Диагностические исследования классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива.[1]. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.

Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

С этой целью автором была разработана программа “Исследование развития личности учащегося и ученического коллектива”. Первая часть программы посвящена изучению личности учащегося.

Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе. Во второй части программы отражено изучение классного коллектива: этапы его формирования, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений.

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса. Третья часть программы направлена на работу с родителями и педагогами-предметниками. Здесь представлены совместные исследования, педагогические консилиумы, тематика родительских собраний, направленных на повышение психологической компетентности учителей и родителей.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;
– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;
– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе;
– определяются перспективы развития ученика и коллектива;
– исследования носят комплексный системный характер;
– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

Диагностика развития личности учащегося.

1.Здоровье и физическое развитие.

Диагностика здоровья и физического развития учеников проводится совместно со школьным врачом и учителем физкультуры. Состояние здоровья отслеживается с помощью мониторинга заболеваемости. Учитываются все пропуски уроков по болезни, виды заболеваний, вычерчиваются графики заболеваемости по четвертям. Материал анализируется, разрабатываются меры профилактики.

Первое же исследование, проведенное в пятом классе, показало, что самыми распространенными являются простудные заболевания, из-за которых практически каждый ребенок пропустил по три-четыре дня в начале зимы. Для профилактики было решено поить детей чаем с лекарственными травами в школьной столовой ( с учетом алергиков) и давать поливитамины.

Дети с недостатками физического развития и хроническими заболеваниями посещают группы лечебной физкультуры. Все изменения в их состоянии и здоровье фиксируются, доводятся до сведения родителей и учитываются в работе классного руководителя.

2.Особенности развития личности.

Темперамент .

В пятом классе мы впервые определили преобладающий тип темперамента у детей.[8]. Для более полной картины типы темперамента определяли сами дети, родители и классный руководитель. С учетом всех составляющих, результаты были следующими:

– холериков – 5;
– сангвиников – 16;
– флегматиков – 3;
– меланхоликов – 2.

Таким образом в классе преобладающим типом темперамента оказался сангвиник.. Преобладание сангвиников в классе создает соответствующий эмоциональный фон. Это положительный настрой, увлеченность интересными делами, высокая работоспособность. Однако есть и отрицательные моменты. Многие дети в классе имеют ярко выраженные способности лидера-организатора и между ними устанавливаются отношения соперничества. Не все трудолюбивы. Некоторые ученики не могут сосредоточено трудиться над домашними заданиями, предпочитая списывать. У других чувство юмора перерастает в зубоскальство. В таком коллективе трудно неуверенным в себе меланхоликам, поэтому с ними ведется работа по формированию положительной “Я – концепции”.

Определение типа темперамента ребенком, родителями и классным руководителем не всегда совпадали. Так Ира Р. оценивала себя как сангвиника, мама оценила ее также, а классный руководитель как меланхолика. Причиной такого несовпадения было неискреннее поведение девочки в школе (плач из-за оценок, демонстрация слабости, .неуверенности).Дома и с друзьями Ира вела себя совершенно по-другому. К тому же в человеке, а особенно в ребенке редко проявляется “чистый” тип темперамента. Это было учтено в дальнейшей работе. В 7 классе мы уже проводили исследование темпераментной структуры[2]. Подсчитывали вес каждого из присущих ученику типов темперамента и соответствующие символы записывали в порядке убывания количества баллов. Получалась так называемая приоритетная формула, например МХСФ. Ее владельца можно только условно назвать меланхоликом, так как черты других типов тоже присутствуют, хотя и выражены слабее. Даже если у двух ребят формулы одинаковые, характеры могут быть разными. Например, у Дениса Р. и Кирилла Б. Формула СХФМ, но у Дениса С – 18 баллов, а у Кирилла – 10. Кирилл более вспыльчив, эмоционален и т.д. Темперамент человека может меняться, поэтому его исследование мы проведем в девятом классе еще раз и проанализируем произошедшие изменения.

С учетом формулы темперамента мы можем оптимально решать вопросы организации детей во время учебных занятий, в частности, их рассаживания.

Знание особенностей темперамента ребенка позволяет нам опираться на его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможет определить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдут дела.

“Мыслители” или “художники”?

В шестом классе к изучению темперамента мы добавили методики, позволяющие определить преобладающее развитие полушарий головного мозга и типа мышления [2].. Известно, что для людей с преобладающим правым полушарием головного мозга, характерен художественный тип (яркие образы, живое восприятие, эмоциональность).Для тех, у кого доминирует левое полушарие, характерен мыслительный тип (логические рассуждения, абстракции, теоретизирование).Эта асимметрия формируется в результате умственной деятельности. Результаты нашего исследования показали, что из двадцати человек левополушарных (“мыслителей”)-6, правополушарных(“художников”)-4, смешанный тип-10 человек.

Ценность этого исследования состоит в том, что мы можем выяснить, как мыслят наши ученики? Зная это, можно прогнозировать, с какими трудностями в учении может столкнуться ребенок. Так школьники с аналитическим складом ума страдают там, где нужно развитое воображение. Аналитик быстрее рассуждает, чем действует, лучше знает теорию, чем применяет ее на практике. Абстрактные мыслители испытывают трудности в усвоении фактов, что нужно учитывать при изучении истории, географии и т.д. У “художников” трудности связаны с усвоением материала, лишенного наглядной образной опоры. Знание проблемы показывает путь ее решения. Например, воображение можно развивать с помощью ролевых игр, инсценировок. Одновременно нужно использовать сильные стороны мышления.

Характер и самооценка.

Диагностика проводилась на базе статьи Т.Аржакаевой “Самооценка наших детей”[3]. Автор статьи ставила целью увеличение психологической компетентности родителей. Применение метода дает возможность сделать более объективной не только оценку ребенка родителями, но и самооценку школьника, а так же оценку характера ученика классным руководителем. Сведения о самооценке ребенка, зеркальной самооценке( “Я-глазами мамы”),оценки классного руководителя наглядно вырисовываются в виде профилей разного цвета.

В результате мы получаем ценную информацию о том, насколько адекватно ребенок себя оценивает, о знании родителями своего ребенка, а классным руководителем- своего ученика. При сравнении профилей мы видим, что ожидает ребенок от родителей и учителя. Это повод к размышлению: получает ли школьник необходимую психологическую поддержку, признание? Оптимальны ли требования, предъявляемые к нему?

Конечно, с каждым ребенком и родителями нужно работать индивидуально, но выявляются и некоторые общие тенденции. Очень часто оценка мамой ребенка и зеркальная самооценка не совпадают. Мамы переоценивают своего ребенка, относятся к нему необъективно. Наиболее реальными чертами характера являются те, где больше всего совпадений на профилях.

Интересы и склонности. Ценностные ориентации.

Развитие личности учащихся в ходе учебно-воспитательной работы зависит от того ,соответствует ли она интересам и потребностям самих детей. Учителю нужно знать, каковы мотивы учебной работы каждого ученика, его интересы, склонности и управлять процессом их формирования. Это возможно лишь на основе систематического изучения, которое проводится путем наблюдений за детьми, анализа результатов их деятельности в процессе общения классного руководителя и учащихся. Применяются и специальные методики: “Познавательный интерес”, “Познавательная потребность”, “Что нам интересно?” [1].

В первую очередь, в пятом классе, классный руководитель проверила, все ли дети, попавшие в гуманитарный класс, по своим склонностям и познавательным интересам являются гуманитариями? Оказалось, что большинство ребят определено в этот класс верно, но были и исключения. Так, у Кости М.- ярко выраженный интерес к естественным наукам, у Кристины С. – к точным и т. д. . Родители записали этих детей в гуманитарный класс, исходя из собственных соображений, не учитывая их интересы и рекомендации учителей.

Очень важно также знать, какие духовные интересы формируются у детей. Формирование духовной сферы связано с построением личностью собственной иерархии ценностей-целей. Базовая структура личных ценностей закладывается как раз в подростковом возрасте.. Мы проводили исследование на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентаций М. Рокинга [5]. Ученикам было предложено ранжировать восемнадцать ценностей-целей в порядке убывания их значимости для собственной жизни.

При обработке полученных данных проводилось качественное сравнение (индивидуальное восприятие) и производился количественный анализ, в котором учитывались принимаемые ценности-цели, стоящие на 1, 2, 3 местах в анкетах (т.е. самые главные для этого человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие 17,18 места. Данные бланков всего класса сводились в отдельную таблицу. Остановимся на общих тенденциях формирования нравственных ценностей в седьмом классе. Самые главные ценности- цели для ребят: здоровье и счастливая семейная жизнь. Очень часто на 1, 2, 3, 4 места попадала ценность – хорошие, верные друзья. К отвергаемым ценностям, ради которых не стоит жить, часто относились: равенство, красота природы и искусства, удовольствия. В целом результаты совпали с теми тенденциями, которые автор перечисляет в своей статье. Данное исследование стало точкой отсчета при целенаправленном воспитании нравственных ценностей, которые способствуют духовному развитию личности.

Учение.

С переходом в пятый класс или несколько позже у подростков снижается общий интерес к учению. Школа перестает быть центром духовной жизни ребенка, т. к. мотивы, которые побуждали его к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т. д.) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:

– несколько учителей-предметников, а не один, как в начальной школе;
– увеличение числа учебных предметов и количества школьного материала;
– иные формы работы на уроке.

С целью преодоления этих трудностей, классным руководителем была разработана четкая система отслеживания успеваемости каждого ребенка ( в сравнении с учебой в начальной школе, в предыдущей четверти и т. д.), анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по годам.

Каждую четверть классный руководитель составляет подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость? Каковы причины этого? Так в третьей четверти пятого класса произошло резкое снижение качества знаний. Причиной оказалась эпидемия коревой краснухи. Однако был выявлен и ряд причин связанных с учебной деятельностью:

– усложнение учебного материала;
– завышенная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему высокому уровню развития, и не привык систематически работать) ;
– заниженная самооценка, комплексы;
– ослабление контроля со стороны родителей;
– преобладание внешкольных интересов.

После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на малых педсоветах и родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день ( “зону ближайшего развития”). С учениками так же проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждается вопрос, как помогать дома.

В 6, 7 классах выявилась тенденция снижения успеваемости по новым предметам. Так в первой четверти шестого класса произошел “обвал” по географии, а в первой четверти седьмого класса – по физике и черчению. По мере адаптации к новому предмету ситуация улучшилась.

Здесь сыграли свою роль и некоторые субъективные факторы, например характер учителя черчения. В данном случае классному руководителю пришлось находить “ индивидуальный подход” к предметнику.

Все пункты программы по исследованию личности учащегося ежегодно отрабатываются полностью, что отражается в социально-психологических паспортах.

Диагностика развития классного коллектива.

Ученический коллектив непрерывно развивается. Изменяется состав класса. Помимо количественных изменений происходят и качественные. Группа пятиклассников из разных классов начальной школы должна, в своем развитии, дорасти до коллектива.

Изучение этого процесса проводится по направлениям: уровень сформированности коллектива, уровень сплоченности, степень эмоционального единства в классе, межличностные отношения[1]. Диагностика межличностных отношений позволяет выделить группы внутри коллектива, узнать какое место каждый ребенок занимает в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с помощью социометрии. После обработки данных возникает множество вопросов. Почему один ребенок пользуется симпатиями большинства, а другой одинок? Как помочь пренебрегаемым и изолированным детям? Чаще всего последними становятся застенчивые, неуверенные в себе ребята. Дополнительную информацию можно получить, изучая тип личности в общении.

Тип личности в общении.

Рассматривая стратегии поведения личности в общении, психологи выделяют четыре типа: положительное доминирование, отрицательное доминирование, положительное подчинение, отрицательное подчинение [3]. На всех ребят в классе была заполнена анкета, в которой напротив каждой фамилии выставлялись балы по шкале: 4 – всегда, 3 – часто, 2-иногда, 1 – редко, 0 – никогда. Затем проводились расчеты и анализ типов “доминирование- подчинение” и “ положительность- отрицательность”. Для наглядности составлялась диаграмма личностного поведения.

Затем все данные заносились в сводную таблицу.

Информация используется для организации деятельности детей в классе и в групповой работе на уроках. Так дети с отрицательным доминированием успешно работают с одноклассниками, поведение которых доброжелательно. Для них необходимо применять чередование руководящих и подчинительных ролей. Дети с отрицательным подчинением тоже лучше сотрудничают с доброжелательными сверстниками. Их необходимо постоянно поощрять, чтобы повысить уровень самооценки, а также стараться, чтобы эта похвала была закреплена реальными достижениями.

Изучение школьной тревоги

Уникальную информацию об эмоциональном состоянии ребенка в классе и школе, которая дополняет все предыдущие исследования, дает изучение школьной тревоги, проводимое на основе авторских тестов Битяновой М. П. [4]. Данная методика позволяет выявить зоны эмоционального неблагополучия, соотнести школьную тревогу с личной тревожностью. Тест дает информацию важную для выявления индивидуальных особенностей статуса школьника, состояния отношений в системе “ учитель- ученик”, характеристику общей педагогической ситуации в классе. Данные этого исследования показали, что в классе нормальная педагогическая ситуация. Высокую тревожность демонстрировали два человека, с которыми была организована индивидуальная работа.

От изучения к прогнозированию и коррекции.

Тщательное изучение учащихся и ученического коллектива позволяет проследить весь ход развития личности в процессе воспитания и обучения, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с детьми. Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности. Классный руководитель, основываясь на принципах гуманистической психологии, может оказывать помощь ученикам в их учебной деятельности и в общении Конечно необходимо обеспечивать психическую безопасность и комфорт детей, поэтому такая работа должна осуществляться под контролем психолога. Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

Литература..

1. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.: Просвещение, 1991.
2. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.-М.: Просвещение,1991.
3. Материалы к родительскому собранию по теме “ Самооценка наших детей”. В газете “ Школьный психолог” №36, 1998.
4. Изучение школьной тревоги младших подростков. В газете “ Школьный психолог” № 42, 1998..
5. Хмелев Е.А. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов. В журнале “Воспитание школьника” № 8, 2001.
6. Воронов Е.А. Классный руководитель как психолог. В журнале “Воспитание школьника” №8, 2001.
7. Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.,- С.П.: Речь 2002.
8. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция.-М.: Издательский центр “ Академия”, 2002.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.- М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.