Урок: "Состав слова. Выведение алгоритма". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • научить детей определять части слова;

  • развивать память, внимание, речь, наблюдательность;

  • воспитывать интерес к процессу познания.

Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.

II. Минутка чистописания.

Учитель. Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число с комментарием. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.) Посмотрите на доску, зимний январский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

лЛмМ    лЛл    мЛм     ЛлМм    лл    мм      лЛм

III. Повторение словарных слов.

Учитель. А сейчас мы решим кроссворд, который у вас у каждого на столе. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь и записать слова к соответствующим номерам.

  • Учебное помещение для занятий.

  • Верхняя женская или мужская одежда.
  • Корм для лошади.
  • Защитник Отечества.
  • Лиственное дерево с белым стволом.
  • Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице.

IV. Актуализация.

Учитель. Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то вы найдете “спрятавшееся” слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.
Верно! Состав (чего?) слова. Это слово имеет несколько значений, назовите их. (Состав вещества, офицерский состав, в поезде…).

Запишем в тетради тему урока: Состав слова. Нас, конечно, сегодня будет интересовать состав слова. У вас в тетради нарисован грамматический человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

  • Что такое окончание? Графически обозначаем левый глаз.

  • Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.

  • Что такое приставка? Обозначаем нос.

  • Что называется корнем слова? Обозначаем рот.

  • Кроме окончания, что мы выделяем в слове? (Основу.) Нарисуйте над глазами чёлочку.

Учитель. Вот такой человек грамматический у нас получился, выражение лица у него немного грустное получилось, но я думаю, что к концу урока он улыбнётся. А вы хотите, ребята, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.

Прежде, чем мы перейдём к выполнению следующего задания, нам нужно отдохнуть.

V. Физминутка.

Учитель. Итак, мы доказали, что части слова мы знаем, попробуем это показать в слове. Я предлагаю вам слово: повозка. Попробуйте найти в нем знакомые части слова.

Графически записываются на доске ответы детей.

VI. Постановка проблемы:

Учитель. Вы дали несколько вариантов выделения частей слова. Так с чего же всё-таки нужно начинать? Как вы думаете, мы должны установить какой-то порядок? Сейчас я вам и предлагаю установить такой порядок, т.е. вывести алгоритм разбора слова по составу.

VII. Работа в группах. Открытие нового знания.

Учитель. У каждой группы есть карточка с заданием, нужно сначала графически обозначить разбор слова по порядку, а затем прокомментировать свой  алгоритм.

На доску вывешиваются алгоритмы групп,  один ученик от группы рассказывает.

Учитель. Молодцы! Замечательно! А вот посмотрите, какой действительно существует алгоритм разбора слов.

На доску вывешивается алгоритм на печатной основе.

1. Измени слово и выдели в нем окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери однокоренные слова.
4. Выдели приставку.
3. Выдели суффикс.

Учитель. Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах. Давайте вернёмся к нашему слову – повозка и уже, соблюдая порядок разбора, выделим в нём все его части.
С чего начнём? (С окончания.)
А как найдём окончание? (Изменим слово.)
Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов.)
Приставка – перед корнем, суффикс – после корня.

VIII. Физминутка для глаз.

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.

Давайте мы снежинку прикрепим на доске, она нам сегодня на уроке ещё понадобится.

IX. Первичное закрепление.

Учитель. А сейчас, ребята, кто-то из вас на уроке побудет приставкой, кто-то корнем, суффиксом, окончанием. Я вам буду называть слово, а вы будете показывать части слова. (Раздать части слов на листах и выбрать ведущего.)

походка,
садовый,
домик.

Прекрасно! Вы правильно показали части каждого слова! Умницы!

Х. Самостоятельная работа.

Учитель. А вот пока мы с вами выбирали части слова, зимний ветер навеял теперь нам слова:

зимушка,
морозный,
заморозок,
подснежник.

И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберёте эти слова по составу. (Дети записывают в тетрадь.)
Проверим, работает ли наш алгоритм? (Два ученика рассказывают разбор.) Ребята, а вы заметили, что у нас сегодня на уроке присутствует зима? (Зимний ветер, сугробы, слова о зиме.) Я хочу вам предложить музыку из цикла “Времена года” о зиме замечательного композитора Антонио Вивальди. Слушая это произведение, постарайтесь составить предложение о зиме, а опорным словом этого предложения будет являться слово “снежинка” или “снежинки”.

XI. Повторение.

На землю тихо падают снежинки.

Учитель. Записываем в тетрадь и комментируем предложение, выписываем из него слово “снежинки” для разбора по составу.

XII. Итог урока.

Учитель. Что открыли нового на уроке? (Алгоритм разбора слова.)

XIII. Домашнее задание.

– Запишите корень слова – снег и подберите однокоренные слова с разными частями слова.

XIV. Самооценка.

Грамматический человек улыбается.