Огненные годы войны

Разделы: Математика


Цели: закрепление приобретенных знаний, формирование умений применять математические знания к решению нестандартных практических задач; развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету; воспитание любви к родному краю, его истории.

Оборудование: плакаты, книги о войне, тексты задач по темам, рефераты и сочинения учащихся на военную тематику, школьные тетради 1938 года.

План урока:

  • Вводное слово учителя

  • Решение задач в разновозрастных группах учащихся 3 – 6 классов под руководством консультантов-семиклассников.

  • Сообщения учеников об исторических и других сведениях, полученных в результате решения задач.

  • Выступления учеников о ветеранах Великой Отечественной войны и героях новгородской земли.

  • Подведение итогов урока.

I. Вводное слово учителя.

Новгородская земля – земля древняя. Её история хранит имена Рюрика и Владимира Мономаха, Александра Невского и Марфы Посадницы.., имена многих других жителей нашей славной земли.
В 1941-1944 гг. Новгородская земля была опалена Великой Отечественной войной. Новгородцы на себе испытали все тяготы этих лет. В руины были превращены многие села и деревни, город Новгород, уничтожены исторические памятники, погибли люди…
В ходе решения математических задач, ответив на вопросы “когда?”, “сколько?” и т. д., вы приоткроете некоторые странички исторического прошлого новгородцев.

II. Разрушение Новгорода и его исторических памятников.

1941год, июнь, 22
В 4 часа утра фашистская Германия и её сателлиты без объявления войны напали на СССР. Авиационной бомбардировке были подвергнуты многие города, железнодорожные узлы, аэродромы, военно-морские базы. Началось осуществление гитлеровского плана “Барбаросса”, предусматривающего быстрый разгром СССР.

Задача №1. Утром 15 августа 1941 года противник перешел в общее наступление с целью захвата г. Новгорода. Советские воинские части в ночь с 19 на 20 августа отошли из города и заняли оборону. Сколько суток советские воины удерживали наступление немецко-фашистских захватчиков на подступах к Новгороду?

Софийский собор, построенный в начале второго тысячелетия (в 1045-1050 гг.), является одним из древнейших памятников зодчества, выдающимся произведением мирового искусства. Благодаря фрескам XII века, иконам XII-XVII веков, древним иконостасам и другому внутреннему убранству собор представляет собой сокровищницу древнерусского искусства.
На центральном куполе Святой Софии за несколько веков до начала войны был установлен голубь. Старинное предание гласит, что “Новгороду жить и здравствовать, покуда на кресте над золоченой главой собора Софии цел голубь” — символ “святого духа”. Фашистские варвары содрали золото с купола. Пропал и голубок.

Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода

Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода

Александр Невский был Новгородским князем в 1236-1251 гг. Он прославился победами над шведами (Невская битва, 1240 г.) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище, 1242 г.). Александр Невский обезопасил западные границы Древней Руси. Умелой политикой он ослабил тяготы монголо-татарского ига. У стен новгородской Софии он собирал войско на борьбу со шведами. Знаменитые его слова: “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет”.

Мемориальная доска Александру Невскому в Великом Новгороде

Мемориальная доска Александру Невскому в Великом Новгороде

Задача №2. Памятник “Тысячелетие России” состоит из бронзовых групп фигур, расположенных: две – на бронзовом шаре, семнадцать на каменном постаменте, покрытом бронзой, сто девять – на бронзовом барельефе пьедестала. Сколько всего фигур на памятнике?

Задача №3. Высота памятника “Тысячелетие России” – 15 метров. Высота нижнего мраморного фриза памятника – 1 метр 50 сантиметров. Во сколько раз весь памятник выше его нижней мраморной части?

Более чем двухгодичное хозяйничанье гитлеровцев в Новгороде привело к разрушению замечательных памятников древнерусского зодчества. Особенно пострадали древние башни Кремля: разрушена верхняя часть северо-восточного угла башни Кокуй, нижний свод Спасской башни, на пяти башнях уничтожены покрытия, во Владимирской башне немцы пробили свод. Немецко-фашистскими захватчиками были разгромлены древние здания в Кремле, относящиеся к XV-XVII в.в. В них были размещены казармы, солдатские клубы, оружейные мастерские, склады. В здании театра была конюшня, в Софийском соборе — морг, в Грановитой палате — казино.

Задача №4. Защитники Новгорода вытесняют врагов со стены Детинца. Сколько метров стены уже освободили новгородцы, если враг занимает часть стены, в 2 раза меньшую, чем новгородцы. Длина стены 1385 м.

Задача №5. Глубина оборонительного рва вдоль Кремля в районе Воскресенской башни около 6 м, что составляет 40% ширины рва в верхней его части. Найдите ширину рва.

Задача №6. За все время существования Великого Новгорода лишь дважды враги занимали Кремль Детинец: немецко – фашистские войска в 1941 году и шведы в 1*11 году.
Подставьте вместо звездочки цифру, если число единиц в разряде сотен этого числа составляет 2/3 числа единиц в разряде сотен числа 1941.

III. Злодеяния немецких фашистов на Новгородской земле

Задача №7. В Новгородской области немецкие захватчики и их сообщники уничтожили и разрушили 7565 строений, в том числе:

2 695 жилых домов,
288 промышленных предприятий,
11 электростанций,
173 лечебных учреждения,
198 театров, клубов, красных уголков,
120 церквей,
89 магазинов.

Сколько процентов всех строений составили разрушенные жилые дома? (Выполните округление до целых)

Задача №8. Огромный ущерб был нанесён гитлеровцами колхозам Новгородской области за период временной оккупации. 72676 колхозных строений было разрушено, в том числе:

11224 зернохранилищ,
7359 животноводческих построек,
1389 овощехранилищ,
967 промышленно - производственных зданий,
127 гаражей.

Сколько строений, занятых зернохранилищами, животноводческими постройками и овощехранилищами было разрушено немецкими фашистами в Новгородской области?

Задача №9. Общий размер ущерба, причинённого государственным предприятиям и учреждениям, кооперативам, колхозам и гражданам Новгородской области, по определению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков составил 24855207 тысяч рублей (к 1944 году). Выразите в рублях причинённый ущерб. Назовите полученное число.

Задача №10. В Новгородском районе гитлеровцы из 8849 жилых домов уничтожили 5630 домов и частично разрушили 1705 домов. Какой процент домов уцелел в Новгородском районе во время оккупации:

а) от числа полностью уничтоженных домов;
б) от общего числа жилых домов?

Задача №11. До Великой Отечественной войны в 76 школах Новгородского района обучалось 15 тыс. учащихся. Гитлеровцами сожжено 3 средних, 13 неполных средних и 59 начальных школ. Какую часть составляли неразрушенные школы?

Задача № 12.

а) По материалам расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков из оккупированных районов и городов Новгородской области насильственно угнаны на принудительную работу в Германию:

Батецкий

16000 чел.

Старорусский

36000 чел.

Демянский

10522 чел.

Новгородский

26809 чел.

Чудовский

30000 чел.

Уторгошский

2587 чел.

Шимский

5655 чел.

Солецкий

2542 чел.

Маловишерский

743 чел.

Поддорский

3598 чел.

Залучский

4979 чел.

Белебелковский

6447 чел.

Молвотицкий

1071 чел.

Полавский

503 чел.

Волотовский

957 чел.

Лычковский

5062 чел.

Г. Старая Русса

10720 чел.

Г. Новгород

1950 чел.

Сколько всего мирных граждан было угнано?

б) Из общего числа новгородцев, угнанных на принудительные работы, дети моложе 16 лет составляли 72715 человек. Какой процент от общего числа угнанных составляли дети? (Ответ округлите до десятых долей процента).

в) Число женщин, угнанных на принудительные работы, почти в 2 раза больше, чем детей. Определите, сколько женщин было угнано с Новгородчины? (Выполните округление до тысяч).

IV. Военное лихолетье

Задача №13. Партизанские журналисты за время освобождения Новгорода и Ленинградской области выпустили 75 различных листовок тиражом 23 300 экземпляров. Количество номеров газет составляло 64/100 от числа листовок, а тираж этих газет был почти на половину больше тиража листовок. Сколько и каким тиражом выпущены газеты партизанскими журналистами во время войны на новгородской земле? (Тираж газет округлите до целых тысяч).

Задача №14. За годы войны 5700 доноров-боровичан сдали 15 000 литров крови. Определите, сколько литров крови сдал каждый донор. (Ответ округлите до тысячных).

Задача №15. Свыше 20 миллионов рублей было собрано жителями северо-восточных районов Ленинградской области в 1941 г. на строительство танковой колонны “Ленинградский колхозник”. Школьники школы №14 (ныне №9) г. Боровичи собрали 0,25% всей суммы. Определите сумму денег, собранных школьниками-боровичанами.

Во время Великой Отечественной войны город Новгород входил в состав Ленинградской области. Продовольствие в Ленинград посылали все, в том числе и новгородцы. Однако его в городе на Неве во время блокады все равно не хватало. Голодная смерть не щадила ни детей, ни взрослых. Вымирали целыми семьями.

Дневник ленинградки Тани Савичевой

Дневник ленинградки Тани Савичевой

Девочку удалось эвакуировать по “Дороге жизни” (Ладожской ледяной трассе) на Большую землю. Сначала Таня Савичева попала на Новгородчину, а затем была переправлена в Горьковскую область. В 1943 году Таня умерла.

Задача №16. Зимой 1942 года партизанами и населением Партизанского края было собрано 223 подводы с хлебом, мясом, маслом для осажденных ленинградцев. Вереница подвод тронулась в путь 5 марта. Она растянулась на 3 км. 4 апреля подводы с продовольствием достигли своей цели. Это была большая помощь новгородцев голодающим ленинградцам. Сколько дней был в пути обоз с продовольствием с Новгородчины для блокадников Ленинграда?

Задача №17.

а) Ответственные дежурные 5 “а” и 5 “б” классов для занятий в школе заготовили для своих одноклассников ручки из веток малины. Всего 56 штук. Причем, для 5 “а” класса было изготовлено на 16 ручек больше, чем для 5 “б”. Сколько ручек было заготовлено для каждого класса в отдельности?

б) Из 56 заготовленных к занятиям ручек на уроках в 5 “а” и 5 “б” классах сломалось 50%. Какую часть составили целые ручки?

Задача №18. В 1923 году в деревне Грива Хвойнинского района родился Веселов Владимир. Он учился в Удовищской неполной средней школе. В 1942 году Ленинградским военкоматом он был признан на войну. Мать, Васильева Варвара Ивановна, больше его не видела. Сын пропал баз вести в одном из боев.
Решите задания, выполненные Владимиром на тетрадном листочке 2 декабря 1938 года. Сверьте его ответы со своими.

Задания, выполненные Владимиром Веселовым на тетрадном листочке 2 декабря 1938 года

Задания, выполненные Владимиром Веселовым на тетрадном листочке 2 декабря 1938 года

Задача №19. 29 января 1942 года совершили свой бессмертный подвиг. И. С. Красилов, А.С.Герасименко и Л.А.Черемнов. Сколько лет новгородцы хранят в памяти подвиг советских солдат?

Задача №20. Лёня Голиков родился в 1926 году. Погиб геройски в 1943 году. Сколько лет было юному герою, отдавшему жизнь за освобождение родной земли от фашистских захватчиков?

Задача №21. Маресьев Алексей Петрович родился в 1916 году. За свои боевые заслуги получил звание Героя Советского Союза в 1943 году. В каком возрасте Маресьеву А.П. было присвоено это высокое звание?

Задача №22. 19 августа 1941 года немецкие фашисты захватили город Новгород. 20 января 1944 года город был освобождён советскими войсками.

а) Сколько месяцев город был занят фашистами?
б) Сколько дней?

Задача №23. Из 2346 жилых домов в городе Новгороде сохранилось только 40. Какая часть домов была разрушена гитлеровцами? (Выразите эту часть десятичной дробью с точностью до сотых).

Задача №24. На митинг, посвященный освобождению Новгорода 20 января 1944 г., пришло только 50 новгородцев. Выясните, какова была численность населения города до начала войны (к 1939 г.), если жителей на митинг пришло в 795 раз меньше.

Задача №25. После разрушения главы Софии были возведены заново при восстановительных работах в 1944-48 гг. На центральном кресте Софийского собора был вновь укреплен голубь – символ мирной жизни новгородцев.

Определите длину голубя на Софийском соборе, если эта длина составляет 35/214 от высоты креста (214 см) центрального купола собора.

V. Никто не забыт, ничто не забыто…

Сразу же после изгнания гитлеровских оккупантов в древнем русском городе на Волхове начались реставрационные работы. 7 миллионов рублей было затрачено на восстановление древних зданий Новгорода. Для увековечения памяти подвигов советских людей во время Великой Отечественной войны в городе были установлены памятники, памятные мемориалы.

Задача №26. Определите года открытия:

а) мемориала “Вечный огонь” в Кремле, установленного к 20-летию Победы над фашистской Германией;
б) обелиска Александру Панкратову – Герою Советского Союза, совершившего в годы Отечественной войны бессмертный подвиг, закрывшего грудью амбразуру вражеского дзота. Памятник установлен у Синего моста к 25-летию Победы;
в) “монумента Победы”, открытого к 30-летию Победы.

Задача №27. Вторая ударная армия в Любанской операции потеряла около 20 тысяч солдат и офицеров (убитых и пропавших без вести).

а) Вычислите число бойцов 2-ой ударной армии, пропавших без вести, если они составляют половину всего числа убитых и пропавших без вести бойцов этой армии.
б) К 1998 г. поисковики экспедиции “Долина” обнаружили и захоронили останки трех тысяч бойцов 2-ой ударной армии. Составляет ли это половину всех человеческих потерь этой армии?

Задача №28. В 1998 г. в Новгородской области числилось 3500 участников Великой Отечественной войны. К 2000 г. их число уменьшилось на 400 человек. Сколько ветеранов войны насчитывалось на Новгородчине к концу ХХ века?

Задача №29. В СССР за время Великой Отечественной войны погибло (по некоторым данным) около 20 миллионов человек, в том числе 548905 воинов - на новгородской земле. Сравните эти числа.

Задача №30. За 55 веков человечество пережило около 15 тысяч войн. За это время люди жили в условиях мира менее 300 лет. За всю историю человечества в войнах погибло 3,6 млрд. человек. В войнах XVII века погибло 3,3 млн. человек,

XVIII в. – 5,3 млн. человек,
XIX в. – 6 млн. человек,
XX в. – 115 млн. человек.

Постройте столбчатую диаграмму для сравнения погибших в войнах XVIII, XIX и XX веков.

VI. Заключительное слово учителя.

Новгород и область за послевоенные годы пережили свое второе рождение – возродились из пепла.
Пройдут десятилетия и столетия. Нашествие фашистских варваров станет далеким прошлым. Но имена героев Великой Отечественной войны будут жить вечно в памяти Новгородцев.

Ответы к задачам:

  1. Около 5 суток.
  2. 128 фигур, не считая младенца.
  3. 10 раз.
  4. 923 м.
  5. 15 м.
  6. 1611 год.
  7. 36%.
  8. 19972.
  9. 24 855 207 000 рублей. Двадцать четыре миллиарда восемьсот пятьдесят пять миллионов двести семь тысяч.
  10. а) приблизительно 27%; б) приблизительно 17%.
  11. 1/76.
  12. а) 166145 человек; б) 43,8 %; в) 145 000 человек.
  13. 48 номеров газет тиражом 35 000.
  14. приблизительно 2,632 литра.
  15. 50 000 рублей.
  16. 31 день.
  17. а) 5 “а” - 36 ручек, 5 “б” - 20 ручек; б) половина.
  18.  
  19. 62 года.
  20. 17 лет.
  21. 27 лет.
  22. а) 29 месяцев; б) 884 дня.
  23. приблизительно 0,98.
  24. 39750 человек.
  25. 35 см.
  26. а) 1965 год; б)1970 год; в) 1975 год.
  27. а) 10 000 воинов; б) нет.
  28. 3100 человек.

Литература:

Воробьева И.А. 60 задач о Великом Новгороде, или Огненные годы войны. – Великий Новгород: МОУ ПКС “Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов”, 2003.