Интегрированный урок (математика и окружающий мир), 4-й класс.

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема (математика): Действия с многозначными числами.

Тема (природоведение): Лес – природное сообщество.

Цели:

  • работать над формированием специальных умений и навыков действий с многозначными числами;
  • углубить знания учащихся о природном сообществе;
  • продолжать работу по развитию умения решать и составлять задачи по выражению;
  • продолжить формирование экологической культуры школьников.

Оборудование:

  • Иллюстрации к задачам.
  • Иллюстрированный материал о лесе.
  • Карточки с задачами.
  • Карточки с формулами S, t , V.
  • Запрещающие и предупреждающие знаки леса.
  • Таблица – “Продолжительность жизни деревьев”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке вы будете решать задачи на очень важную тему. А как она называется, вы узнаете, когда расшифруете слова в таблицах. Но для этого вам надо решить примеры.

II. Устный счет.

Учитель: Перед вами три таблицы с ответами и примеры с буквами в ответах. Надо определить, какой букве соответствует числовое значение и под этим числом написать нужную букву

Таблица 1.

800 7425 1225 7425 1485 720 320 7425
Б Е Р Е Г И Т Е

35 х 35 = Р
48 х 15 = И
40000 : 125 = Т
64 х 125 = Б
75 х 99 = Е
135 х 11 = Г

Таблица 2.

4565

7225

660

7225

5445

96

900

5445

2400

П

Р

И

Р

О

Д

Н

О

Е

85 х 85 = Р
44 х 15 = И
36 х 25 = Н
415 х 11 = П
55 х 99 = О
16 х 150 = Е
2400 : 25 = Д

Таблица 3.

360

2445

5445

8000

5625

3300

360

320

1364

2475

С

О

О

Б

Щ

Е

С

Т

В

О

24 х 15 = С
124 х 11 = В
40000 : 125 = Т
25 х 99 = О
64 х 125 = Б
75 х 75 = O
22 х 150 = Е

Учитель. Какие слова получились?

Дети. Берегите природное сообщество.

Учитель. Правильно. А что относится к природным сообществам?

Дети. Лес, луг, водоемы.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем с вами говорить, решать задачи о лесе. А что такое лес?

Дети. Это природное сообщество , состоящее главным образом из деревьев и кустарников.

Учитель. Посмотрите на диаграмму :

Учитель. Это большая тема. А мы с вами будем говорить только о деревьях.

III. Заочная экскурсия в лес. (Решение уравнений.)

Учитель. Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию в лес. А на чем отправимся, вы выберете сами, решив уравнения.

х х 3 = 180
(х = 60 км/час)

180 : х = 5
(х = 36 час)

х : 18 = 10
(х = 180 км)

Чтоб отправиться в путь, надо хорошо знать S (расстояние), t (время), V ( скорость). Давайте вспомним , как найти :

S? t? V? (таблицы)

(Читаются формулы.)

Учитель. Какую величину находим в первом уравнении? (V-скорость)
Во втором уравнении? (t – время)
В третьем уравнении? (S – расстояние)

Учитель. Так на чем мы отправимся в лес?

Дети. На автобусе.

IV. Решение задач. Работа по группам.

Учитель. Мы приехали с вами в лес. Какие деревья нас окружают? (Таблица “Продолжительность жизни деревьев”) У каждой группы лежит карточка с задачей. Вам надо решить эту задачу и подумать, о чем говорят числа в этой задаче?

1 группа. Ель может жить 1200 лет, сосна 0,5 этого возраста , а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет рябина?

1200 : 2 х 1 = 600 лет живет сосна,
600 – 520 = 80 лет живет рябина.

Ответ: 80 лет.

2 группа. 1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 35 тонн пыли, а 1 гектар лиственного леса в 2 раза больше. Сколько тонн пыли отфильтровывает в год 2 гектара хвойного леса и 5 гектаров лиственного леса?

Хвойный лес –

1 га – 35 тонн
2 га – 35 x 2 = 70 тонн,

лиственный лес –

1 га – (35 т х 2)
5 га- 35 x 2 x 5 = 350 тонн,

Ответ: 70 + 350 = 420 тонн

3 группа. Дуб поглощает 85 л воды ежедневно, осина – 462 л в неделю, береза – 1800 л за 30 дней. Какое из этих деревьев поглощает больше всего воды в день? Меньше всего воды в день?

462 : 7 = 66 л ежедневно поглощает осина,
1800 : 30 = 60 л – береза.

Ответ: дуб поглощает больше всего воды в день, а береза – меньше всего.

V. Работа по группам со знаками.

1 группа. Нельзя рубить деревья, они растут очень медленно.

 

 

2 группа. Надо больше сажать деревьев, т. к. лес – это легкие нашей Планеты

3 группа. Вырубание деревьев приводит к заболачиванию, деревья укрепляют берега.

 

 

VI. Итог

Учитель. Ребята, вы обратили внимание на числа, которые вы получили в задачах. Чтобы вырастить одно дерево, сколько лет понадобится?
(Таблица “Продолжительность жизни деревьев”.) Итак, чтобы вырастить одно дерево, не хватит даже человеческой жизни. Эти задачи помогают нам понять, как важно дерево, лес для человека, животных, птиц, насекомых. Дерево – это источник кислорода. Лес – это легкие нашей планеты. Так давайте будем беречь лес!

  • Для чего же надо беречь лес?
  • Какая наука занимается вопросами, связанными с сохранением природного сообщества?
  • Что такое экология?

VII. Самостоятельная работа.

Учитель. У нас в стране много заповедников, где выращивают растения. Вспомните , в какой заповедник мы с вами ездили? (Раифский)
Я предлагаю вам решить следующую задачу: длина Раифского заповедника 2 км, ширина – 1 км. 500 м. Найти площадь заповедника (Самостоятельное решение задачи с последующей проверкой).

VIII. Составление задачи по выражению.

Учитель. А сейчас решим вот такой пример:

56500 : 5 x 3 : 100 : 113 = 3 (д.)

Вот по этому выражению и схеме составьте задачу:

Чтоб нам с вами целый год писать в тетради, нужна бумага.

IX. Домашнее задание.

Каждый человек расходует в год столько бумаги, что на изготовление ее уходит 3 дерева. Посчитайте, сколько деревьев идет на изготовление бумаги, которую расходует ваша семья.

X. Итог урока.

  • Что вы узнали сегодня на уроке?
  • Какое значение в жизни человека играют деревья?
  • О других сообществах леса мы продолжим разговор на следующих занятиях.