Литературно-химическая газета "Что? Почему? Зачем? и Где?"

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий. Рады видеть вас сегодня в этом зале. Мы собрались здесь, чтобы узнать что-то новое, вспомнить забытое старое и послушать нашу литературно-химическую газету “Что?” “Почему?” “Зачем?” и “Где?”

(Двое учащихся читают стихотворение)

“Что? Почему? Зачем? и Где?
Живут в земле, огоне, воде.
Вот первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло
(Зачем растению тепло?)
Дым легкий, а скала – тверда
“Что значит “лед?”. А что – “вода?”
Что? Почему? Зачем? и где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим!
Бумага не горит дотла:
В печи останется зола,
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите? Так взвесьте!
Открытый путь – нелегкий путь,
Но человеку не свернуть
Что? Почему? – за ним следят
Чтоб шел вперед, а не назад!
Вот почему из года в год
Наука движется вперед!

(А начинается этот путь со школьного порога)

Ведущий. Итак, открываем нашу первую страницу. Но сегодня вы будете не только слушателями, вы будете участниками. Дело в том, что наша газета состоит из вопросов в стихотворной форме. Вы должны внимательно послушать стихотворение и ответить на вопрос. (Делим участников на две команды).

Наша первая страница называется “О ком?”

Вопрос первой команде. (Читает 1 уч-ся)

Он был ученый и поэт
Он размышлял про тьму и свет
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
А что таится в недрах гор?
Он краски изучал и цвет.
Он создал университет.
Своей, рискуя головой,
Разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт
“Он сам был – университет!”

Ведущий. О ком же это идет речь? (М. В. Ломоносов)

А теперь вопрос 2-ой команде. (Читает уч-ся)

Мир сложен.
Он полон событий, сомнений
И смелых догадок,
Но чудо Природы явлений – Гений
И в хаосе этом наводит порядок.
Найдется ли правило простое,
Чтоб целый мир объединить?
Таблицу этот Гений строит:
Природы ищет алфавит.

Ведущий. О ком идет речь? (Д.И. Менделеев)

А теперь занимательная рубрика. Сначала вы прослушайте Историческую справку” о том, как были открыты “вулканы” на столе.

Учащийся делает небольшое сообщение.

Вулканы на столе и в руках.

Вулкан – бог огня у древних римлян. А в древнегреческой мифологии это был Гефест, хромоногий бог – кузнец, оружейник богов, покровитель ремесел: “И ударил по своей наковальне гигантским молотом черный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на Земле…” По имени Вулкана названы огнедышащие горы, внезапно просыпающиеся и уничтожающие окрест все живое во время страшных извержений. Гораздо безопаснее домашние вулканы, которые придумали химики. Самый известный из них, дихроматный, первым наблюдал немецкий химик Рудольф Беттгер, который прославился как изобретатель современных спичек и взрывчатого вещества пироксилина.

Вулкан Беттгер

В 1843г. Рудольф Беттгер получил дихромат аммония (NH4)2 Cr2O7 – оранжево-красное вещество. Как обычно, он решил испытать это вещество на способность взрываться от удара и воспламеняться от горящей лучины. Удар молотом по кристаллам дихромата аммония, лежавшим на чугунной плите, лишь превратил их в порошок. Тогда, насыпав на тарелку горку кристаллов, Беттгер поднес к ним горящую лучинку. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг конца лучинки что-то “закипело, и начали стремительно вылетать раскаленные частицы. Горка, быстро увеличиваясь, вскоре приняла внушительные размеры. Изменился и ее цвет: из оранжевого в зеленый.

Позднее было установлено, что самопроизвольное разложение дихромата аммония вызывает не только горящая лучинка, спичка, но и нагретая стеклянная палочка. При этом выделяется газообразный азот N2, пары воды, твердые частички раскаленного оксида хрома Cr2O3 и большое количество теплоты.

Демонстрируют опыт: Дихроматный “вулкан”

Оранжевые кристаллы дихромата аммония (NH4)2 Cr2O7 при нагревании начинают разлагаться с выделением большого количества теплоты.

В результате образуются оксид хрома Cr2O3, газообразный азот N2 и пары воды. Процесс термического разложения идет так бурно, что получается нечто, напоминающее извержение вулкана.

Ведущий.

  • А теперь открываем вторую страницу “О чем?”
  • (Вопрос первой команде)

Сначала послушайте вступление, ( ученик читает стихотворение)

“Ракета и травинка”

Прошу мне ответить без всякой заминки:
Ракета сложнее иль проще травинки?
Вы скажете сразу: ракета сложнее
Она и нужнее, она и важнее.
Она состоит из мильона деталей!
Её миллион человек собирали
Тогда вам услышать быть может в новинку,
Что сделать нельзя полевую травинку.
Верней, для травинки найдутся детали,
Но вы соберете травинку едва ли.
Вам даже не сделать пустяшной соринки –
Кусочка от этой зеленой травинки
Выходит, травинка сложней чем ракета.
Как просто все это. Как сложно все это!

Ведущий. А теперь вопрос первой команде. О чем идет речь?

(Читает учащийся)

Весь мир большой от “А” до “Я”,
Земля и небо, ты и я,
Трава, песок и снегопад,
И ядер атомных распад,
И Солнца блеск и блеск Луны
В таблице той заключены.
И сложность в ней и простота,
Вселенной нашей красота.
И в каждой клетке и везде:
Что? Почему? Зачем? И где?
(Выслушивают ответ команды).

Ведущий.

– А теперь вопрос-стихотворение второй команде.

(Ученица читает “Историю открытия кислорода, который обнаружил английский ученый Джозеф Пристли.)

Та история простая…..
Джозеф Пристли как-то раз
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ!
Газ без цвета, без названия,
Ярче в нем горит свеча.
А не вреден для дыханья?
(Не узнаешь у врача).
Новый газ из колбы вышел,
Никому он не знаком,
Этим газом мыши дышат
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит!
Джозеф Пристли быстро пишет:
“Воздух делится на части…”
Эта мысль весьма нова.
Здесь у химика от счастья,
И от воздуха отчасти
(от его важнейшей части !)
Закружилась голова…
Кошка греется на крыше.
Солнце луч в окошко бьется.
Джозеф Присшли, с ним две мыши
Открывают… (?) (кислород)

После ответа команды ведущий предлагает послушать Историческую справку о том, как был открыт “новый воздух” – аммиак.

А затем этот же учащийся проводит опыт “Дым без огня”

“Новый воздух”

Аммиак в газообразном состоянии впервые был получен в 1774г. английским ученым химиком Джозефом Пристли. Он смешал порошки нашатыря – хлорида аммония NH4CL и гашеной извести – гидроксида кальция Cа(OH)2 и внезапно ощутил резкий запах, который усилился при нагревании смеси. Когда Пристли попытался собрать летучий продукт реакции, вытесняя им воду из перевернутого сосуда, то выяснилось, что новый газ (это был аммиак) тотчас растворяется в ней.

Однажды Пристли оставил рядом две склянки с неплотно закрытыми пробками: с водным раствором аммиака и с хлороводной кислотой HCL. На следующий день ученый обнаружил белый налет на горле склянки с раствором HCL и курящийся белый дымок. Он крикнул жене: “Мэри, смотри, из склянки выделяется новый воздух!” (все новые газы – кислород, оксиды азота, серы и углерода – химик назвал “новым воздухом”). Потом он дал аммиаку иное имя – “щелочной воздух”.

Теперь химики знают об аммиаке многое. Это бесцветный газ с резким запахом, при температуре ниже –33°С образующий бесцветную жидкость. А еще с аммиаком можно провести интересные опыты. Вот один из них.

Опыт: “Облако из колбы”

Обыкновенная колба может выпустить в пространство целое облако “дыма”. Вот как это происходит. В большую колбу насыпают кристаллический карбонат калия K2CO3 слоем 1-2см и осторожно наливают 10-процентный водный раствор аммиака NH3 в таком кол-ве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, оказался не толще 2 мм.

Затем очень тонкой струей вливают в колбу немного концентрированной хлороводородной кислоты HCL. И тут начинается самое удивительное… Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого “дыма”, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам, стелется по поверхности стола и, добравшись до края, хлопьями медленно падает на пол. Появление белого “дыма” вызвано реакциями:

NH3+ HCL= NH4СL

K2CO3+2HCL=2KCL+CO2 +H2O

Аэрозоль (воздушная взвесь мельчайших кристаллов) хлорида аммония NH4CL, который получается в первой реакции, увлекается из колбы диоксидом углерода CO2, выделяющимся во второй реакции. Диоксид углерода тяжелее воздуха, и поэтому “дым” падает на пол.

Ведущий.

Наша следующая страница “Что?” Вы должны догадаться, о каких явлениях, законах идет речь в тех стихотворениях, которые вы сейчас услышите. Итак, вопрос 1-ой команде.

“О чем впервые догадался Демокрит?”

Можно плыть по реке и парить в облаках,
И шагать по земле, увязая в песках…
Но сгущается пар, застывает река,
А твердейшая бронза порою – мягка.
Птица в небе парит, а в песок упадет, и травой прорастет, –
Рассуждал Демокрит.
Видно чем-то похожа на камень вода;
И в далеком родстве светлячок и звезда.
Что все это роднит: облака и гранит,
Человека и звезды и птиц?
Сложен мир!
Сложен мир из мельчайших частиц
Так считал древний грек Демокрит.

Ведущий: так из чего же состоит наш мир? (Из атомов)

А теперь вопрос 2-ой команде.

(Читают стихотворение 2 ученика).

(История о том, как французский ученый Антуан Лавуазье открыл закон сохранения веществ).

Из атомов мир создавала Природа:
Два атома легких взяла – водорода
Прибавила атомов один кислорода
И получилась частица воды.
Море воды – Океаны и Льды…
И кислород стал повсюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой
В воздух попал кислород как ни странно
Из голубой глубины океана.
И на земле появились растения
Жизнь появилась – дыханье, горенье…
Первые птицы, первые звери,
Первые люди, что жили в пещере:
Огонь добывали при помощи трения.
Хотя и не знали причины горенья
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
До истины был труден путь
В реторте закипала ртуть
И стала ярко-красной…
(Газ кислород вошел в металл –
Вот почему он красный стал)
Ученому все ясно. Он понял смысл горения:
Горенье – окисление!
Соскреб окалину, нагрел и дальше –
К самой сути!
Все взвесил: “газ пропавший” цел!
На месте капля ртути
Что было – осталось.
Ни гран не исчез…
А это… (?) (Закон сохранения веществ)

Ведущий. А теперь наша “Историческая справка”. Вам предлагается послушать историю о том, как был открыт опыт об “Удивительных змеях”

(Учащийся рассказывает, а затем демонстрирует опыт “Содовая гадюка”)

“Фараоновы змеи”

В одном из библейских преданий рассказывается, как пророк Моисей, добиваясь от фараона разрешения покинуть Египет со своим народом, совершил чудо. Он бросил к ногам фараона свой жезл, который тут же превратился в извивающуюся змею.… Затем жезл оказался в руках Моисея в своем обычном виде. Фараон был напуган, но потребовал от Моисея и иных аргументов. А мир получил очередную загадку.

С течением веков алхимия постепенно превратилась в науку химию, и, наконец, химикам XIX в. удалось придумать нечто похожее на чудо, сотворенное Моисеем.

Тиоционатная “змея” Велера.

Однажды осенью 1820г. студент медик Гейдельберского университета в Германии Фридрих Велер, смешивая растворы тиоциианата аммония NH4NCS и нитрата ртути Hg(NO3)2, обнаружил, что из раствора выпадает белый осадок неизвестного вещества. Велер, отфильтровал раствор, высушил выделенное вещество и слепил из него "“колбаску". Когда ради любопытства он поджег “колбаску” и та загорелась, произошло небывалое. Из невзрачного белого комочка, извиваясь, выползала и росла длинная черно-желтая змея.

Как потом оказалось, Велер получил тиоцианат ртути Hg(NCS)2 в обменной реакции. Тиоцианат ртути после поджигания быстро разлагается с образованием черного сульфида ртути HgS, желтовато-рыхлого нитрида углерода C3N4, диоксида углерода и диоксида серы. Бурно выделяющиеся газы заставляют ползти “змею”, состоящую из твердых продуктов реакции.

Опыт. Содовая “гадюка”.

В столовую тарелку насыпают 3-4 ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1ч. ложки сахарной пудры и ? ч. ложки гидрокарбоната натрия (питьевой соды)

Песок пропитывают 96% этиловым спиртом, засыпают в углубление горки приготовленную реакционную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3-4 мин. на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь почернеет и из песка выползет извивающаяся толстая черная “гадюка”.

Ведущий. А теперь мы переворачиваем нашу заключительную страницу. Это страница – размышление. Послушайте, о чем мы бы хотели вам рассказать:

Буква азбуки частица.
Чтоб составить слово “птица”,
Букв понадобиться пять.
Сколько букв придется взять,
Чтоб составить стих, рассказ,
Книжку целую для вас?
Вот лежит со всех сторон:

  • Десять тысяч!
  • Миллион!

Отвечать не торопись!
Присмотритесь!
Приглядитесь!
Загляните в буквари!
Разных – только 33!
А теперь вопрос труднее:
Сколько атомов имея,
Разных атомов притом,
Можно сделать поле, дом,
Солнце, море и травинку,
Птицу, звезды и пылинку?
“Вот летит со всех сторон:

  • Десять тысяч!
  • Миллион!

Отвечать не торопитесь.
Приглядитесь, поучитесь.
Сколько букв? Лишь три десятка.
Сколько атомов? – Загадка.
Та загадка не проста!
Атомов… (?) (Чуть больше ста)
И последний вам вопрос:
Мир наш сложен или прост?
Отвечать не торопись!
Приглядитесь! Поучитесь!
(Звучит песня “Учат в школе”.)

Ведущий сообщает о том, что последняя страница журнала прочитана и благодарит за внимание.