Профилактика безнадзорности детей

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Социальный портрет современной семьи в России характеризуется определёнными демографическими показателями: численность семей, коэффициент брачности и разводимости, число детей, проживающих в неполных семьях. Численность семей в России составляет примерно 40 млн., в том числе полных семей с детьми - половина, супружеских пар без детей – четверть.

Так же присутствуют следующие достаточно устойчивые тенденции:

    • рост числа семей с 1 –2 детьми, когда практически не воспроизводится репродуктивная функция семьи;
    • уменьшение числа ежегодного заключения браков (1990 г. – 8,9, 1997 г. – 6,3 в пересчете на 1000 населения);
    • увеличение числа разводов (1990 г. – 3,79; 1995 г. – 4,6 на 1000 населения).

Одновременно по стране в целом суммарный коэффициент рождаемости сократился с 2,0 до 1,28 и доля однодетных семей выросла с 29,7% до 31%. В соответствии с динамикой разводов возросла доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет (в моем классе таких семей 50%).

Приведённые показатели указывают на определённые кризисные явления в институте традиционной полной семьи. В рамках этих кризисных явлений ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей.

По данным Минобразования России, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 1996 г. – 572,4 тыс. человек, 1999 г. – 674 тыс. человек.

В отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. лиц, не выполняющих своих родительских обязанностей (в моем классе из 11 семей – 6 либо совсем не выполняют обязанности,  либо выполняют их не регулярно).

В составе моего классного коллектива 70% семей “неблагополучные” и “конфликтные”. Для них характерно злоупотребление алкоголем и “запутанные отношения”. Это семьи где один из родителей (чаще отец) находится на периферии семейного поля, в них разделенные, конфликтно существующие родители.

Характерные черты поведения в этих семьях:

    • общение на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
    • в межличностных отношениях доминируют разъединения, взаимное перекладывание вины; активное нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы, поэтому семьи (не все) избегают поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
    • постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями, можно услышать: “Я тебя люблю”, а через некоторое время: “Уйди, надоел, не мешайся”, что вызывает и противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.

Дети в этих семьях переживают тревогу перед неопределенностью будущего. Из-за этого они могут тяготиться домом, школой и даже сверстниками. У большинства детей заниженная самооценка (или завышенная). Стремятся больше проводить время на улице.

Для преодоления хотя бы части этих проблем необходима хорошо организованная профилактическая работа (помощь) всех служб (социальной, валеологической, психологической) и администрации школы. А так же взаимодействия с аналогичными службами города, органами местного самоуправления и отделом внутренних дел (приложение 1).

Приложение 1

КДН – городская комиссия по делам несовершеннолетних;

ОППН – отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних;

ЗВР – заместитель директора по воспитательной работе;

Зам. по уч. части – заместитель директора по учебной части

 

Если рассматривать общее понятие, то профилактика – это система мер по предупреждению…и поддержанию (предупреждение безнадзорности и поддержание правильного поведения). Я отмечу только некоторые из них.

Получение классного руководства в 5 Д классе для меня было полной неожиданностью. Я не знала детей, не посещала уроков, не беседовала с классным руководителем начальной школы. Поэтому в первую же неделю мне пришлось навёрстывать упущенное. К середине сентября я была знакома не только с детьми, но и их семьями (хотя на родительское собрание пришли не все). А дальше началась работа.

Строгий контроль посещения занятий детьми не сводился к тому, что только выяснялись отсутствующие. Мне каждый раз приходилось выдумывать причину, по которой я интересуюсь этим учеником. Ребята охотно сообщали, кого нет, по какой причине, и с какого урока ушел. Затем они научились отпрашиваться, приносить записки от родителей и справки от врача (хотя для меня это казалось очевидным, но пришлось учить и детей и родителей). Если ученик отсутствовал в школе более 2-х дней, я шла к нему домой и на месте выяснялось: нет формы, нет обуви, нет…, или удивление нерадивых родителей, с которых даже приходилось брать расписки следующего содержания: “Я, Иванов Иван Иванович, обязуюсь провожать моего ребенка каждый день в школу, и оказывать помощь в подготовке домашнего задания” (приложение 2). То, что это их обязанность и не выполнение ее наказуемо они прекрасно осознавали. В конце моих планов появились странички, на которых фиксировалось каждое посещение семьи (цель, день, итог).

На каждого ребенка в классе заведен “Дневник психолого-педагогических наблюдений”, где отражен состав и социальное положение семьи. При помощи данных дневников осуществляется связь классного руководителя с учителями предметниками, социальным педагогом и психологом. Здесь можно получить рекомендацию по работе с данным учеником на уроках, например: не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа; следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку; в своих похвалах и замечаниях нужно быть искренним (любой ребенок сразу распознает фальшь в вашем голосе, мимике и жестах).

Из опроса родителей было выяснено, что 45% волнует отсутствие организованности у детей, неумение распорядится своим временем, 36% родителей отметили отсутствие глубоких, устойчивых интересов. Одной из причин этого бедно и однообразно по содержанию совместное времяпрепровождение родителей и детей. На вопрос о чтении общественно – политической литературы с детьми родители затруднились ответить. Беседуют по вопросам политики, науки, искусства – 9% (1 человек). Рисуют, лепят, выпиливают 18%. Вместе ходят на выставки – столько же. Совместным коллекционированием не занимается никто.

У детей остается много неконтролируемого родителями времени. Часть его – учебные занятия. А остальное?

Ребят своего класса совместно с руководителями секций стараемся вовлечь в занятия спортом (45%). Не отстаем мы и от участия в школьных мероприятиях. В спортивных соревнованиях и туристических слетах даже занимаем призовые места в личном первенстве. Всегда отмечается наше участие в праздниках урожая. Очень ответственно подошел класс и к проходящему школьному конкурсу “Самый классный классный”, где я принимала участие.

Еще внеурочное время знаменуется классными часами, которые мы называем часами общения (не более 30 минут). Это может быть обычное подведение итогов прожитой недели, где следует отметить успехи каждого. Это могут быть тренинги, в проведении которых оказывает помощь психолог. Или артистический салон, где ребята работают в группах, фантазируя на заданные темы (например: кого из группы легко представить плачущим, смеющимся, кричащим и т.д.). Между делом ненавязчиво провожу психологические игры, тесты (например: из данных рожиц выбрать ту, которая соответствует вашему состоянию, а затем попытаться ее изобразить). Приложение 3.

Но порою нам бывает не до развлечений и игр. Приходится воспитывать родителей, забывающих о существовании своих чад и обязанностях перед ними, в хмельном угаре. А вместе с родителями и детей призывая их к самостоятельности.

Наказание! Как часто мы слышим это слово в нашей повседневной жизни. В основном, это слово связано с неприятностями, которые нам грозят за совершенное нами, идущее вразрез общепринятым нормам. Сначала наказывают ребёнка окриком за то, что он промочил ноги. Затем за то, что он получил двойку лишением прогулки или карманных денег. В нашем случае это может быть разговор при директоре, приглашение на совещание при завуче и, как следствие, внутришкольный контроль, вызов на совет профилактики (постановка на учет) и даже на городскую комиссию, уже не родители лишат ребенка карманных денег, а их могут лишить части так необходимого и мизерного семейного бюджета.

Здесь главное не перестараться. Тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного (разбитое стекло, пострадавшая девичья коса или огромное количество прогулов). Наказание должно быть адресным – понести его должен именно тот человек, который его заслуживает. Переадресация наказания (так же как и жестокость наказания за незначительные проступки) приведет не к исправлению поведения ребенка, а вызовет гнев и желание мести (побудит страх понести наказание за возможные ошибочные действия).

Порой мне кажется, всё что я делаю – зря, в другой раз мне думается, а что я собственно сделала для изменения ситуации? И если такие мысли посещают человека, значит, он не бездействует. И пусть ему в этой сложной, но необходимой работе помогают слова Рейнольда Нейборо:

Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить.

Дай мне силы изменить то, что я могу изменить.

И дай мне мудрость научиться отличать одно от другого.