Урок по русскому языку, тема: "Текст. Виды текстов" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

На доске записаны группы предложений:

1. Связный текст о Якутске.
2. Набор отдельных предложений о Якутии.

Задание: Внимательно прочитайте и сравните:

1. Якутск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1632 году. Город стоит на красивой долине Туймада.
2. Наша Якутия богата своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Лена – самая красивая река.

  • О чем говорится в первом отрывке? Определите тему. (О городе Якутске).
  • А во втором отрывке? (О природе Якутии, о лете, о реке Лене).
  • В чем различие между отрывками? (В первом отрывке предложения связаны, а во втором связи нет).
  • Как связаны предложения? С помощью учителя дети находят слова, связывающие предложения: Якутск – он – город.
  • Какой из отрывков можно назвать текстом? (Первый).

Учитель. Давайте составим определение текста.

Ученики с помощью учителя составляют определение текста:

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться определять тему текста, познакомимся с разными видами текстов и научимся их различать.

Учитель записывает на доске тему урока.

III. Самостоятельная работа. Закрепление знаний об особенностях текста.

Учащиеся в начале урока разделяются на 3 группы. Каждой группе даются карточки с текстами.

I группа.

Текст №1.

Ысыах открывает старейший певец. Он держит в руках большой резной кубок с кумысом и поет о наступлении счастливой поры лета, о народном празднике изобилия.
Уруй-айхал! – провозглашает певец и отпивает из кубка.

(По И.Данилову)

II группа.

Текст №.2

По красоте и аромату трудно найти другой такой цветок. Ее изображение находят на архитектурных памятниках Древнего Востока, Египта. Великий поэт древности Гомер воспевал лилию в своих произведениях. Она считалась королевским цветком.
В Якутии растет два вида диких лилий. Лилия – любимый национальный цветок, воспетый поэтами и композиторами Якутии. Его любовно называют сарданой.

(Из книги “О природе Якутии” Р.Р. Попова)

III группа.

Отдельные предложения.

На берегу живописной речки, на открытой местности, лишенной всякой растительности, сияют на солнце снежные сугробы. На дне озера черная грязь лежит толстым слоем. Среди них лавируют караваны морских кораблей, которые доставляют товары для жителей Крайнего Севера.

Задание: Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста, найдите связывающие слова.

После обсуждения в группе один ученик защищает ответ группы, остальные дополняют его ответ.

1 группа: тема текста – Открытие Ысыаха. Связывающие слова: певец – он – певец. Кубок – кумыс – кубок. Ысыах – народный праздник.

2 группа: тема: Цветок лилия. Связывающие слова: цветок – ее лилия – королевский цветок – дикие лилии – национальный цветок – сардана.

3 группа: общей темы нет, связывающих слов нет.

IV. Конструирование текста.

Работа в тетрадях.

Учитель. Вспомните лето и составьте свой текст. Сначала определите для себя, о чем пойдет речь в тексте, то есть, какова его тема. Включите в текст связывающие слова.

После этой работы группы читают свой текст, рассказывают, как раскрыли тему, какие связывающие слова использовали. Таким образом, у учащихся закрепляется представление об особенностях текста.
Наблюдение за особенностями текста-описания, текста-рассуждения, текста-повествования. Группам дается по 3 текста:

1 текст.

Волшебное озеро.

В народе рассказывают легенду о таежном озере “Око земли”.
Оно не простое, а волшебное, повествуют старики. Почему же это озеро называют волшебным?
Это хранилище живой воды, которая исцеляет болезни. Здесь целебно все: и вода, и грязь, и мох, и травы, растущие вокруг. Поэтому сюда приходят звери, прилетают птицы, чтобы лечиться от всякой хвори. Вот почему озеро “Око земли” называют волшебным.

(По И.Данилову).

2 текст.

Песец.

Вот бежит – катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы.
Это – песец, живое сокровище снежных просторов тундры.

(По И. Данилову)

3 текст.

Тень на дороге.

Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.

Учитель. Внимательно прочитайте все 3 текста и попытайтесь найти между ними различия.

  • Какой общий вопрос можно поставить к первому тексту? О чем рассказывается (Рассказывается о том, что произошло. Вопрос – что случилось?)
  • Какой вопрос можно поставить к тексту “Тень на дороге”? О чем рассказывается в этом тексте? (Рассказывается о случае. Вопрос – что случилось?)

С помощью учителя дети приходят к выводу, что все тексты разного вида. На доске учитель записывает 3 вида текста: повествовательный, описание, рассуждение.

  • Как вы думаете, какой это текст, если к нему можно поставить вопрос что случилось? (Повествовательный.)
  • А если вопрос какой? ( Описательный.)
  • А если вопрос почему? (Рассуждение.)

После этого ученики составляют определение повествовательного, описательного текстов и текста рассуждения.

Учитель. В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?
В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос Какой? Какая? Какое? В рассуждении говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос Почему?

V. Итог урока.

  • Что такое текст?
  • Какие виды текста бывают?
  • Как отличить повествовательный текст от текста-описания.
  • В чем особенность текста-рассуждения?

VI. Домашнее задание

Написать рассказ, текст-описание на тему “Моя кошка” или “Моя собака”.

Использованная литература:

Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Книга для учителя. 2003, Москва;
Т.Г. Рамзаева. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Москва, 2003;
Р.Д. Попов. “О природе Якутии” Якутск, 1990;
И. Данилов. “Тропой открытий” Якутск, 1984;
И. Данилов. “Песнь о Якутии” Якутск, 1967;
Т.П. Самсонова. “Повышение эффективности уроков русского языка в якутской школе” Якутск, 1995.