстетика и нравственность — дошкольникам

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Город Мечты. Занятие по эстетическому и нравственному воспитанию и изобразительной деятельности для подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

Цель: учить детей размышлять над нравственной сутью поступков, качеств личности; учить видеть вокруг себя красоту, любить и защищать ее; стремиться раскрывать творческий потенциал детей, развивать фантазию; пробуждать в детях добрые чувства, желание изменить мир к лучшему; активизировать технические навыки работы гуашью.

Материалы: маленький сундучок с “серебряным” клубком; костюм Феи Красоты (плащ, головной убор, волшебная палочка); маленькие красивые подушечки для каждого ребенка; камни размером с детскую ладошку в коробке; корзина с муляжами фруктов; бумажный цветок; музыкальные фрагменты в записи; гуашь, тонкие кисти, палитры, салфетки, вода.

Ход занятия. Дети входят в изостудию. Преподаватель приветствует ребят и напоминает, что их ловкие пальчики тоже любят приветствовать друг друга. Все вместе выполняют пальчиковую гимнастику:

Спал цветок волшебным сном, (кулачок крепко сжат)
Был закрытым. Но потом
Показался лепесток, (распрямить большой палец)
А за ним его дружок, (указательный палец)
Вот и третий не проспал, (средний палец)
И четвертый не отстал, (безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (мизинец).
Вот раскрылся весь цветок! Кисть руки изображает форму тюльпана (глубокой чашечки).

Преподаватель берет в руки красивый сундучок, с таинственным настроением открывает его и достает клубок с серебристой нитью.

Вот волшебный сундучок.
В нем серебряный клубок.
По дорожке Красоты
Побежим и я, и ты.

Ребята, пусть клубочек, словно в сказке, поведет нас по дорожке Красоты. А мы ему поможем. Пусть каждый, кто держит клубочек в руках, скажет, что красивого он видел дома, в гостях, по дороге в детский сад или на прогулке, а потом передаст клубочек дальше.

Ниточка, тянись, тянись,

Красотою поделись!

Дети встают в круг, преподаватель закрепляет у себя в руке конец нити и проводит дидактическую игру “Что для тебя красота?”, передавая клубок по кругу. Ответы детей разнообразны. Красивый листок, пруд, журнал, самолет, доктор, красивая ваза, девочка, жизнь, рябина, корова, Земля, игра.

-Ребята, конечно, серебряный клубочек появился у нас не просто так. Ведь наш детский сад называется “Сказка”. А в сказке все возможно.

Ребенок:

В нашей "Сказке" все возможно: Здесь то тихо, то тревожно,
То таинственно, то важно,
То волшебно, то отважно.
В спальне сон на мягких лапах,
В кухне здесь волшебный запах,
Птицы, дети и цветы
Дружат с Феей Красоты.

Преподаватель: Да, ребята, мы всегда чувствуем присутствие Феи Красоты в нашей изостудии. Она помогает нам творить чудеса с помощью красок, цветной бумаги, глины, пластилина. Но мы никогда ее не видели. Может быть, она услышит нашу волшебную музыку и придет к нам? Какая, вы думаете, музыка подойдет нам для этого? Какая она должна быть по характеру? (Мелодичная, красивая, нежная, воздушная, ласковая)

Дети садятся на ковер, слушают музыку, в это время девочка “превращается” в Фею красоты и появляется перед ними.

Преподаватель: А вот и она, Фея Красоты. Значит, мы выбрали подходящую музыку и Фее наша музыка понравилась.

Фея: Здравствуйте, ребята! Я Фея Красоты, я очень люблю все красивое. А еще я дружу с Феей Доброты и Феей Мечты. Мы вместе приготовили для вас подарок. Вы, ребята закройте глаза, а я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова:

Раз, два, три!
Красота, добро твори!

“Появляется” подарок.

Фея: Это волшебные маленькие подушечки. Они красивые, мягкие и располагают к мечтам.

Преподаватель: Спасибо, дорогая Фея. Оставайся с нами. Ой, ребята, чуть не забыла. Сегодня в детский сад по почте пришло звуковое письмо. А еще посылка.

Звучит музыка в записи.

Преподаватель: Ребята, а эта музыка какая по характеру? (Тревожная, колдовская, мрачная, недобрая). Фея Красоты – добрая волшебница, и музыка у нее добрая. Кто же мог прислать нам такую тревожную и злую музыку? (Злой волшебник) А в посылке – подарок от него: серые камни. Ребята, что можно о камнях сказать, какие они? (Грубые, тяжелые, некрасивые, некрасочные, ненужные)

Ребята, а вы на кого хотели бы быть похожими, на доброго волшебника или злого? Попробуем определить, какими качествами должен обладать Добрый Волшебник, а какими – нет.

Преподаватель проводит дидактическую игру “Волшебная корзиночка”. Дети садятся на колени. Преподаватель достает из корзины фрукты, на которых написаны нравственные качества человека. Отзывчивый, порядочный, завистливый, жадный, честный, жестокий, коварный, обаятельный, искренний, ленивый, грубый, добросердечный, беспощадный, ласковый. Если названное качество подходит для доброго волшебника, дети поднимают руки вверх (приветствуют), если нет – закрывают лицо руками (защищаются). Фрукты с противоположными качествами преподаватель кладет на разные подносы, комментирует свои действия, советуется с детьми, подводит итог игры.

Преподаватель: Злой волшебник, подарив нам камни, хотел, наверное, нас разозлить. Но вы же знаете, что если очень постараться, то любое злодейство можно обратить в доброе дело. В нашей “Сказке”, я думаю, тоже могут произойти волшебные превращения. Например, мы можем представить, что из этих камней можно построить волшебный город. Пусть это будет Город Мира, Город Добра, Город Мечты. Что это будет за город, мы должны придумать и решить сами. Конечно, он должен получиться Добрый. А значит – Красивый. Красоту нужно беречь и защищать. Кто хочет вместе со мной вступить в Общество Защитников Красоты? Ребята, что именно мы будем защищать в красивом и добром городе?

Дети встают вокруг Феи Красоты. Тому, кто хочет ответить на вопрос, Фея протягивает волшебную палочку, дотрагивается до ладошки.

(Защищать землю, цветы, солнце, мир, небо, жизнь, деревья, горы, замки, картины, звезды, животных, ангелов, сердце, книги, школы, космос,..)

Преподаватель: Чтобы защищать, надо знать, как это сделать.

Проводится игра с помощью карточек “Как защитить красоту?” Преподаватель называет объект защиты, а дети предлагают действия по защите объекта.

(Цветы – поливать, мир – не воевать, добро – делать всем добро, чистоту – не сорить, животных – кормить, ухаживать, память – помнить, ангелов – хранить в сердце, жизнь – не убивать никого,..)

Прекрасно, что вы знаете, что такое красота, и даже знаете, как ее защитить. Но чтобы построить Город Мечты и Добра нужно многое сделать своими руками. С чего же мы начнем? Помните камни, которые прислал нам злой волшебник? Пусть каждый из вас попробует на этом камне изобразить свою мечту. Потом эти камни можно будет использовать в строительстве домов, театров, фонтанов в Городе Добра. У нас есть чудесные подушечки, которые подарили нам Феи Красоты, Добра и Мечты. Пусть они придут нам на помощь. Ведь Фея сказала, что они располагают к мечтам.

Преподаватель достает из сундука подушечки, раздает их детям и берет себе одну подушечку. На подушечку можно сесть, можно встать коленочками, можно прислонить к груди, к животику или к уху. Дети закрывают глаза, мечтают. Каждый – о чем-то своем, сокровенном.

Помните: если мечта благородная, то человек преодолеет лень и сделает все, чтобы его мечта осуществилась. Пусть ваша мечта будет благородной.

Преподаватель: Ребята, и я мечтала вместе с вами. Посмотрите, как я отразила свою мечту на волшебном камне. Какие кисти я использовала? Верно, тонкие, потому что пространство для рисунка небольшое. Можно использовать в работе одну сторону камня, можно – несколько. Но, ребята, моя мечта живет в моем сердце, а ваше сердечко подскажет, что нарисовать вам.

Дети встают, готовятся пройти за столы.

Пора за работу. Но на пути у нас, словно в сказке, нераскрывшийся Цветик – Многоцветик. Он никак не может раскрыть свои лепестки без нашей помощи. На одном лепестке у него встретились две краски: красная и белая. Каким же будет лепесток? Верно, розовым. На другом смешались синяя и белая краски, каким стал лепесток? Голубым. На третьем – желтая и красная, какого цвета лепесток? Оранжевый. Смешаем белую и зеленую, получим светло-зеленую и т.д. Вот и раскрылся волшебный цветок, он подсказал нам, как получить дополнительные краски и оттенки.

Дети выбирают камень в коробке, рассаживаются за столы. Во время индивидуальной работы звучит приятная музыка. Преподаватель обращается к детям с призывом представить себя добрыми волшебниками.

Каждый волшебник обладает богатством, которое приносит пользу ему, украшает его, и которое он может подарить другому. Нас всех сейчас объединяет мечта – Город Мира, Город Добра. Мы мечтаем о городе, где нет зла, где все дружат, где сбываются мечты.

Выполнив работу, дети собираются на ковре, садятся в круг, рассматривают работы, рассказывают о них.

Преподаватель: Для каждого из вас камешек стал драгоценным сокровищем, ведь он хранит вашу мечту. А еще вы вложили в него свой труд. Если бы дети всего мира обладали таким сокровищем – “камнем мечты”, мы смогли бы построить огромный Город Мира, Добра, Красоты. Может, такой момент когда-нибудь настанет. Давайте будем хранить наш волшебный камешек – каждый у себя. И мечтать о чем-то хорошем, добром. Скажу вам по секрету: с ним можно даже разговаривать.

В Городе Мира, конечно же, будет площадь, на которой все будут встречаться. Назовем ее площадью Солнца. Все возьмутся за руки и будут петь добрые песни.

Дети берутся за руки и поют один куплет песни “Мечта” или “Солнечный круг”.

Преподаватель: Кто знает, может, все, о чем мы мечтаем, сбудется, и когда–нибудь мы увидим такой город? Кто знает. Но то, что мы мечтали не зря, это точно!

Фея Красоты: Ребята, я хочу поблагодарить вас за труд и за вашу мечту. Чтобы вам хорошо мечталось, я угощу вас конфетами “Мечта”. А еще подарю вам альбомы, в которых вы нарисуете тех, кого хотите поселить в нашем волшебном городе. Нарисуйте тех, кого вы любите. Нарисуйте, что они будут делать, как они будут жить. Желаю вам успехов!

Дети прощаются с Феей, возвращаются в группу.

Используемая литература: рекомендации журнала “Дошкольное воспитание”.

Кошкин день.

План мероприятий по экологическому воспитанию детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения на один день.

Рано утром воспитатель объявляет детям, что сегодня их ждет не обычный день, а очень интересный, занимательный и забавный “Кошкин день”. Группа сегодня превращается в “Кошкину гостиную”. В группе оформлена галерея портретов кошек, выставлены скульптуры малой формы; оформлен книжный уголок, посвященный кошкам (сказки, басни, рассказы, научные статьи для детей); на столике лежат открытки с изображением кошек и названием их пород; мягким игрушкам – кошкам повязаны бантики. Во время умывания и мытья рук воспитатель обсуждает с детьми, как соблюдают чистоту кошки, как они умываются. Перед завтраком дети рассказывают, чем питаются кошки, что необходимо знать хозяину, чтобы правильно кормить своего маленького друга, из какой посуды едят кошки. На первом занятии по познавательному развитию воспитатель проводит с детьми экологическую беседу о домашних питомцах, об ответственности хозяина за судьбу того, кто живет рядом с ним, кто на него рассчитывает. Затем дети перемещаются в “Кошкину гостиную” для свободного рассматривания картин, фотографий, книг.

Воспитатель приглашает детей в изостудию.

Конспект занятия по эстетическому и экологическому воспитанию детей подготовительной группы.

Тема: Поможем Котику выздороветь.

Цель:

- воспитывать у детей экологическую культуру посредством изобразительной деятельности, чуткое отношение к животным;
- учить детей вслушиваться в музыкальное произведение, определять его характер, настроение, сопоставлять его с состояние героя, сопереживать герою;
- закреплять понимание понятия “орнамент”, умение составлять орнамент на разных геометрических формах, располагая элементы ритмично, равномерно;
- закреплять навык вырезывания нескольких одинаковых элементов путем многократного складывания бумаги пополам;
- развивать чувство рифмы, умение складывать две-четыре поэтические строки на заданную тему.

Материалы: фланелеграфы (плотные плоские основы, покрытые фланелью) трех форм (круг, квадрат, полоса); элементы орнамента для фланелеграфа (фигурки, покрытые с обратной стороны бархатной бумагой) на трех подносах; плакаты с изображением орнамента для дидактической игры “Чего не хватает?”; костюм Котика;

аудиозапись: Гречанинов. Котик заболел. Гречанинов. Котик выздоровел. Инструментальная музыка для индивидуальной работы детей;

цветные заготовки квадратной формы с бахромой для изготовления ковриков; полоски цветной бумаги на подносе для самостоятельного выбора детей; клей, кисти, ножницы, клеенки, салфетки; несколько готовых работ для показа детям; конфетки “Кис-кис” в качестве угощения.

Предварительная работа: экологическая беседа с детьми о домашних животных, бережном отношении к ним; прослушивание разных по характеру музыкальных произведений и их обсуждение; дидактические игры “Найди рифму”, “Продолжи стихотворение”; рассматривание народных орнаментов на одежде, полотенцах, скатертях и т.д.

Преподаватель встречает детей у входа в изостудию.

-Дорогие ребята! Вот мы с вами и снова встретились у нашей изостудии. Вы, конечно же, помните, что в этом волшебном месте, в изостудии, всегда происходят какие-то чудеса: глина превращается то в клоуна, то в корзиночку; кисточка оставляет след красками, и белый лист превращается в красивую картинку; из цветной бумаги появляются необыкновенные красивые узоры; обычные слова становятся стихами. Все в нашей изостудии красиво и сказочно. Ребята очень красиво себя ведут, чтобы не спугнуть красоту и чудеса.

Ход занятия.

-Ребята, я очень рада новой встрече с вами. Мы с вами поздоровались, и наши пальчики тоже хотят поздороваться друг с другом.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Здравствуй, брат!---Большие пальцы рук постукивают друг друга.

Здравствуй, брат!---Указательные пальцы так же “здороваются”.

Я братишке----------Средние пальцы “здороваются”.

Тоже рад.-----------Безымянные пальцы “здороваются”.

Привет!-------------Мизинцы касаются друг друга.

-Наши вежливые пальчики поздоровались друг с другом. А еще они очень хотят стать ловкими и просят нас сделать для них гимнастику.

Дети предлагают любую из разученных ранее пальчиковых гимнастик.

Зайчик ----------------------Указательный и средний пальцы – “ушки”.
В лес хотел пойти,--------Растопыренные пальцы рук скрещены.
Заблудился – нет пути.---Большой палец и мизинец др. руки касаются друг друга, затем другие мизинец и большой,..
Плачет мама,----------------“Ушки” - на правой руке.
Плачет папа:-----------------“Ушки” - на левой руке.
- Где нам заиньку найти? --Ладони обеих рук разведены, “растерялись”.
Тут сорока прилетела,------Большие пальцы сцеплены, ладони – “крылья”.
И помочь им захотела:
- Ваш зайчишка весь дрожит,--- “Ушки” быстро сгибаются.
Он под кустиком сидит.-----------Растопыренные пальцы рук скрещены.
- Спасибо, сорока!-------------------Поклон “ушками”,
- Спасибо, белобока!----------------Поклон “ушками” др. руки.
-Молодцы, ребята!
На ковер прошу садиться,
И удобно разместиться.

Дети рассаживаются на ковре.

-Ребята! На прошлом занятии мы с вами познакомились с красивым и звучным словом “орнамент”. Кто помнит, что это такое - “орнамент”?

Это красивый узор, элементы в котором повторяются и равномерно, ритмично расположены.

Ответы нескольких детей.

- Давайте подумаем, на каких геометрических фигурах можно красиво расположить орнамент? На квадрате, прямоугольнике, круге, овале, на полосе и даже на треугольнике.

- Алеша (любой другой ребенок), как бы ты разместил элементы орнамента на квадрате?

Ребенок подходит к фланелеграфу квадратной формы, берет с подноса приготовленные элементы узора, располагает их на квадрате, ритмично заполняя углы, середину, стороны; комментирует свои действия.

- Наташе предстоит украсить орнаментом круг.

Ребенок, пользуясь заготовками для фланелеграфа, выполняет узор на круге; комментирует свои действия.

- Сережа, а тебе мы поручим расположить орнамент на полосе.

Ребенок поочередно прикрепляет заготовленные элементы орнамента на фланелеграф в форме удлиненного прямоугольника; комментирует свои действия.

- Молодцы, ребята!

А теперь мы поиграем в игру. Она называется “Чего не хватает?” Перед вами уже знакомые плакаты с изображением орнаментов. Мы их рассматривали в прошлый раз. Вы закроете глаза, я спрячу один из них. А вам нужно угадать, какого орнамента не хватает. Начинаем игру.

Дети дают полный ответ, например: Спрятался орнамент, изображенный на круге, на нем нарисованы клубнички и листочки. Не хватает орнамента, изображенного на полосе и состоящего из кленовых листьев и завитков.

- Замечательно поиграли. Были внимательны и хорошо описывали все узоры. Как хорошо мы познакомились с орнаментом! Давайте вспомним о нем песенку.

Составляем мы узор, чтоб порадовался взор:

Элементы повторяем, симметрично размещаем

В середине, по углам. Пусть понравится он нам!

Преподаватель: И названье каждый знает. Назовем его…

Дети: Орнамент.

Пока дети исполняли песенку, ребенок переоделся в костюм Котика.

- Ребята, кто-то в нашу дверь стучится. Давайте встретим гостя.

Котик, проходи скорей! Видишь, сколько здесь детей!

Ты ребяток наших знаешь. Расскажи, как поживаешь.

Котик: Я пушистый серый кот. Здесь живу не первый год.

Детский садик ваш люблю. Не шалю, мышей ловлю.

Я всегда веселым был. Но сегодня загрустил.

Преподаватель: Что же случилось с тобой?

Котик: Я заболел. Спал у двери на полу и простудился.

Преподаватель: Вот беда! Ребята, как вы думаете, какое сейчас у Котика настроение?

Дети высказывают свои предположения.

Котик грустный, печальный, невеселый, ему не хочется играть, у него, наверное, пропал аппетит,…

- Ребята, а у нас стало какое настроение?

Дети отвечают.

Когда композитор Гречанинов узнал, что наш Котик заболел, ему тоже стало невесело на душе, и он написал музыкальную пьесу. Она так и называется “Котик заболел”.

Звучит запись пьесы.

-Какая музыка по характеру?

Неторопливая, грустная, ласковая, жалостливая.

- А почему же у нас тоже грустно на душе, ведь заболел Котик, а не мы?

Мы его жалеем, сочувствуем ему.

- Но ведь нужно не просто пожалеть, когда плохо кому-то, но и постараться помочь. Как мы можем помочь нашему гостю?

Дети высказывают свое мнение. Преподаватель одобряет добрые и разумные предложения.

- Давайте, ребята, сделаем для Котика красивый коврик, чтобы он больше не спал на полу, и украсим коврик орнаментом. Вспомним, как вырезать несколько одинаковых элементов для орнамента из полосы цветной бумаги. Сложить бумагу два или несколько раз пополам, вырезать нужную фигурку, плотно придерживая пальцами левой руки сложенную бумагу.

- Не забудем, что листочки цветной бумаги должны красиво сочетаться друг с другом и с фоном. Коврик квадратной формы. Как украсить квадрат орнаментом, мы уже знаем.

Преподаватель показывает несколько готовых работ и убирает их.

- Вот и время потрудиться. За столы прошу садиться.

Скорее за работу, друзья мои! Трудитесь смело, безбоязненно! У вас все обязательно получится!

Во время индивидуальной работы звучит мелодичная, приятная музыка.

- Ребята, пока мы трудимся, попробуем сочинить, как всегда, небольшое стихотворение о нашем госте, о красивом коврике, о том, как нужно помогать друг другу, беречь здоровье. Если у кого-то не получится сочинить стихотворение, подумайте, какие добрые слова вы можете сказать Котику.

Дети заканчивают работу, усаживаются в круг на ковре, готовые работы кладут перед собой.

- Сколько красивых ковриков получилось, целая выставка! Машенька, если бы ты была Котиком, какой коврик ты бы выбрала? Какой тебе кажется самым красивым? Почему?

Дети по очереди выбирают понравившийся коврик, объясняют свой выбор.

- Котик, а ты какой коврик выбираешь?

- Мне трудно выбрать, все очень красивые.

- Я придумала! Мы соберем все коврики, склеим их в один большой красивый ковер и подарим Котику!

Ребята, кому удалось придумать маленькое стихотворение?

Дети читают сложенные строки или просто говорят добрые слова и пожелания гостю.

- Ребята, мне кажется, наш Котик повеселел! Ты лучше себя чувствуешь?

- Я уже совсем выздоровел.

- Вот здорово! Значит, мы не зря потрудились.

Ребята, композитор Гречанинов, наверное, догадывался, что наш Котик обязательно выздоровеет, и написал еще одну музыкальную пьесу. Она называется “Котик выздоровел”. Послушаем ее.

Дети прослушивают запись пьесы.

- Какое настроение этой музыки?

Веселое, радостное, музыка по характеру задорная, подвижная, кажется, что Котик прыгает, играет с ребятами.

- Раз Котик выздоровел, давайте поиграем с ним в игру “Кошки – мышки”.

Перед тем, как расстаться, Котик благодарит детей и угощает их ирисками “Кис-кис”.

После возвращения в группу воспитатель проводит с детьми несколько конкурсов. "Придумай красивую кличку коту", "Аукцион песен о кошках", "По репликам из сказок и мультфильмов отгадай кошек и котов", "Нарисуй с завязанными глазами мордочку кота", "Назови по картинкам родственников кота (гепард, лев, пума, рысь, леопард)", "Вспомни пословицы и поговорки, в которых упоминаются кошки", "Нарисуй свою любимую кошку, рисунок помести в “Кошкину гостиную”".

На прогулке воспитатель может обратить внимание на гуляющих по улице кошек или навестить кошку, живущую рядом с кухней детского сада, понаблюдать с детьми за повадками животного. На участке поиграть в подвижные игры с участием “Кошки”. Вечером дети расскажут о кошках и котах, живущих у них дома. Воспитатель объявляет о закрытии “Кошкиной гостиной”.