Урок обучения грамоте "Закрепление изученного материала (о звуках и буквах Ф, ф, Ш, ш)"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Закрепить знания о твёрдых и мягких звуках, обозначающимися на письме буквами Ф, ф, Ш, ш. Обучить чтению слов, предложений. Заучить парные согласные.
  2. Развивать умение запоминать парные звонкие и глухие согласные, подбирать проверочные слова. Развивать память, мышление, речь учащихся.
  3. Воспитывать активность в работе, чувства товарищества, взаимовежливости.

ОБОРУДОВАНИЕ: Парные согласные звуки и буквы, кроссворд на доске, тексты учебников.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Учитель:

Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути:
Ни проехать в лесу, ни пройти.

Это замечательное стихотворение С. Есенина лишь напомнило нам о том, что на дворе прекрасное время года – зима. И вам с удовольствием хотелось бы подышать свежим морозным воздухом, поиграть в снежки, побегать по снегу.

2. Вы, ребята, всё это сделаете, но чуть позже, после нашего урока чтения, на котором мы сегодня будем повторять всё о парных согласных звуках, в частности о согласных ф, ш, будем читать тексты с изученными буквами, разгадывать кроссворд. И самым активным помощникам Зима подарит сюрпризы в конце урока. Готовы?

Дети:

– Да!

3. Учитель:

– Тогда мы начнём с задания на странице 71 в “Азбуке”.

Кто так говорит? Прочитайте самостоятельно реплики и ответьте.

Дети читают самостоятельно.

Учитель:

– Читаем первое предложение.

Дети:

– Открой рот и скажи: “А-а-а!”

Учитель:

– Кто так говорит?

Дети:

– Так говорит доктор, когда ребёнок заболеет, его приводят к врачу, и если нужно посмотреть горло, больной говорит так.

Учитель:

– Следующее предложение.

Дети:

– Раз –два- три! Води!

Это когда дети затеяли игру, назвали считалку и перед игрой называют водящего.

Дети:

– Шары! Шары! Налетай! Шары!

Так говорит продавец шаров. Он созывает покупателей.

Учитель:

– Прочтите последнюю реплику с доски.

Дети:

– Мой родной, вставай!

Глазки открывай!

Дети:

– Так говорит мама, когда нужно утром просыпаться.

Учитель:

– А как вы догадались, что так говорит именно мама?

Дети:

– А ещё так может говорить бабушка, ведь она тоже, как мама любит нас.

4. Учитель:

– В последней фразе встретилось слово глазки. Оно употреблено во множественном числе. Поставьте его в единственное число.

Дети:

– Глаз.

Учитель:

– Что можно сказать о произношении и написании этого слова?

Дети:

– Говорим /глас/, а писать нужно глаз, т.к. проверочное слово глаза.

Учитель:

– Да, это парный согласный звук, требующий проверки. Когда слышится один звук, а писать надо другую букву, то вы вспомнили правило, в котором говорится: чтобы проверить парный согласный на конце или в середине слова, надо слово изменить так, чтобы после согласного стоял гласный. Например?

Дети:

– Глаз – глаза

Учитель:

– Какую пару согласных вспомнили?

Дети:

– Парные согласные з-с.

Учитель:

– Какие ещё пары согласных знаете?

Дети:

– Б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с.

/Учитель выставляет наборное полотно с парными согласными/

5. Учитель:

– А теперь рассмотрите картинки с девочкой Машей. Прочтите, что она делает?

Дети:

– Маша машет. Маша мажет.

Учитель:

– Чем отличаются слова машет и мажет?

Дети:

– Слова разные по смыслу, меняется согласный в середине слова.

Учитель:

– Что вы знаете о таких согласных звуках?

Дети:

– Эти звуки всегда твёрдые.

Учитель:

– Молодцы!

А теперь поиграем в рифмы.

6. Дети самостоятельно читают текст на странице 18 в пособии “Я читаю” и подбирают рифму к словам.

7. Учитель:

– А теперь давайте отдохнём. Проведём физминутку. Встаньте, выполняем движения и произносим слова:

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок!
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт!
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать!

8. Учитель:

– А теперь разминка для ума. Решите кроссворд и узнаете, как зовут мышеловку из пяти букв.

Дети по очереди называют предметы, заполняют кроссворд и слово по вертикали-кошка - и есть мышеловка из пяти букв.

Учитель похвалил учащихся за работу.

9. Учитель:

– А теперь мы поработаем над развитием речи. Страница 71 “Азбуки”. Обогатим словарный запас.

– Рассмотрите рисунки. Какой снежный ком?

Дети:

– Холодный, большой, белый, круглый. Когда в оттепель лепишь снеговика – снег липкий, послушный.

Учитель:

– А воздушные шарики, какие?

Дети:

– Они разные: круглые и продолговатые, цветные, лёгкие.

Учитель:

– Что из себя представляют шарики у одуванчика?

Дети:

– Такие шарики маленькие, пушистые, лёгкие, воздушные, серенькие. Они даже прозрачные.

Учитель:

– Молодцы! Спасибо!

10. Учитель:

– Самостоятельно прочитайте текст “Ну и пошутил!” на странице 70 в “Азбуке”. Подумайте, как ответил Фома? / Дети высказывают свои мысли, предположения. Звучат доказательства./

Учитель:

– Спасибо всем, молодцы!

11. Итог, вывод по уроку.

Напоследок – сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.