Некоторые проблемы преподавания литературы в национальной школе

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


На современном этапе развития страны литературное образование учащихся национальных школ, имеющее ярко выраженную специфику, переживает не лучшее время. Наша национальная школа выработала за много десятилетий немало интересных, продуктивных решений задач сравнительно-типологического подхода к изучению литературных произведений, позволяя выявить общие и национально своеобразные черты. Формирование би-культурной личности, исторически сложившегося чувства национального самосознания и общероссийского гражданского сознания, чувства любви к своему многонациональному Отечеству немыслима без воспитания уважения к другим народам. Но ускоряющиеся темпы засилия ТВ, видео, компьютерных игр, да и немалая учебная нагрузка вытесняют с повседневного общения художественный текст. Наиболее сложным на данном этапе представляется именно эта проблема. Именно общение. Общение, необходимое для самопознания, самораскрытия, самоценности личности ребенка. Ведь понимание жизни как пути постоянного познания самого себя и мира воспитывается и литературой – родной и русской. Творчество и есть жизнь, есть сущностно-фундаментальное явление человека.

Многолетний анализ педагогической практики показывает, что происходит постепенное смещение акцентов в работе учителя. Сегодня многие проблемы и трудности, связанные с утратой идеологии, отчасти утратили свою остроту. Учителя-словесники за сравнительно небольшой период проделали огромную, не всегда заметную для постороннего взгляда, работу по значительному обновлению своего идейно-теоретического багажа, по переосмыслению казавшихся ранее незыблимыми идей и подходов, по преодолению устоявшихся стереотипов. В нынешних условиях на первый план выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, позволяющими ученику обратиться к литературе как к источнику, необходимому для собственного развития.

Наша родная Татта – один из старейших улусов Якутии. Татта славится своими сказителями, писателями, учеными. Именно из Татты вышли первые якутские писатели А.Е.Кулаковский, П.А.Ойунский, А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев, Д.К.Сивцев, С.Р.Кулачиков, Н.Е.Мординов. Наша школа носит имя своего первого ученика Анемподиста Ивановича Софронова, одного из основоположников якутской литературы, а именно, драматургии. В Татте имеются краеведческие, литературные музеи. Музейная педагогика широко используется в учебно-воспитательной деятельности школы. Ведь целостность воспитательного и образовательного начал в системе образования России спасала не раз. Великие сыны якутского народа пропагандировали диалог культур, подчеркивали необходимость изучения, опоры на родную и русскую литературы. Сами переводили немеркнущие творения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Литература – это искусство. Образ создает восприятие. Эмоции – это первое, что должно волновать учителя. Воспитание образного мышления, эмоций, необходимых каждому, должно быть предметом всеобщего внимания. Общение с художественным текстом – это и способ диалога со всем миром. В связи с этим стоит остановиться на программах по литературе. Многие программы, в том числе программа В.Г.Маранцмана, А.Г. Кутузова, рассчитаны на русскую школу. Программа В.Н.Джанаевой, К.М. Нартова, предназначенная для национальных школ, в последнее время мало подкрепляется методическими пособиями, изданными учебниками. В национальной, особенно сельской, школе не хватает учебников по литературе. И эта картина характерна как для преподавания русской, так и для преподавания якутской литературы. И все это на фоне увеличения в последнее время издания учебных литератур. Следует упомянуть и о состоянии школьных библиотек. Мизерное бюджетное финансирование, невыплата средств на приобретение методической литературы – все привело к тому, что мало кто из учителей выписывает методическую, периодическую печать. А в школьных библиотеках пополнение идет лишь за счет хрестоматий. Учебников по литературе совсем не хватает, особенно в среднем звене. И сельская библиотека не балует богатством художественной классической литературы.

Литературное образование должно быть в центре образовательного процесса. А любой вариант школьных программ предусматривает только два часа уроков литературы в национальной школе. В последнее время, в связи с муниципальным образованием, надежды на обогащение библиотек, увеличение часов по литературе тают.

Взаимодействие государства и общества, их сотрудничество необходимы для развития страны. Если лишить человека фактического образования, то может вырасти примитивная личность, а сосредоточь только в своем регионе (ведь многие уже литературу народов России, СНГ уже не преподают), можно ли будет тогда говорить о толерантности?