Дидактическая игра "Азимут"

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "План и карта". Проверить знания основных понятий и изученных географических объектов.
  • Выявить умения учащихся по работе с географической картой и атласом в определении географических координат, нахождении топографических знаков и графических изображений основных понятий темы.
  • Развивать интерес к географии.

Тип внеклассного мероприятия: Обобщающее повторение темы.

Вид мероприятия: Игра – соревнование.

Методы проведения: Побуждающий, поисковый.

Наглядность:

1) Физическая карта полушарий.

2) Топографические знаки.

3) Графические изображения основных понятий темы.

Раздаточный материал: атласы, чайнворды, карточки с названиями команд, карточки с заданиями конкурсов.

Игра "Азимут" проводится между классами. От каждого класса выдвигается команда в составе 6 человек.

Командам предлагаются соревнования по шести конкурсам, каждый из которых оценивается по 3 – х балльной системе. Оценка выставляется буквой разных цветов:

Красная буква – 3 балла.

Зеленая буква – 2 балла.

Синяя буква – 1 балл.

Первому конкурсу соответствует буква А, второму – З, третьему – И, четвертому – М, пятому – У, шестому – Т.

В ходе игры команды складывают слово "Азимут", т. е. название внеклассного мероприятия.

Для болельщиков также предлагаются два конкурса. Это домашнее задание – сочинение оды географии и занимательные вопросы. Баллы болельщиков приплюсовываются командам и выставляются восклицательным знаком.

Ход игры "Азимут"

I конкурс: "Наша команда". А

Учащиеся получают конверт с шестью буквами, из которых они собирают название своей команды и дают ему определение (буквы прикрепляют булавками к своей форме).

1 команда “Глобус” (модель земного шара).

2 команда “Компас” (прибор для определения сторон горизонта).

3 команда “Широта” (расстояние от экватора до какой-либо точки, выраженное в градусах).

II конкурс: Чайнворд "Экватор". З.

Командам за 5 минут необходимо разгадать чайнворд и заполнить его на больших листах, прикрепленных к магнитным доскам.

1 Э л л и п с

2 К о л у м б

3 В о с т о к

4 А н т а р к т и д а

5 Т и х и й

6 О т н о с и т е л ь н а я

7 Р у л е т к а

Вопросы:

1. Форма земли.

2. Первооткрыватель Америки.

3. Сторона горизонта, азимут которой 90 градусов.

4. Материк, открытый Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.С. Лазаревым.

5. Океан, которому дал название Ф. Магеллан.

6. Высота, характеризующая превышение одной точки над другой.

7. Прибор для измерений расстояний на местности.

III конкурс: "Путешествие Пушишки". И.

Командам читается рассказ. Поочередно с помощью лазерного луча они показывают условные знаки, которые встречаются в рассказе. Таблички с условными знаками размещены на стенде. Каждой команде предлагается показать по 6 знаков, т. е. по количеству игроков.

"Путешествие Пушишки".

Зайчишка Пушишка рос непослушным ребенком. Как-то раз, когда мама собирала яблоки в саду  , а папа ловил на реке рыбу, решил он их перехитрить и отправиться путешествовать. Пробежав немного по тропинке , он кубарем скатился в карьер , перебежал через луг и оказался на опушке редколесья . Автостопом по шоссе добрался до горелого леса , который вскоре перешел в смешанный лес . К этому времени зайчишка порядком устал и стал думать, где бы ему отдохнуть. Как раз в это время он увидел озеро , которое уже в некоторых местах зарастало и превращалось в болото . Пушишка заспешил к нему. Но он не заметил пеньков, которые остались от вырубленного леса . Пушишка споткнулся и поранил лапку. Он упал и горько заплакал. Он плакал, а жажда все больше и больше мучила его. Придя в себя и немного погревшись на солнышке, зайчонок пустился на поиски чистой воды. Пройдя просекой мимо хвойного дерева , он наткнулся на родник .

А в это время мама и папа, не докричавшись непослушного сына и обыскав весь дом, побежали в школу к ребятам за помощью.

Целая армия шестиклассников бросилась на поиски непослушного малыша. 3 часа искали дети по всем окрестностям, заглянули даже в колодец , и только к 6-ти вечера они нашли испугавшегося темноты зайчонка в зарослях кустарника .

Как наш путешественник обрадовался им. Он уже не рад был, что удрал из дома, но обратную дорогу найти не мог.

Мама с папой от всего сердца благодарили ребят. А зайчишка с этого дня рос умным и послушным. Всегда помнил, что нельзя уходить из дома без разрешения старших, потому что можно заблудиться и потеряться.

IV конкурс: "Таинственная записка". М.

Команды получают записку с указанными географическими координатами, однако некоторые из них размыты (подчеркнутые буквы). Необходимо восстановить записку, определить местонахождение терпящих бедствие людей и выслать им помощь, прикрепив к географической карте флажок – символизирующий группу спасателей.

1 записка SOS! SOS! SOS! Снежная лавина засыпает группу альпинистов в Кавказских горах. Необходима срочная помощь. Очень просим выслать вертолет. Сообщаем наши координаты: 42 градуса С . Ш. и 45 градусов В. Д .

2 записка SOS! SOS! SOS! Терпим крушение в Мексиканском заливе. Вышлите на помощь спасательное судно в квадрат с координатами 25 градусов С . Ш. и 90 градусов З. Д .

3 записка SOS! SOS! SOS! Пыльная буря засыпает экологическую экспедицию на Аравийском полуострове. Срочно нужен вездеход в район 25 градусов С . Ш. и 45 градусов В. Д .

V конкурс: "Географическая ромашка". У.

На сцену приглашаются капитаны команд. Поочередно они отрывают лепестки географической ромашки, на которой указаны географические объекты. Затем называют и показывают данные названия на карте полушарий.

  1. Место гибели Ф. Магеллана. "Филиппинские острова".
  2. Пролив, открытый в ходе первого кругосветного путешествия. "Магелланов".
  3. Самый большой океан. "Тихий".
  4. Материк, открытый последним. "Антарктида"
  5. Самый "жаркий" материк. "Африка".
  6. Самый маленький материк. "Австралия".
  7. Острова, отделенные от Южной Америки Магеллановым проливом. "Огненная земля".
  8. Часть света, состоящая из двух материков. "Америка".
  9. Самый большой материк. "Евразия".

VI конкурс: Разноцветные шары". Т.

От каждой команды на сцену выходят по одному ассистенту. Поочередно они прокалывают иглой по одному шарику, вынимают записку с указанным в ней понятием и на "выставке определений" подбирают графическое изображение к данному вопросу. А команда вслух озвучивает это определение.

  1. Меридиан – дуга, соединяющая два полюса.
  2. Параллель – линия, параллельная экватору.
  3. Масштаб – число, которое показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшено на бумаге. 1: 5000.
  4. Горизональ – линия с одинаковой высотой. 
  5. Градусная сеть – параллели и меридианы карты.
  6. Азимут – угол между направлением на север и на заданный объект. 
  7. План местности – чертеж, выполненный условными знаками в масштабе относительно сторон горизонта. (Топокарта).
  8. Географическая карта – графическое изображение земной поверхности. (Карта полушарий из атласа).
  9. Пунсон – кружок, обозначающий город. О   Казань.

Конкурсы для болельщиков.

I конкурс: "Ода географии".

Проводится во время II конкурса. Каждому классу было дано домашнее задание -–сочинить стихотворение о географии.

II конкурс: "Географические приборы".

Проводится во время IV конкурса. Учащимся демонстрируются приборы, которые они должны назвать и пояснить их предназначение.

  1. Нивелир – прибор для определения относительной высоты.
  2. Компас – прибор для определения азимута.
  3. Рулетка – инструмент для измерения расстояний на местности.
  4. Шагомер (циркуль) – инструмент для измерения расстояний на местности.
  5. Планшет – приспособление для построения плана местности.

Подведение итогов.

Награждение команд.