Работа над предложением

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


Основные направления работы над предложением:

Сопоставление слова и предложения как речевой единицы.
Наглядно показать, что предложение состоит из слов.
Определение первого, последнего слова в предложении.
Определение количества слов в предложении.
Определение главного (Кто? Что?) слова в предложении.
Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления.
Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения.
Учить определять границы предложения в тексте. Называть количество предложений. Повторять 1-ое, 2-ое, 3-е предложение.
Учить составлять предложение из слов в нужной грамматической форме.

Последовательность работы над предложением:

Нераспространенные предложения: субъект - предикат (Девочка рисует).
Распространенные предложения из 3-4 слов:

а) субъект - предикат - объект (Девочка рисует дом);
б) субъект - предикат - объект - объект (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект - предикат - объект - локатив (Дети играют в саду);
г) субъект - предикат - объект - локатив (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект - предикат - объект - атрибутив (Бабушка подарила внучке красивую куклу)

Предложения с однородными членами.

Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.

Зная, какие трудности испытывает ребенок с речевыми нарушениями при составлении разных типов предложений, для повышения результативности работы над предложением я систематизировала материал по данному разделу и составила план-схему по работе над предложением.

При составлении плана необходимо :

Подобрать игры и упражнения по работе над предложением.
Из заданий выбрать именно те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка.
Расположить игры и упражнения в порядке возрастания сложности.
Подобрать игры и упражнения для развития мыслительных процессов.
Речевой материал использовать как средство предупреждения дисграфии.
Усвоить лексико-синтаксические отношения между членами предложения.
По анализу и синтезу словесного состава предложения использовать карточки- символы:

Наличие индивидуального наглядного материала (карточек - символов), условных обозначений слов позволили обеспечить:

Полный контроль за усвоением знаний и навыков построения разных типов предложений детьми.
Высокую речевую активность и умственную нагрузку.
Повышение эмоционального тонуса, познавательного порога, рост эффективности обучения.
Экономное использование учебного времени.
Реализацию познавательных возможностей детей-логопатов.

В предложенном плане представление поэтапнго обучения детей составлению разных типов предложений, и каждый этап представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании логопеда дополнен.

ПЛАН - СХЕМА работы над предложением в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Этапы работы

Тема

Задачи

Содержание работы

1 этап

Предмет и слово Формировать умение быстро и точно находить слова для обозначения предметов окружающего мира. Учить классифицировать слова, обозначающие названия живых существ и неживых предметов. Различать понятия "предмет", "слово". Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать наблюдательность. Игра "Мы узнаем мир по именам".

Игра "Кто больше назовет окружающих предметов".

"Разделить слова на 2 группы по вопросам Кто? Что?

Игра "Задай вопрос (картинки) Кто это? Что это?"

Игра "Оживи слово"

Дети озвучивают картинки.

Вывод: Все что нас окружает - это предметы неживые.

Все, кто нас окружает - это живые существа.

Любой предмет можно обозначить символом.

Слово - это набор звуков, имеющих значение.

  Слово-предмет Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Учить графически изображать слова- предметы. Познакомить с карточкой - схемой, обозначающее слово-предмет (карточка 1). Развивать зрительное и слуховое внимание и память. Рассмотреть картинки, отобрать те, которые обозначают: а)живые предметы, б)неживые предметы. Поставить вопрос

в)запомнить их, назвать только те, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

Игра "Запомни, повтори" (7 слов)

Слуховой диктант (10 слов)

ЗАПОМНИ: Слово-предмет мы будем обозначать(карточка 1)

Игра "Прогулка в лес". Кого можно встретить в лесу? Что можно увидеть в лесу?

  Слово-действие Учить детей различать слова, обозначающее действие предмета. Помочь понять роль слова- действия. Познакомить с карточкой- схемой, обозначающее слово-действие (карточка 2).

Учить графически изображать слово-предмет и слово -действие.

Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия.

Уточнить вопросы: Кто? Что делает?

Игра "Что может делать человек?"

Слова, которые вы назвали, обозначают действия и отвечают на вопрос "Что делает?"

ЗАПОМНИ: Слово-действие мы будем обозначать(карточка2)

Игра "Назови что я делаю? (действия логопеда с разными предметами.

Работа с двумя карточками "Слово-предмет" (карточка 1) и "Слово-действие" (карточка 2).

Игра "Будь внимательным" (логопед называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку).

Слуховой диктант (7-8 слов -действий)

Прочитать предложение с помощью рисунков- схем (карточка 2 - карточка 1).

Игра "Поработай слово-действие" В игре два участника: один из них представляет слово- предмет, второй выступает в роли слова-действия. Слово-предмет совершает всевозможные действия, а слово-действие называет эти действия.

Игра "Кто как передвигается? (по теме "Живая природа")

"Кто как ест?" "Кто как голос подает?" "Кто это может делать?"

Вопрос - ответ (по лексической теме "профессии"). "Что делает врач, учитель, повар?"

"Кто какие звуки издает?" (Дверь скрипит, ветер - воет, машина - гудит)

  Слово-признак Познакомить детей со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие признаки по родам.

Познакомить со схемой (карточка 3).

Развивать слуховое внимание, память. Подвести детей к выводу о том, что слово-признак и слово-действие зависят от слова-предмета.

Рассмотреть предметы, дать описание по плану: форма, цвет, на вкус, на ощупь,, материал из которого сделан предмет.

Задание: Поставить вопрос к словам: зеленый, свежий, желтая, красивое. Графическое изображение слова-признака.

ЗАПОМНИ: Слово-признак мы будем обозначать (карточка3)

Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

Из услышанного ряда слов назвать только те, которые обозначают признак предмета.

Нарисовать слова: кудрявые облака, голубой ручей, лучистое солнце.

Подобрать слова-синонимы: аккуратный (чистый, опрятный)

Грустный (печальный, скучный, невеселый),

Смелый (храбрый, отважный, бесстрашный.

Подобрать слова-антонимы к словам признакам: умный -глупый; смелый - трусливый; злой - добрый.

Придумать слово к слову: осень какая? День какой? Настроение какое?.

Игра-соревнование, кто больше назовет слов-признаков к предмету"

Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы:

Прыгучая, пушистая, рыженькая ... (белка)

Маленький, круглый, колючий... (еж). Чистое, свежее, душистое... (полотенце)

Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам: вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что обозначают эти слова? (Слова-признаки).

Графический диктант (слова-признаки)

  Предлог Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами "в, на, над, под, за, от, со, с, из-под, из-за, через,н.

Познакомить с графическим изображением предлога (карточка 4).

Учить выкладывать схемы предложений с предлогами, включать в предложение пропущенный предлог.

Знакомство со схемами предлогов, уточнить, когда мы говорим эти маленькие слова:

В - когда предмет находится внутри,

На - когда предмет находится сверху,

Под - когда предмет находится внизу и т.д.

Выставить парами предметные картинки. Придумать предложение с предлогами: гриб - елка, гриб - сковородка, шишка - елка; еж - елка, заяц - куст, лиса - нора; птица - ветка, белка - дупло, бабочка - цветок.

"Прочти предложение без предлога".

Что такое предлог? (Маленькое слово перед словом)

Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги?

2 этап

Предложение Дать детям понятие о предложении. Учить детей различать понятия "Слово" и "Предложение"; правильно согласовывать в числе глагол с существительным, прилагательное с существительным. Формировать навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

Закрепить понятие об интонационной законченности предложения.

Сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове, как единице предложения.

Учить составлять простое нераспространенное предложение с использованием графического изображения слов.

Учить определять главное слово в предложении.

Определять количество слов, последовательность слов.

Учить составлять предложение о действиях, называть 1-ое, 2-е слово.

Предложение- единица человеческой речи, которая выражает законченную речь.

Предложение состоит из слов. Предложение мы читаем, будто что-то сообщаем. Все на свете из чего-то состоит: облака из множества водяных капель, лес из деревьев, а наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова живут в предложении в согласии. Разбираются предложения (2 - 3) из 2 слов.

Графическое изображение предложения. Корова мычит.(карточка 1 и карточка 2).

Начертить схему предложения в тетрадях.

Назови 1-ое, 2-е слово. Сколько слов в предложении?

Графический диктант (работа со схемой слов)

Трава желтеет.

Опадают листья.

Дует ветер.

Идет дождь.

    Учить составлять предложение из 3-х слов: делить на слух простое предложение на слова, называть их по порядку. Учить выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

Учить составлять предложение по "живой модели".

Игра с движениями "Ехали, поехали". Дети изображают поезд, логопед называет слова. Слово-предмет (дети хлопают в ладоши - остановка.

Слово -действие (дети произносят звук Ч,Ч,Ч...-движение поезда)

Слово - признак (дети машут рукой).

Предлог (топают ногой - тормоз).

Игра "Живое предложение". Продолжить предложение, которое начинаются одинаково "На столе лежат красные яблоки". На столе (карточка 2, карточка 3, карточка 1).

Игра "Сплетем венок из предложений":

- Большой дом.

- Дом построили строители.

- Строители строят многоэтажные дома.

Игра "Поймай слово в предложении" (1-е, 2-е,3-е, 4-е).

Игра "Оживи слово", "Оживи предложение" (по предметной картинке)

Упражнение "Собрать предложение из слов" (девочка, петь, песня, красивая)

Напечатать последнее (первое) слово в предложении "На окне сидит муха".

Задание: Нарисовать картинку и придумать по ней предложение. Выложить предложение, используя карточки-символы. Провести анализ словесного состава предложения.

    Учить придумывать предложение, придерживаясь единого сюжета.

Учить распространять основу предложения до 5 - 6 слов, используя карточки- символы, грамотно его оформлять.

Учить детей сокращать предложение до основы, используя карточки - символы слов.

У детей предметные картинки (девочка, мяч, дом, парк, качели). Логопед начинает: "Это Маша, она пообедала и решила поиграть" Продолжает ребенок, у которого на картинке мяч.

Ребенок: "Маша взяла мяч и стала подбрасывать его вверх.

Задание: найти предложение по соответствующей схеме.

Составить предложение соответствующее схеме.

Составить предложение с парой слов "Кисточка - краски".

Предложения: "Мальчик скачет". (карточки- символы)

"Мальчик скачет на коне".

"Мальчик скачет на быстром коне".

"Мальчик скачет на быстром вороном коне".

Логопед придумывает предложение, дети осмысляют его. Затем логопед просит детей сократить предложение:

"Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает. ВЫВОД: остались главные слова в предложении.

Упражнение "Измени одно слово."

Логопед предлагает послушать предложение, повторить его, заменив в нем одно слово. Например: "Ребята пришли из школы. Дети пришли из школы. Девочки пришли из школы".

3 этап

Обучение связной речи. Учить повторять рассказ из 3-4 предложений с использованием карточек-символов.

Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете и по картинке. (сюжетной), грамматически правильно оформлять предложения (в рассказе).

Учить считать количество предложений в рассказе и контролировать количество слов в предложениях с помощью картинок-символов.

Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов - описаний, загадок - описаний в творческих рассказах.

Логопед читает рассказ, выкладывает карточки-символы, дети считают количество предложений.

"Наступила золотая осень. В лесу листопад. Кружатся, летят, падают на землю осенние листья. Птицы улетели в теплые края."

Пересказать рассказ без карточек.