Бинарный урок (история + ИЗО) по теме: "В городе богини Афины". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тема урока, план урока, возможная личностная проблема. В городе богини Афины.

План:

    1. Местоположение города.
    2. Легенда о названии города.
    3. Самые, самые знаменитые места (игра)
    4. Основные районы города.
    5. “В гончарной мастерской”.

Возможная личностно значимая проблема: нужно ли ремесло и искусство древности современному человеку? Чем оно интересно сегодня?

Планируемые результаты изучения материала, цель урока. Учащиеся понимают, что эпоха античности внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства.

Расширение представления о городе античного времени.

Закрепить ранее полученные знания по выполнению фигуры человека в движении, изображая его либо на красном, либо на чёрном фоне.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности. Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы и практическая работа учащихся.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Приемы деятельности учителей: объяснение, рассказ, беседа, показ, игра “Живой компьютер” по терминам, театрализация, выполнение рисунка учащимися.

Развитие умений учащихся. Учащиеся работают с картой, учатся выделять главное, использовать раннее приобретенные знания для получения новых знаний, самостоятельно работать с учебником, выполнять рисунки, определять термины, развивать речь.
Основные понятия и термины. Полис, чернофигурные и краснофигурные сосуды, Керамик, Агора, рынок, портик, Акрополь, фронтон, Парфенон.
Источники информации: школьные и внешкольные. Учебник, п.37. План города Афины стр. 168, вопросы и задания к параграфу.

Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной литературы: Хрестоматия по истории древнего мира: Сост. Е.А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.- С.183-184.

Немировский АИ. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990. – С. 103-113.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986.

Любые репродукции картин, отвечающих теме урока.

Средства обучения. Карта “Древняя Греция в 5 в. до н.э.”, плакат с планом города Афины, иллюстрации с изображением сосудов различных форм, картина “Праздничное шествие на Акрополь”, рисунки учащихся по сюжетам легенд и мифов Древней Греции; аппликации сосудов, выполненные учащимися на предварительном уроке ИЗО; учебник Вигасин А.А. и др. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2001.

Комментарии к технологической карте урока.

Урок имеет ряд особенностей:

Во-первых, он является бинарным уроком истории и изобразительного искусства (ИЗО), т.е. строится на актуализации межпредметных связей, на основе использования имеющихся знаний и умений учащихся.

Во-вторых, необходим предварительный этап: уроки истории и ИЗО, на которых осуществляют подготовку к восприятию материала бинарного урока и выполнения практической работы.

В-третьих, особенность урока заключается в возможности применения различных форм занятия.

Начинает урок учитель истории вступительным объяснением особенностей урока и указывает цель урока – путешествия, представляя учащихся “агентами туристического бюро”, предлагающего тур по древнему городу Афины. Маршрутным листом будет служить план города Афины в 5-м веке до н. э. стр. 168 учебника и карта “Древняя Греция в 5 веке до н. э.”

Тетрадь учащихся на уроке станет блокнотом для записей “агента”.

Последовательность действий учителя и учащихся:

“Агенты” получают задание:

  1. Определить местоположение города по карте и объяснить всем.
  2. Показать, что им уже известно о городе и о стране / предлагается игра: “Живой компьютер”/.

Описание игры “Живой компьютер”: учащимся розданы карточки с терминами и названиями;

По предложению учителя один из них, став “оператором” выбирает и вызывает к доске учащихся с теми карточками, на которых указаны необходимые термины, задание определяет учитель, а термины из самых различных предыдущих тем. “Оператор” выбирает 5-6 учащихся и они дают определения своим терминам /демократия, Пирей, Пникс, рабы, колония, Граждане, Керамик, Агора, Акрополь, портик и другие/. Некоторые из учащихся получают опережающее задание: подготовить сообщение по некоторым новым терминам.

  1. Учитель задает вопрос: А почему этот город называется именно так – Афины? Театрализация. Спор богов Афины и Посейдона за покровительство над городом.
  2. Учитель предлагает обратиться к учебнику, как к самому достоверному источнику: стр. 171-173. В самом сердце Афин /чтение текста/.
  3. Задание: представьте на минутку, что вы на Агоре, что бы вы предлагали нам

    /учащимся нравиться быть в роли продавцов и смотрителей рынка/

  4. Далее предлагается иллюстрация “Праздничное шествие на Акрополь”. Используется прием описания картины.
  5. Учитель истории заканчивает путешествие по местам , вызывающим восторг у посетивших город и приглашает отправиться еще в один район города: район гончарных мастерских – КЕРАМИК.
  6. Урок продолжает учитель ИЗО, который рассказывает и показывает о различных сосудах, останавливает внимание на выполнение чернофигурных и краснофигурных сосудах. Затем предлагает “агентам” выполнить несколько зарисовок по мифам на подготовленных предыдущими уроками “сосудах” /аппликации/. Выполнение практической работы.
    В ходе выполнения работы учитель предлагает учащимся пояснить свой рисунок, рассказывая о выбранном мифе / коротко и о самом интересном, что изображает на рисунке.
  7. Заключение урока: Учителя истории и изо подводят итоги урока, демонстрируют отдельные работы учащихся. Проводится тестирование на закрепление изученного материала (тесты прилагаются ниже). Проверка возможна в парах. Оценивание деятельности учащихся на уроке.
  8. Домашнее задание: п. 37 вопросы и задания.

 Тесты по теме: “Древняя Греция. Афины”

I вариант II вариант
1. Девять правителей Афин, ежегодно, избирающиеся жребием:

а) стратеги;
б) демос;
в) архонты. корабли

1. Как назывались мастерские, где чинили старые и строили новые?

а) керамик;
б) верфи;
в) скене.

2. Что произошло в 490 г. до н.э.?

а) взятие греками Трои;
б) Марафонская битва;
в) Саламинская битва.

2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города?

а) Агора;
б)Академия;
в) Акрополь.

3. Автор трагедии “Антигона”:

а) Софокол;
б) Гомер;
в) Платон.

3. Скульптор, создавший знаменитую статую богини Афины на Акрополе:

а) Фидий;
б) Перикл;
в) Гомер.

4. Район гончарных мастерских в Афинах:

а) Агора;
б) Керамик;
в) Пирей.

4. Кто отменил долговое рабство в Афинах?

а) Солон;
б) Перикл;
в) Платон.

5. Что произошло в 480 г. до н.э.?

а) Марафонская битва;
б) Саламинская битва;
в) сражение в Фермопильском ущелье.

5. Главная торговая площадь в Афинах?

а) Агора;
б) Акрополь;
в) Керамик