Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел

Разделы: Физика


Цели и задачи урока. Учащиеся должны усвоить понятия электризации, электрический заряд, взаимодействие электрических зарядов.
Продолжать формировать навыки проведения эксперимента, учить наблюдать, рассуждать и делать выводы.
Содействовать сотрудничеству учащихся, умению выслушивать, дополнять, уточнять, сообща делать правильные выводы. Продолжать учить самостоятельно приобретать знания и оценивать свой труд.

Оборудование. Стеклянные палочки (пара),эбонитовые палочки (пара), шерстяная и шёлковая тряпочки, кусочки бумаги, пластмассовая линейка, резиновая пластина и стеклянный сосуд с плоским дном, штатив с легкой гильзой на нити, штатив с зажатой в лапке деревянной линейкой, с которой опущены две нитяные петли для подвешивания в них палочек.

ХОД УРОКА

1. Объявить тему урока, совместно с детьми составить план изучаемого на уроке, записать на доске и в тетрадях.
2. Объявить порядок и форму работы на уроке.
3. Приступить к работе по памяткам.

По теме урока составили и записали следующий план в тетрадях и на доске.

1. Что такое электризация тела, чем отличается наэлектризованное тело от ненаэлектризованного?
2. Как наэлектризовать тело? Примеры электризации тел в окружающей жизни.
3. Что понимают под электрическим зарядом? Что за два рода электрических зарядов существуют?
4. Что значит – заряженное тело? Как взаимодействуют заряженные тела?

Учебный  элемент Учебный материал с указанием заданий Деятельность учащихся
УЭ1

Введение

Цель. Введение новых понятий и терминов.

Задание: прослушав сообщение учителя, ответьте на вопросы.

1. Как возник термин “электричество”?
2. Какое тело называют наэлектризованным?
3. Как надо понимать “телу сообщили электрический заряд”?

Проверьте правильность ответов в обобщающей беседе, за каждый правильный ответ начислите себе 1 балл.

Сообщение  учителя,
ответы на вопросы.
УЭ2

Изучение нового материала.

Электризация тел.

Цель. Выяснить, как можно наэлектризовать тело.

1. Поднесите эбонитовую палочку к гильзе, к кусочкам бумаги. Есть ли какое-нибудь действие?
2. Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой (стремитесь увеличить площадь соприкосновения), затем поднесите её к гильзе, к лёгким бумажкам. Что теперь видите?
Это свойство, которое приобрела палочка, потертая о шерстяную тряпочку, называют электризацией, а тело, обладающее им, наэлектризованным или получившим электрический заряд.
3. Потрите стеклянную палочку шёлком и поднесите к гильзе, к мелким бумажкам, затем поднесите к гильзе и кусочкам бумажек тряпочку. Какие предположения об электризации тел у вас появились?
4. Положите на плоское стеклянное дно резину, плотно прижмите. Разъединив, поочерёдно поднесите к гильзе и мелким бумажкам стекло, затем резину.

Ответьте на следующие вопросы:
1. Как электризуются тела?
2. Какой вывод по электризации тел можно сделать из опытов 3 и 4?
3. Приведите примеры электризации тел из окружающей жизни.

Проверьте правильность ответов в ходе обобщающей беседы. За каждый правильный ответ начислите себе балл.

Экспериментальная работа учащихся.
УЭ3

Два рода электрических зарядов.

Цель. Рассмотреть на опыте взаимодействие заряженных тел и сделать соответствующие выводы.

1. Наэлектризуйте стеклянную палочку и подвесьте её на нитяных петлях.
2. Наэлектризуйте таким же образом вторую стеклянную палочку.
3. Поднесите палочку к первой. Что наблюдаете?
Как взаимодействуют одинаково заряженные палочки?
4. Снимите стеклянную палочку с петель.
5. Проделайте аналогичный опыт с эбонитовыми палочками, потёртыми о шерстяную тряпочку и пронаблюдайте их взаимодействие.
6. Поднесите к подвешенной эбонитовой палочке наэлектризованную стеклянную палочку. Обратите внимание на их взаимодействие.

Какое предположение можно сделать о видах зарядов на эбонитовой и стеклянной палочках ?
Аналогичные опыты по взаимодействию заряженных тел проделайте с наэлектризованными подручными телами (пластмассовая линейка, ручка, полиэтиленовая пленка и т.п.).

Ответьте на вопросы:

1. Какие и сколько видов взаимодействия заряженных тел вы наблюдали?
2. Как взаимодействуют одинаковым образом наэлектризованные тела?
3. Как взаимодействуют не одинаково заряженные тела?
4. Какое предположение можно сделать о том, сколько разновидностей электрических зарядов существует?

Проверьте правильность ответов при обсуждении результатов опытов и за каждый правильный ответ начислите себе 1 балл.

Экспериментальная работа учащихся.
УЭ4

Определение видов электрических зарядов.

Цель. Узнать, как принято называть два рода электрических зарядов.
Стр.55, последний абзац. Прочтите, начиная со слов “Заряд, полученный на стекле…”

Выполните задания:

1.Определите вид заряда на стеклянной палочке, потертой о шёлк и на шёлке.
2.Определите вид заряда на эбонитовой палочке, потёртой о шерсть и на шерстяной тряпочке.
3.Определите виды зарядов на других телах, используемых в ваших опытах.

За правильные ответы начислите по одному баллу.

Работа с учебником
УЭ5

Итог изученного на уроке.

Цель. Подвести итог изученному.

Подумайте, как изученное на этом уроке можно изобразить в виде схематического рисунка и сделайте его.

На черновике делают наброски.
Задание на дом: параграфы 25, 26. Пронаблюдайте электризацию в окружающем вас мире.

На доске получили следующий рисунок:

Подводим итог урока, предложив оценить свою деятельность оценкой по сумме заработанных баллов.