Коррекционно-развивающая программа "Веселый Запоминайка"

Разделы: Школьная психологическая служба


Коррекционно-развивающая программа “Веселый Запоминайка” была разработана для формирования приемов продуктивного запоминания и поддержание внимания у младших школьников.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому очень важен уровень достижений каждого ребенка на данном возрастном этапе. Если ребенок в этом возрасте не почувствует радость познания, не обретет уверенность в своих способностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Поэтому чем больше позитивных приобретений будет у младших школьников, тем легче они справятся с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Анализируя литературу по педагогической, возрастной и коррекционной психологии, мы обнаружили дефицит программ, целью которых являлось бы развитие произвольного внимания и запоминания у младших школьников. Таким образом, актуальность данной проблемы определила тему нашей работы: “Формирование приемов продуктивного запоминания и поддержание внимания у младших школьников”, которая реализовалась на практике при помощи коррекционно-развивающей программы “Весёлый Запоминайка”.

С каждым годом все острее встает проблема школьной адаптации детей из-за недостаточной психологической готовности к обучению. Чувствуя свою неспособность воспринимать и запоминать информацию на должном уровне, у ребенка формируется комплекс неполноценности, который не позволяет в должной мере развиться личности ребенка.

Нам представляется чрезвычайно важным и актуальным именно в младших классах обучить детей продуктивным формам запоминания и произвольного внимания и тем самым помочь поверить в свои силы и возможность успешно усваивать знания.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Непроизвольное внимание и память школьника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания. Но, как показывает опыт, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения.

Научить детей произвольности внимания и запоминания – цель нашей программы, в которую включены различные упражнения, игры, логические и творческие задания для развития внимания, памяти, мышления, речи и мелкой моторики руки. Задания, на наш взгляд, подобраны таким образом, чтобы не утомлять ребенка однообразием выполняемой деятельности и поддерживать интерес к работе на протяжении всего занятия.

В методическое пособие, сопровождающее программу, включены также релаксационные упражнения, физкультминутки и речевые упражнения.

Научить школьников правильно запоминать информацию и удобнее располагать ее на полочках своей памяти, призвана данная работа.

Младший школьный возраст наиболее сенситивный для развития произвольных форм внимания и запоминания. И если своевременно не принять необходимых мер для развития и коррекции этих качеств, то дальнейшее обучение детей в рамках школьной программы будет затруднительно. Поэтому мы строили свою программу таким образом, чтобы дети любой подготовки чувствовали себя на занятиях предельно комфортно, испытывали на себе радость познания, были заинтересованы в своих достижениях и приобретали уверенность в своих способностях.

Проведенная нами программа, математико-статистический анализ полученных данных после проведения первичной и заключительной диагностики уровней внимания и памяти, а также оценка программы родителями детей экспериментального класса показали, что разработанная и проведенная нами программа эффективна. Поэтому мы с уверенностью можем констатировать, что гипотеза о положительной динамике развития внимания и памяти после реализации программы подтвердилась.

Апробация программы была начата в ноябре 2001года и завершена была в апреле 2003 года. В ходе реализации, программа, а также альбом и методическое сопровождение претерпели как количественные, так и качественные изменения. Первый альбом был рассчитан на 10 уроков, второй на 20, и окончательный вариант альбома имеет 30 полноценных 40-минутных уроков. Изменилось оформление альбома, количество упражнений, добавилось домашнее задание. Программа рассчитана на учебный год – по одному занятию в неделю. Но могут быть и другие варианты. Чтобы быстрее достичь нужных результатов можно, а в некоторых случаях нужно, проводить по два занятия в неделю. Такой режим занятий более подходит для детей с ЗПР и УО.

Программа реализовывалась в СОШ № 14 г.Читы с детьми 8-9 лет. Это 25 человек – учащихся 2-го, а на следующий год 3-го класса. Из 25 человек 11 человек имели ЗПР различной этиологии и 3 человека УО.

Результаты программы показаны на примере четырех методик. (Таблица 1)

Диаграма 5

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

С целью выявления уровня актуального развития внимания и памяти была проведена первичная диагностика внимания и памяти. Для этого были использованы следующие методики:

1) методика “Расставь точки”, позволяющая сделать вывод об объеме внимания ребенка;
2) методика “10 слов” - уровень развития кратковременной слуховой памяти;
3) методика “Шифровка” или “Проставь значки”, позволяющая выявить уровень переключения и распределения внимания;
4) методика выявления уровня развития памяти на образы.

В ходе эксперимента делалось три контрольных среза: перед запуском программы, в середине эксперимента и после реализации программы, которые явились, на наш взгляд, объективными показателями успешности проведенной программы

Для сопоставления показателей, полученных при первичной диагностике и при диагностике, проведенной после завершения работы программы, применялся организационно-сравнительный метод психологического исследования Т – критерий Вилкоксона.

Математико-статистическая обработка данных имела следующую структуру:

  1. Был составлен список испытуемых в алфавитном порядке.
  2. Была подсчитана разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах (“после” и “до”). Определено, что “нетипичных” сдвигов нет.
  3. Сформулированы гипотезы:
  4. Н0 : Сдвиг в сторону увеличения значений не превышает тенденции сохранения значений на прежнем уровне.

    Н1: Сдвиг в сторону увеличения значений превышает тенденцию сохранения их на прежнем уровне.

    В этом случае нулевые сдвиги из рассмотрения не исключаются, и количество наблюдений (n) остается равным 25.

  5. Проранжировав абсолютные величины разностей, и начислив меньшему значению
  6. меньший ранг, получаем сумму рангов.

4.1.По первой методике сумма рангов равна 276, что соответствует расчетной :

4.2. По второй методике сумма рангов также = 276.

4.3. По третьей методике сумма рангов равна 253, что соответствует расчетной:

4.4. По четвертой методике сумма рангов = 66, чтo соответствует расчетной:

  1. Т.к. сдвигов к понижению значений нет совсем, то и сумма их рангов равна 0:
  2.  где Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

     во всех четырех случаях.

  3. Определяем критические значения Т для n =25 (в соответствии с гипотезой) по таблице “Критические точки критерия Вилкоксона”.
  4. В данном случае по всем четырем методикам Ткр = 0,01, что говорит о достоверности полученных результатов. Тэмп < Tкр (0,01)

Ответ: Н0 отвергается. Сдвиг в сторону увеличения значений превышает тенденцию сохранения их на прежнем уровне.

Таким образом, достоверность полученных результатов наглядно показывает эффективность нашей программы. И, следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале работы о том, что разработанная нами программа, цель которой обучить детей приемам продуктивного запоминания и поддержания внимания, позволит получить положительную динамику развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста, абсолютно подтверждена.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Данная программа была разработана в помощь учителю коррекционного класса, с целью коррекции внимания и памяти младших школьников. Она может быть использована психологами, проводящими коррекционные занятия, а также родителями, желающими помочь своим детям в преодолении трудностей запоминания учебного материала и поддержания внимания в течение более длительного времени на занятиях в школе. Эта программа может быть использована также учителями-дефектологами при соответствующих дополнениях и изменениях (временных и качественных) в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведение психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного предмета из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременно невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Поэтому в нашей программе предложены упражнения направленные не только на развитие внимания и памяти, но и на развитие логического мышления, поиска общего и выделения частного, анализа предметов, сопоставления их, таблицы Поппельрейстера на развитие зрительного гнозиса (восприятия), а также на развитие непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания, упражнения на развитие мелкой моторики кисти рук, а также различные упражнения на развитие речи.

Данный курс состоит из 30 уроков. Целью каждого занятия ставится развитие произвольного запоминания, максимальное по времени (для каждого отдельного ребенка) поддержание внимания, а также развитие мыслительной деятельности.

Задания каждого урока не повторяются, но имеют общую структуру. В каждом уроке есть упражнения, развивающие произвольное внимание и память, позволяющие увеличить объем внимания, тренирующие кратковременную словесную и образную память, а также долговременную и оперативную память. Предлагаются некоторые формы удобного, легкого, продуктивного запоминания слов, цифр и предметов. В каждом из уроков есть упражнения направленные на развитие мелкой моторики руки, упражнения формирующие зрительный гнозис, дающие ребенку возможность научиться понимать инструкции, а также следовать им. В конце каждого урока есть домашнее задание – это чистоговорки, скороговорки, считалочки. В конце первого урока учитель объясняет учащимся роль чистой и правильной речи для успешности в жизни и разъясняет технику работы с речевым материалом.

Уроки составлены таким образом, что сложность каждого последующего, не заметна для ребенка, т.к. он оказывается уже готовым к восприятию более трудной инструкции и выполнению более трудного задания. Таким образом, ребенок находится в состоянии успешности, что помогает ему расти не только умственно, но и личностно.

Количество заданий на урок и время их выполнения рассчитано, но может случиться так, что дети справляются с заданиями быстрее, чем предполагалось. Это зависит от множества причин: и от соматического состояния детей, и от погодно-климатических условий, и от эмоционального настроя, как детей, так и самого преподавателя. Что делать в подобных ситуациях? В конце рабочего альбома детей находятся 19 страниц приложения, которые могут быть использованы для этих целей. Как с ними работать показано в описаниях методик и игр. К этому можно добавить лишь свою фантазию и творческий подход. Это могут быть задания на запоминание, на классификацию по виду, по размеру, по месту обитания (применения) и многое другое.. Рисунки из таблиц Поппельрейстера, так называемые “зашумленные рисунки”, могут быть использованы в развитии мнемических процессов у детей. Также любая графическая работа может быть продолжена с этой же целью, для чего используются индивидуальные блокноты или тетради в клетку. Листы с приложением могут быть предложены детям и в качестве материала для закрепления.

Каждому педагогу, ставящему перед собой задачу не только максимально развить мнемические способности каждого ребенка, но и обогатить его кругозор, расширить круг интересов следует использовать данную программу (альбом) как остяк, сердцевинку той пирамидки, которой является каждый отдельно взятый урок-занятие. Цвет и качество этого урока-пирамидки будут зависеть от креативности педагога, а количество этих “колечек-заданий” – от качественного состава группы детей, от уровня их подготовки

Перед началом программы следует предупредить детей, чтобы они не выполняли задания все сразу, “за один присест”, тем более, что задания могут быть выполнены неправильно и оценены ниже, чем могли бы быть оценены после объяснения.

Как оценивать работу, выполняемую детьми? В ходе проводимого эксперимента мы убедились еще раз, что оценивать деятельность учащихся нужно обязательно. Другой вопрос как? У детей начальных классов, а у детей с задержкой психического развития особенно познавательная мотивация очень слабая, чаще преобладает оценочная мотивация. Чтобы не погасить интерес к выполняемой деятельности и стимулировать детей к преодолению трудностей можно использовать 10-20-ти балльные оценки достигнутых результатов, вести подсчет в процентном отношении, использовать соревновательную систему (с самим собой и с соседом по парте) и многое другое. Не допустимо только оценивать по обычной 5-ти балльной шкале, чтобы не приравнивать данные занятия к обычным учебным.

Некоторые задания являются не только развивающими, но и диагностическими. Планируя занятия, рекомендуется проводить проверочные срезы – фиксировать время выполнения и подсчитывать количественные и качественные изменения у детей. Это позволит отслеживать области, в которых развитие ребенка идет наиболее интенсивно, и те, в которых нет ощутимых результатов, и следует искать другие пути и способы развития.

В приложении к методическому пособию есть описание проведения диагностики внимания и памяти; стимульный материал для проведения диагностики; описание обработки полученных результатов; игры и упражнения для развития внимания и памяти; игры и упражнения на составления целого из частей; речевые игры; примеры уроков.

Каждый урок должен быть окрашен положительными эмоциями, как детей, так и педагога. Это условие будет решающим в положительной динамике эмоционального, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка и детского коллектива в целом.

Диаграма 1

Диаграма 2

Диаграма 3

Диаграма 4