Творчество на уроках биологии

Разделы: Биология


Игра “Знатоки зоологии” (7 класс)

Игра проводится в конце первой четверти. Участвуют 2 команды по 6 человек. Оценивает жюри из ранее подготовленных учащихся, остальные – болельщики.

I конкурс. Разминка “Доскажи словечко”. За 1 минуту команда должна дать наибольшее количество правильных ответов (за каждый правильный – 1 балл).

Вопросы для первой команды:

1. Человек, который изобрел микроскоп… (Антони Ван Левенгук)
2. Самая маленькая единица классификации … (вид)
3. Амеба движется при помощи … (ложноножек)
4. Колониальное простейшее …(вольвокс)
5. Простейшие, имеющие жгутики … (жгутиконосцы)
6. Губка Корзинка Венеры относится к Классу … (стеклянные)
7. Кольца дождевого червя … (сегменты)
8. Замедление всех жизненных процессов … (анабиоз)
9. Португальский кораблик относится к Типу … (кишечнополостные)
10. Организм, имеющий как мужские, так и женские половые органы …(гермафродит)
11. Кровь движется по сосудам и не изливается в полость тела, если кровеносная система … (замкнутая)
12. Поедание особей своего вида … (каннибализм)
13. Защиту кишечнополостных обеспечивают … (стрекательные клетки)
14. Орган выделения моллюсков … (почка)
15. Коралловые острова … (атоллы)

Вопросы для второй команды:

1. Протозоология – наука о … (простейших)
2. Малярийный плазмодий относится к Типу … (споровики)
3. Закономерное расположение частей тела относительно центра … (симметрия)
4. Биологический синоним слову “многощетинковые” … (полихеты)
5. Ученый, который ввел двойное название животных … (Карл Линней)
6. Губка Бадяга относится к Классу … (обыкновенные)
7. Наружный слой клеток - … (эктодерма)
8. Выросты кожно–мускульного мешка у кольчатых червей … (параподии)
9. В поперечном сечении аскарида … (круглая)
10. Водно-сосудистая система характерна для … (иглокожих)
11. Содружество 2-х организмов … (симбиоз)
12. Складка кожи у моллюсков … (мантия)
13. Другое название голотурий … (морские огурцы)
14. На щупальцах головоногих расположены … (присоски)
15. Неподвижная жизненная форма кишечнополостных … (полип)

II конкурс “Найди лишнее”. (Группы слов открываются по очереди, рассуждает та команда, капитан которой первым поднял руку, за каждый правильный ответ – 5 баллов).

Печеночный сосальщик

Острица

Белая планария

Сибирская двуустка

Пиявка

Афродита

Нереис

Бычий цепень

Беззубка

Перловица

Жемчужница

Слизень

Крестовичок

Парусник

Гидра

Бадяга

III конкурс “Верно - Неверно”. (Командам раздаются сигнальные карточки: красная – неверно, синяя – верно; жюри фиксирует скорость и правильность поднятия сигнала, верный ответ – 1 балл).

1. Чем больше размер губки, тем дольше она живет. (Верно)
2. Кишечнополостные имеют двустороннюю симметрию. (Неверно)
3. Туловище плоских червей состоит из сегментов. (Неверно)
4. Кровеносная система моллюсков незамкнутая. (Верно)
5. Круглые черви раздельнополы. (Верно)

IV конкурс “Капитанский”. (Капитан вытягивает название Типа животных, а затем, в соответствие с ним, задачу)

Тип Простейшие.

1. Инфузорий – туфелек поместили в пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой. Что с ними произойдет? Почему?
2. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория – балантидий. В отличие от туфельки у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните – почему?
3. Во время кавказской войны в XIX веке в крепости Адлер, окруженной болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат иная. Какая?

Тип Кишечнополостные.

1. Морские раки – отшельники, живущие в пустых раковинах моллюсков, находят актиний и клешнями переносят к себе на раковину. По мере роста и смены своего жилища на более просторное, рак переселяет и актинию на новую раковину. Объясните такие взаимоотношения между двумя организмами.
2. Зеленая гидра, в теле которой живут одноклеточные зеленые водоросли зоохлореллы, избегает сильно заросших водной растительностью участков водоема. Почему?
3. Летом у стебельчатой гидры длина щупалец достигает 2 – 3 см, а к осени они становятся тонкими и удлиняются до 25 см. С чем это связано?

Тип Моллюски.

1. Легочные брюхоногие моллюски катушки имеют красную кровь, цвет которой обусловлен присутствующим в ней пигментом гемиэритрином. В отличие от прудовика, кровь которого бесцветна, катушки могут значительно дольше находиться под водой, не поднимаясь на поверхность. Чем объяснить такие различия?
2. Печень наземных улиток содержит островки особых клеток, способных к накоплению извести. Какую роль играют эти клетки печени в жизни моллюска?
3. Нервная система у двустворчатых моллюсков, например беззубок, значительно проще устроена, чем у брюхоногих. Почему?

Черви.

1. Если положить планарию на спинную сторону, то она перевернется на брюшную сторону. При освещении ее ярким светом планария уползает в затененные места. Объясните такое поведение.
2. Болезнь домашних животных, вызываемую сосальщиками, называют фасциолезом. Для предотвращения заражения необходимо избегать выпаса скота на заливных лугах и питья животными воды из стоячих водоемов. Почему?
3. В конце прошлого столетия один врач провел эксперимент на самом себе и выяснил, что из только что отложенных самкой аскариды яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и далее – взрослые черви. Как объяснить результаты опыта?
4. Медицинская пиявка имеет в глотке железы, вырабатывающие гирудин. Его пиявки впрыскивают в ранке при укусе вместе со слюной. После укуса пиявки ранка долго кровоточит. Какое это имеет значение для жизнедеятельности пиявки?

Творческие виды работ на уроках закрепления.

На уроках закрепления пройденного материала часто использую творческие виды и формы деятельности, это повышает интерес к предмету, позволяет вывести знания учеников на качественно новый уровень, дифференцировать задания: посильные – для слабых, развивающие и интересные – для сильных и увлекающихся биологией учеников. Кроме того, “Творческие зачеты” снимают напряжение в классе, боязнь “не справиться в решающий момент”, дают возможность проявить способности, а не только показать имеющиеся знания. Ребята учатся адекватно и доказательно оценивать не только товарищей, но и самих себя (аналогичная работа ведется на каждом уроке под руководством учителя). Такие зачеты уместно проводить в конце изучения больших тем.

“Отряды Млекопитающих” (7 класс).

Заранее предлагаю учащимся разбиться на группы по 5 человек, в группе распределить роли:

1. Анатом: знает все о внешнем и внутреннем строении животных данного отряда.
2. Физиолог: умеет объяснить работу всех систем внутренних органов.
3. Этолог: сообщает об особенностях поведения животных (живут парами, в стаях, ведут дневной, ночной образ жизни, строят жилища, заботятся о потомстве и т.д.).
4. Аналитик: обобщает, делает выводы об уровне развития животных данного отряда, о роли в природе и жизни человека. Называет семейства (если есть), представителей, возможно, приводит какие-то статистические данные (в классе – несколько справочников, атласов животных, в которых быстро можно найти необходимую информацию).
5. Секретарь (наиболее сильный, возможно подготовленный ученик): составляет план ответа группы, выбирает форму отчетности, выставляет оценки. Непосредственно на уроке знакомит все остальные группы со “своими специалистами”.

Зачет начинается с вытягивания секретарем карточки с названием отряда млекопитающих и формой отчета, затем он выбирает все необходимые материалы для своей группы (таблицы, рисунки, справочные и дополнительные материалы и т.д.). На подготовку отводится 15 – 20 минут, затем по очереди группы выступают. Формы отчета (у каждой группы своя): выступление участников, подготовка статьи в энциклопедию, репортаж с места события, “хвалебная речь отряду” (с соответствующими требованиями: ораторские умения, доказательность, краткость), форма вопросов и ответов.

Во время подготовки секретарь заполняет оценочный лист, где отражает степень активности каждого участника: знание собственной темы, подготовка отчета, умение быстро сориентироваться и помочь другим членам группы.

Выступление каждой группы оценивается другими группами, учитель также высказывает свои пожелания. Урок – зачет может быть, как единичным, так и сдвоенным.

Обобщающий урок “Пищеварение. Органы системы пищеварения” (8 класс)

Класс делится на группы, по 5 человек. За время урока каждая группа имеет возможность выполнить 5 заданий разного плана (за каждое из них выбирается ответственный, если это вызывает сложность у ребят, то назначает учитель, так как задания разного уровня), по мере выполнения, карточки принимаются учителем, сразу же даются новые.

1. Сконструировать определения понятий (используя формулу: понятие = родовое понятие (обобщающее слово) + видовое отличие (существенный признак)):

слюнные железы

зондирование

коронка

ротовая полость

желудочный сок

кишечник

аппендицит

всасывание

ворсинки

пульпа

гастрит

перистальтика

пищевод

желчь

дентин

глотание

желчный пузырь

эмаль

надгортанник

слюноотделение

аппендикс

фермент

шейка зуба

печень

пищеварение

2. “Собрать” пищеварительную систему. Учащимся выдаются конверты, где находятся вырезанные из бумаги части пищеварительной системы. Необходимо быстро и правильно расположить их, а затем написать основные функции всех органов пищеварения, лист сдать учителю.

3. Составить “маршрутный лист” (возможен рисунок, либо текст):

а) путь белка в организме;
б) путь жира молока;
в) путь углевода.

4. Смоделировать ситуацию “Если бы не было…”:

а) печени;
б) ротовой полости;
в) поджелудочной железы;
г) аппендикса;
д) толстого кишечника.

Если группа быстрее других дошла до этого задания, возможен устный ответ одного из участников.

5. Творческое задание “Хвалебная речь пищеварительной системе” (в произвольной форме: реклама, лозунг, речь и т.д)

Каждая группа в конце урока сдает диагностический лист, в котором отмечает наиболее понравившиеся задания, задания, которые показались сложными, обязательно указывается фамилия ученика, ответственного за выполнение определенной работы, и выставляется оценка. Так как все материалы сданы в письменном виде, учитель имеет возможность поставить объективную оценку, исходя из собственных наблюдений, мнения членов группы и выполненного задания.

Урок – обобщение знаний по темам “История представлений о возникновении жизни на Земле”. “Современные представления о жизни на Земле” (10 класс).

Задания могут быть выбраны учениками из предложенных, либо распределены учителем. Учащиеся работают в парах.

Примерные задания:

1. “Доклад за урок”. Выбрать одну из предложенных тем. Используя дополнительную литературу, сделать интересный доклад, проиллюстрировать материал рисунком или схемой. При выполнении данного задания проявляется умение учащихся работать с дополнительной литературой, быстро выбирать наиболее важный и интересный материал, самостоятельно делать схемы и зарисовки.

Темы докладов: “Карлики и гиганты Вселенной”, “Геологическое время”, “Звезды, Галактика и Вселенная”, “Строение Земли”, “Почему именно на Земле появилась жизнь”, “А.И.Опарин – создатель гипотезы о возникновении жизни на Земле” [1],[2],[3].

2. “Составители тестов”. Тесты должны включать не менее 15 вопросов, с 4 вариантами ответов. Вопросы должны быть интересными, возможно с юмором. Обязательно аккуратно оформлены. Может быть 2 варианта выполнения задания: без учебника (сильные, подготовленные ученики, с учебником – ученики, имеющие пробелы в знаниях).

3. “Кроссвордисты”. Данная форма работы может быть предложена не очень сильным учащимся, или ребятам, имеющим пропуски уроков, так как позволяет достаточно быстро познакомиться или закрепить основные термины и понятия данных тем. Кроссворд должен включать 15 - 20 слов.

4. “Мудрецы”. Данный вид заданий позволяет учащимся по-новому применить полученные знания, отвечая на поставленные вопросы.

– Могут ли в настоящее время образовываться коацерваты? Какие для этого необходимы условия?

– У каких организмов больше преимуществ: у одноклеточных или многоклеточных? Докажите.

– Как можно использовать реакции ядерного синтеза в хозяйстве?

– Действовал ли естественный отбор в условиях ранней Земли? Приведите примеры.

– Опираясь на полученные знания, выскажите собственное мнение о возникновении жизни на Земле.

5. “Ваятели”. Необходимо сделать наглядные пособия на одну из предложенных тем:

а) “Возникновение эукариот”;
б) “Образование планетной системы”;
в) “Образование коацерватных капель”.

Задание требует творческого подхода, так как наглядное пособие должно быть максимально понятным, сделанным грамотно, кроме того, аккуратно. Как показал опыт, данная работа требует большего времени, чем 1 урок, но учащиеся выполняют его с интересом и зачастую предлагают оригинальные и даже юмористические решения.

Список литературы:

1. Детская энциклопедия, второе издание, Т. 1. – М.: Просвещение, 1964.
2. Факты. Люди. События: Малый энциклопедический справочник. – М.: Астрель, 2002.
3. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е.Аспиз. – М.: Педагогика, 1986.