Методика применения драмогерменевтического подхода в курсе истории России XIX века

Разделы: История и обществознание


Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 1860-70-х гг.

Братский союз помещиков и чиновников в деле грабежа крестьян.
Ленин В.И.

Цель урока:

– углубить понятие “реформа”;
– выявить сущность и противоречивость реформ 60-70-х гг., показать, что, с одной стороны, они открывали простор развитию капиталистических отношений, но с другой – все преобразования проводились при полном сохранении принципов и основ самодержавия.

Тип урока: урок - исследование с элементами драматизации.

В организации данного урока мы использовали задания из пособия Борзовой Л.П. Игры на уроке истории. - М.: Владос-Пресс, 2001. - С.109.

Задание № 1:

Для углубления понятий “реформа”, “революция” и “эволюция”, класс был разделен на три группы. Каждая получила различные словари.

Учащимся раздавались задания на карточках.

Карточка – задание I группы:

Выписать понятие “реформа” из словарей и на их основе создать свое.

  1. Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь.

    Реформа общеобразовательной школы; социальные реформы (преобразование, изменение какой-нибудь стороны общественной жизни, не затрагивающие основ существующего социального строя) (С.И.Ожегов. Словарь русского языка /Под редакцией чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой – 19-ое изд., испр. – М.: Рус. яз. – 1987. – С. 554).

  2. 2. Реформа – 1. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядка, институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей социальной стороны). 2. Любое нововведение (Российская социологическая энциклопедия (Под редакцией академика РАН Т.В.Осипова: Издательская группа НОРМА –ИНФРА. – М. – 1998. – С. 447).
  3. Реформа (фр. reforme, лат. – reformare – преобразовывать) – преобразование, изменение, переустройство (Словарь иностранных слов. – 18-ое изд., - М.: Рус. яз. – 1989. – С. 524).

Карточка – задание II группы:

Выписать понятие “революция” из словарей и на их основе создать свое.

1. Революция 1. Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации отжившего общественного и политического строя и передает власть в руки передового класса. 2. Коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. /Под редакцией чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 19-ое изд., испр. – М.: Рус. яз. – 1987. – С. 549).

2. Революция – (фр. revolution) – коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому (Словарь иностранных слов. – 18-ое изд. – М.: Рус. яз. – 1989. – С. 431)

3. Революция – (от лат. revolutio – переворот) – коренной переворот в жизни общества, приводящий к ликвидации отжившего общественного строя и утверждению нового, более прогрессивного (Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс” – 1997. – С. 439).

4. Революция – (фр. переворот), внезапная перемена состояния, порядка, отношений, смута или тревога, беспокойство.//Смуты государственные, восстание, возмущенье, мятеж, крамолы и насильственный переворот гражданского быта.

Революционер,- нерка – смутчик, возмутитель, крамольник, мятежник (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4 – Р – V. – М.: ТЕРРА – 1995. – С. 88).

Карточка – задание III группы

Выписать понятие “эволюция” из словарей и на их основе создать свое.

1. Эволюция – (от лат. evolutio – развертывание) - представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определенное состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния (Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия. – 1989. – С. 1552/.

2. Эволюция – (лат. evolutio – развертывание) – одна из форм движения в природе и обществе; медленное, постепенное количественное изменение, приводящее при определенных условиях к новому качеству (Российская социологическая энциклопедия (Под ред. академика РАН Т.В.Осипова; М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА.- 1998. – С. 650).

3. Эволюция и революция – соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Понятие эволюции и революции не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в другом. Критерий для различения эволюции и революции объективен. Эволюционные изменения – это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения – это процесс возникновения нового, того, чего в старом не было (Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат. – 1991. – С. 530)

В итоге детьми было создано следующее определение понятий:

Реформа – изменение существующего порядка.

Революция – коренное изменение чего-либо от одного качественного состояния к другому.

Эволюция – представление о медленных, постепенных, количественных изменениях.

Вопрос: Существуют ли отличия в понятиях “революция” и “эволюция”?

В ходе дискуссии выяснили, что революция – это решительные коренные изменения, а эволюция – постепенные преобразования.

Учащимся было предложено наглядно продемонстрировать разницу между понятиями “революция” и “эволюция”.

Класс был разделен на три группы. В результате:

I группа

Учащиеся предложили взять лист бумаги и разорвать на две половинки, пояснив, что это революция.

Форму другого листа бумаги учащиеся изменяли постепенно, складывая его пополам.

II группа

Учащийся взяв палку и резко, с силой сломав ее о коленку, продемонстрировал решительные коренные революционные изменения, а затем взяв другую палку, начал медленно перочинным ножом распиливать ее пополам.

III группа

Ребята предложили взять два сосуда и из одного резко перелить воду в стакан, а из другого переливать с помощью пипетки, демонстрируя постепенный эволюционный процесс.

После уточнения содержания понятий учащимся было предложено подумать над вопросом, какой характер (революционный или эволюционный) носили реформы 60-70-х гг. XIX века? и ответить на него в конце урока.

Задание № 2:

Разыграть сюжет по ситуациям.

Для выполнения третьего задания класс был разделён на три группы: “представители земств”, “судьи”, “военные” и “присяжные заседатели”.

Игровые задания были представлены на карточках, там же указывались страницы учебника, где можно было найти необходимую информацию.

По истечении 15 минут группы показывали подготовленные инсценировки-импровизации.

Учащимся раздавались задания на карточках:

Карточка-задание I творческой группы:

“Представители земств”.

Сюжет: Заседание земского собрания.

Роли: земские гласные (2-3 человека); члены управы (2); Председатель уездной управы; ходатаи (4): первый ходатай пришел просить ссуду зерна на посев полей, второй просит починить дорогу, чтобы наладить торговлю, третий просить решить вопрос о строительстве школы, а четвёртый пришел с предложением о принятии закона об отмене недоимок по откупным платежам.

Карточка-задание II творческой группы:

“Военные”.

Сюжет: “Крестьяне прослышали, что в соседнюю деревню приехали забирать мужиков в армию. Раньше-то тоже забирали, да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…”

Роли: сельский староста, крестьяне.

Карточка-задание III творческой группы:

“Присяжные заседатели”.

Сюжет: Заседание окружного суда по делу Засулич Веры Ивановны. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок протестом против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию одного из арестованных участников политической демонстрации.

Роли: Судья, Прокурор, Присяжный поверенный (защитник), Присяжные заседатели (12): обвиняемый, свидетели.

Карточка-задание IV творческой группы:

“Народные судьи”.

Сюжет: дело о краже курицы. Курица забралась в чужой огород, владелец которого её поймал и сварил. Хозяин курицы предъявил иск в волость.

Роли: крестьянин-обвиняемый, крестьянин-обвинитель, члены волостного суда (4).

Приговор – пороть (до 27 раз) + штраф (до 3 рублей). Выпоротый решает пожаловаться мировому судье на причиненный его доброму имени ущерб.

После просмотра инсценировки каждой творческой группы, помощник учителя, обращаясь к классу, задаёт вопрос: “Как вы оцениваете содержание, роль и значение земской, военной и судебной реформ?”

Содержание урока позволяет организовать самостоятельную работу с учащимися (по ходу выступления одноклассников учащиеся с помощью таблицы зафиксировали противоречивость реформ 60-70-х гг.)

Таблица № 1.

Реформы 60-70-х гг.

Название реформы

В чем выражается её буржуазный характер

Какие крепостнические пережитки она сохранила.

     

Анализ таблицы в конце урока позволяет учителю выяснить характер усвоения учащимися материала и внести необходимые дополнения и уточнения, используя следующие вопросы: “Было ли в результате реформ 60-70-х гг. уничтожено самодержавие? Можно ли назвать эти реформы прообразом конституции?”

В конце урока вновь возвращаемся к поставленному вопросу о характере реформ 60-70 гг. XIX века.

Обсуждая, выясняем, что реформа отмены крепостного права носила революционный характер, а судебная, военная и реформа местного самоуправления эволюционный.

В ходе дискуссии мы попытались события середины XIX века соотнести с одноаспектными примерами из новейшей истории и подвели учащихся к выводу о возможности использования исторического опыта середины XIX века при реформировании местного самоуправления, создании судебной системы как независимой ветви власти (в том числе и суда присяжных заседателей), мобильной и боеспособной армии в современной России.

Таким образом, мы делаем вывод, что характер познавательной деятельности развивался от репродуктивной до творческо-эвристической под управлением учителя.

Данный приём драмогерменевтики в сочетании с элементами эвристического, творческого методов, позволил глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, способствовал развитию интереса, исторического мышления, творческому применению полученных знаний и обретенных умений, позволяя реконструировать историческое прошлое.