Разработка урока по этикету "Волшебное слово, что ясный день"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить и обобщить понятия: “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые дела и проступки”;
  2. Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике;
  3. Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.

Оборудование:

  1. Плакат со словами “Волшебное слово – что ясный день”;
  2. Картинки с изображением Фей Вежливости и Незнайки;
  3. Карточки со словами: “волшебные слова”, “добрые поступки”, “вежливость”, “спасибо”, “извините”, “здравствуйте”, “пожалуйста”;
  4. Карточки с рассказами Незнайки;
  5. Ваза (из бумаги) и цветочки (20 штук);
  6. Атрибуты к инсценированю стихотворения “Хорошее настроение”: платок, сумка, цветок.

Оформление доски:

Рисунок1

Ход урока:

I.Постановка цели урока.

  • Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими помощниками.
  • Урок этикета поможет мне вести Фея Вежливости. Почитайте, о чем пойдет речь на уроке (дети читают хором пословицы).
  • Мы будем говорить о вежливости и не только говорить, а еще выполнять разные задания. А Фея за вашу работу будет дарить цветы, и к концу урока мы должны собрать в вазу красивый букет.
  • А еще к нам в гости пришел Незнайка, чтобы послушать, что вы знаете о вежливости.

II. Вступительная беседа

  • Как вы понимаете, что такое “вежливость”? (Ответы детей). На доску прикрепляются карточки со словами “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые поступки”.
  • А что это за волшебные слова? (Учащиеся перечисляют). На доске карточки с волшебными словами.
  • В чем заключается их волшебство? (Ответы).
  • Эти слова особенно волшебные. В сказках волшебники бывают добрые и злые. Чем они отличаются друг от друга? (Добрые волшебники делают только добрые дела, приносят людям добро, а злые – наоборот)
  • Как вы понимаете выражение “приносить людям добро”? (Делать так, чтобы людям было хорошо, делать приятное, полезное, помогать им)

III. Тема урока.

  1. Беседа о волшебных словах.
  • Можно ли принести добро словом?
  • Добрые и ласковые слова несут людям радость, помогают справиться с трудностями, перенести горе, беду.
  • Часто ли вы говорите эти слова другим? (ответы)
  • Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит: “Извините,
Я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: “Извините,
Я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя, или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

  • Скажите, вежлив ли Витя? Почему? (ответы)

ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души.

  • Сейчас мы поиграем в игру “Вежливые ребята”. Я буду читать рассказ, а вы, где надо вставляйте волшебные слова.

Игра “Вежливые ребята”

  1. Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.
  2. Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”
  3. Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”
  4. И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”
  • Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Алеша.
  • Говорите добрые слова чаще, и утром, и днем, и вечером, и даже когда ложитесь спать, обязательно пожелайте своим родным: “Доброй, спокойной ночи!!!”
  • А что вы говорите утром, когда просыпаетесь?
  • А если на улице плохая погода, дождь, снег или метель? Надо ли говорить доброе утро?

(Эти слова надо говорить всегда, потому что когда мы говорим “доброе утро”, то желаем своим родным добра, хорошего настроения, несмотря на погоду)

А сейчас послушайте инсценированное стихотворение, которое называется “Хорошее настроение”.

Шел по улице парнишка неспеша,
И тужурка нараспашку, и душа,
Подарил плаксивой девочке цветок-
Залилась веселым смехом, как звонок!
До подъезда сумку бабкину донес.
Бабка строгая растрогалась до слез!
Позабавил двух сердитых малышей-
Растянулись рты мальчишьи до ушей!
А парнишка шел все также, неспеша,
И тужурка нараспашку, и душа.

2. Беседа о добрых делах и поступках

  • Можно ли этого мальчика назвать добрым? Почему? (ответы)
  • Правильно. Вежливость и доброта – это прежде всего бережное и внимательное отношение к другим людям. Помните стихотворение Маршака:

И ежели вы бережливы,
Тому, кто послабее
Вы будете защитником
Пред сильным не робея!

  • А сейчас послушайте еще одно стихотворение. Может, вы встречались в жизни с такими ребятами.

Друзья мои

Друзья мои, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… А впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
“Спасибо”, “Здравствуйте”, “Простите”
Произносить он не привык,
Простое слово “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае здорово
Он вместо здравствуй говорит.
Не скажет он друзьям по школе
“Алеша”, “Петя”, “Ваня”, “Толя”.
Своих друзей зовет он только:
“Алешка”, “Петька”, “Ванька”, “Толька”.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно Вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть он вам знаком?
И вы встречались с ним где-либо?
Так расскажите нам о нем.
А мы… Мы скажем вам “Спасибо!”

  • Конечно, хотелось бы пореже встречаться с такими ребятами.
  • Ребята, а вот наш гость - Незнайка, и он пошел в школу учиться вежливости. Учился, учился и стал все знать? Как вести себя, как, что и когда говорить.
  1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)
  2. Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. ( Что ему надо было сказать прохожему?)
  3. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”
  4. Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)

Вывод: Конечно же, вы правы. Человек, который говорит волшебные слова – словно ясное солнышко, возле него всегда тепло и уютно, потому что… (дети читают хором тему на доске).
“Волшебное слово – что ясный день”

IV. Итог урока.

  • Я думаю, что теперь вы и Незнайка всегда будете делать добро людям, и это добро обязательно вернется к вам! (В течение урока в вазе при правильных ответах появлялись цветочки)
  • Посмотрите, ребята, какой красивый букет получился. И эти цветы добрая фея Вежливости дарит вам за хорошую работу, в память об этом уроке.
  • Всем спасибо! Урок окончен.