Элементы творческой деятельности учащихся при решении занимательных задач

Разделы: Математика


В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требования времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. С этим трудно не согласиться. При существующем обучении проблема развития учащихся является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы главным образом зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.

Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик. В этой связи главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. В первом случае не приходится говорить о развитии учащихся, так как ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, затем воспроизводит, т. е. мы здесь наблюдаем репродуктивную деятельность. Конечно, и в этом случае нужны определенные способности к обучению, но такое обучение не оказывает существенного влияния как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей.

Таким образом, если школа ставит своей целью развитие ребенка, то конечный результат деятельности учителя – психическое новообразования в личности учащегося.

Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на развитие личностных качеств, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. И здесь следует сказать о том, что потенциальные возможности почти всех школьников высоки и главное – найти тот “рычаг”, который приведет в движение механизм развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности учащихся. Под таким “рычагом” следует понимать рациональную организацию всего учебного процесса. Сюда включено и логико-содержательное построение курсов, и создание проблемных ситуаций, и частично-поисковый или исследовательский методы обучения. Но какой бы метод обучения мы не избрали, успех в конечном итоге зависит от успешного протекания мыслительного процесса.

Творческая деятельность ученика, направление на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых способов действия, ее развитие зависят от наличия трех составляющих мышления:

  1. Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации.
  2. Высокий уровень активности и плюралистичности мышления, проявляющихся в выдвижении множества гипотез, вариантов решений, нестандартных идей.
  3. Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в выделении существенного в явлениях, осознании собственных способов мышления.

Сформированность названых качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным материалом и приведет к развитию творческой личности учащегося. Это объясняется тем, что ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем.

Таким образом, задача учителя сводится к формированию указанных компонентов мышления. При этом инструментом должна выступать творческая задача. Решение учащимися творческих задач обеспечивается формируемыми у них знаниями, умениями и навыками. Следует также отметить, что в сохранении высокий активной мыслительной деятельности на уроке играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает.

Учитывая все сказанное, можно предположить, что тем самым инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, являются занимательные задачи. Их можно успешно использовать на уроках и в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности.

Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее:

  1. Способ решения занимательных задач не известен. Для их решения характерно “броуновское движение мысли”, т.е. к решению приводит метод проб и ошибок. Поисковые пробы решения могут в отдельных случаях закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения.
  2. Занимательные задачи способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. Необычность сюжета, способа презентации задачи находят эмоциональный у отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения.
  3. Занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.

Таким образом, систематическое применение задач такого вида способствует развитию указанных мыслительных операций и формированию математических представлений детей.

Мы уже отметили, что для решения занимательных задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающие задачу приходят к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями. Из этого следует, что смекалка, сообразительность, влекущие за собой догадку как результат поиска решения занимательной задачи, не есть что-то данное свыше. Эти качества умственной деятельности можно и нужно развивать в процессе обучения.

В любом случае догадке как способу решения задачи предшествует тщательный анализ: выделение в задаче существенных признаков, пространственного расположения и обобщения ряда фигур, их свойств, сходных признаков и т.п. Однако для решения занимательных задач метод проб и ошибок ненадежен и нерационален. Гораздо более эффективный способ – вооружить детей теми приемами умственной деятельности, которые необходимы при этом: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация. Предлагая учащимся занимательные задачи, мы формируем у них способность выполнять эти операции и одновременно развиваем их.

Покажем на примерах, как можно использовать занимательные задачи с геометрическим содержанием. При этом мы преследуем следующие цели:

  1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операции.
  2. Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности.
  3. Поддержание интереса к предмету, к деятельности учащихся вообще считая, что уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности.
  4. Развитие качеств творческой личности, таких как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность.
  5. Подготовка учащихся к творческой деятельности. Здесь мы имеем в виду такие параметры творческой деятельности, как творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и ее способы действий в незнакомые ситуации и видение новой функции объекта.

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей. 5 класс.

Цели:

    1. Формирование навыков сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей.
    2. Развитие логического мышления, математической речи.
    3. Развитие интереса к математике через игровые приемы.

Оборудование: план-карта, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Закрепление ранее полученных знаний и умений.
  3. – Сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи на сложение и вычитание десятичных дробей. Проверим ваши знания.

    – А вы любите сказки?

    – Представьте, что вы находитесь в мире сказок. Послушайте мою сказку.

    – Давным-давно существовала страна "Математика". А в этой стране было царство "Десятичные дроби". Однажды царь этого царства издал указ, который гласил: "Тот, кто пройдет через все испытания моего царства, получит большой подарок".

    – А вы хотели бы очутиться в царстве "Десятичные дроби"?

    – Путь в царство очень сложный. Догадайтесь, что нам нужно, чтобы облегчить его?

    – Конечно же, карта. Давайте мы начнем путь по этому маршруту. Через наш маршрут протекает ручеек. А над ручьем мост. Этот мост с испытанием, которое нам нужно пройти. Посмотрим задание.

    1 задание. Написать арифметический диктант.(Учитель диктует, ученики пишут в тетрадях)

    0,1; 0,12; 4,05; 64,799; 9; 3,007; 17,723; 6,7

    – А сейчас проверим тетради, обменяетесь ими. Проверяем. (Числа написаны на доске) Поставьте оценки.

    –Очень хорошо. Продолжим наш маршрут. Перед нами лес. А на пути лежит огромное дерево. Через дерево мы сможем пройти только тогда, когда решим новое задание.

    - 2 задание. Сравните десятичные дроби (Задание написано на доске, один ученик решает у доски, остальные в тетрадях)

    5,09 и 67,99
    0,5 и 0,724
    7,6431 и 7,6429

    55,7 и 55,700
    0,908 и 0,918

    – Мы справились с этим заданием. Говорят, что лес очень дремучий. В нем живут и Шурале, и Баба-Яга. Вот посмотрите на карту, вы видите дом Бабы-Яги. А наш маршрут проходит именно мимо дома Бабы-Яги. Давайте посмотрим, какое испытание предоставила нам Баба-Яга.

    3 задание. Решите примеры по карточкам (каждый ученик решает в тетради самостоятельно).

    13,75+8,2
    95,381+3,219
    11,1 – 2,8
    5,8+22,191
    7,8+6,9

    2,7+1,35
    83 – 82,877
    8,902+0,68
    16,78 – 5,48
    8,1 – 5,48

    6,6 – 5,99
    37,2 – 0,03
    129+9,72
    24,2+0,867
    0,769+42,389

    9,4 – 7,3
    425 – 2,647
    96,3 – 0,081
    830 – 0,0097
    7,79 – 3,79

    – Продолжим наш путь. Что вы видите?

    – Да, болото. Через болото вам очень легко пройти, нужно перепрыгнуть через камни. Но опять вас ждет задание.

    4 задание. Решите уравнение. (По два ученика из каждого варианта решают около доски.)

    I вариант

    Х+3,8=8
    у – 6,5=12

    II вариант

    5,6 – р=4,4
    3,5 – х=1,8

    – Хорошо, справились и с этим заданием. Вот теперь перед вами река задач. А через нее можно пройти, только решив задачу.

    5 задание. Веревку делят на пять кусков. Первый кусок длиннее на 4,2 м, чем второй, но короче на 2,3 м, чем третий. Четвертый кусок длиннее на 3,7 м, чем пятый, но короче на 1,3 м, чем третий. Если длина четвертого куска 7,8 м, найдите всю длину веревки?

    – Достигнув больших успехов, вы приближаетесь к горам. Горы очень высокие, даже верхушка не видна. А если вы выполните следующие задание, то гора вам покажется холмом.

    6 задание. Решите легким способом примеры. (По вариантам)

    2,31+(7,65+8,69)
    (25,243+17,77) – 2,77

    – Вот и вы в стране "Математика". Но царство "Десятичные дроби" опять приготовило вам задание.

    7 задание. Решите арифметические задачи.

    1. К серой цапле на урок
    Прилетели семь сорок,
    А из них лишь три сороки
    Приготовили уроки
    Сколько лодырей сорок
    Прилетело на урок? (4 сороки)

    2. Я, Сережа, Коля, Ванда -
    Волейбольная команда,
    Женя с Игорем пока -
    Запасных два игрока,
    А когда подучатся,
    Сколько нас получится? (6 игроков)

    3. Моя - большущая семья,
    Самый младший - это я.
    Сразу нас не сосчитать!
    Юра, Шура, Клаша, Саша
    И Наташа тоже наша.
    Мы по улице идем,
    Говорят, что детский дом.
    Сосчитайте поскорей,
    Сколько нас в семье детей? (6 детей)

  4. Итог урока.

– Вы в царстве "Десятичные дроби". Вы можете их читать, писать, сравнивать, прибавлять и вычитать. Давайте еще раз вспомним, как сравнить десятичные дроби?

– Как сложить?

– Как вычитать?

– Да, правильно. А на следующих уроках я вас научу, как умножить и делить десятичные дроби.

– А теперь оценим ваши знания. Кто получит у нас большой подарок, большую оценку "5"? Ставим себе оценку и показываем. (Комментирование учителем оценок)