Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках физической культуры

Разделы: Начальная школа


101286

101286

Тихонова_Елена_Александровна

Каждый учитель ищет свои формы работы с детьми, позволяющие решить в комплексе задачи интеллектуального, эмоционального, эстетического и физического развития школьников.

В начальной школе решению поставленных задач, наряду с уроками чтения, природоведения, истории и других, могут способствовать уроки физической культуры. Так уроки закрепления и совершенствования пройденного материала я провожу в форме урока – игры или урока – путешествия. На этих уроках учащиеся не только закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки в различных меняющихся условиях, но и получают новые знания об окружающем мире.

Работа на уроках физкультуры строится по трём направлениям:

1. Двигательное воспитание. Решает задачи формирования двигательных умений и навыков, управления движениями, развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма.

2. Интеллектуальное воспитание. Даёт возможность усвоения физкультурных знаний, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры. Происходит обогащение учащихся новыми знаниями из различных областей.

3. Социально – психологическое воспитание. Способствует формированию мотивов, интересов, потребностей к использованию ценностей физической культуры (движений, физических упражнений, физкультурных знаний) в повседневной жизни.

Такие уроки создают возможность для многообразия психической деятельности каждого ребенка, независимо от индивидуальных особенностей познания окружающего мира. Позволяют активизировать все уровни мыслительной деятельности:

- наглядно – действенный уровень (при непосредственном показе учителя);
- наглядно – образный (при работе с рисунками, схемами);
- словесно – образный (на основе рассказов учителя, одноклассников).

Следовательно, каждый ребенок (с практическим складом ума или образным) найдет нишу, для осуществления успешной познавательной деятельности. Очевидно, что представление знаний о природе, человеке, об окружающем мире в их взаимосвязи с физической деятельностью расширяют не только развивающие и образовательные возможности разработанных мною уроков, но и их воспитательные возможности.

Польза физкультурных уроков – игр, уроков – путешествий очевидна:

- повышается интерес к урокам физической культуры;
- воспитывается привычка к здоровому образу жизни,
- активизируется наблюдательность, мышление, внимание, а, значит, повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается память, воображение, речь;
- осуществляется тесная межпредметная связь;
- такая форма работы помогает раскрыться каждому ребёнку.

Ценность этих уроков также в том, что получение знаний об окружающем мире не является главной задачей уроков физкультуры. Обогащение новыми знаниями – сопутствующий результат обучения.

Урок физической культуры во 2 (1 – 4) классе.

Космический полет на Меркурий.

Тема. Повторение некоторых видов ходьбы и бега. Упражнение в лазании по гимнастической лестнице. Метание мяча в цель. Игры.

Задачи.

  • Формировать и совершенствовать у детей двигательные умения и навыки. Повторить некоторые виды ходьбы и бега. Упражнять детей в лазании по гимнастической лестнице.
  • Развивать основные двигательные качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу, развивать глазомер и умение рассчитывать силу броска при метании мяча в цель; развивать навык сохранения устойчивого положения и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре.
  • Воспитывать дисциплинированность, дружелюбие, коллективизм. Создать детям радостное настроение, вызвать желание заниматься физкультурой, спортом, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
  • Познакомить с планетой Солнечной системы – Меркурий. Обогатить словарный запас детей.
  • Развивать речь детей, дикцию, внимание, воображение, познавательную активность.

Место занятия: спортивный зал.

Необходимый инвентарь: гимнастическая лестница, 2 гимнастические скамьи, 6 обручей, 6 малых мячей, 5 кубиков, магнитофон. На стене размещены: «Солнечная система», созвездие Большая Медведица, составленное из звёзд, и схематичное изображение созвездия с прикрепляющимися звёздочками( по количеству команд), табло с карточками «Мер», «ку», «рий», «нет воды, нет воздуха», «кратеры, обрывы», «жарко, холодно».

ХОД УРОКА.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Класс! В одну шеренгу становись! Ребята, вы уже многое знаете о космосе. На этом уроке я предлагаю отправиться в космическое путешествие на одну из планет Солнечной системы. Так как она очень близка к Солнцу, ее очень трудно разглядеть с Земли даже в телескоп. Как она называется, вы узнаете позже. А наблюдать за нашим космическим путешествием с Земли будут из Центра Управления Полетами.

У каждого космического экипажа должен быть командир. Мы его сейчас выберем. Игра на внимание. (Самый внимательный становится командиром и направляющим на время урока).

2. Класс! «Равняйсь, смирно»! Экипаж «Космической стрелы» к полету готов? По порядку номеров расчитайсь! Прыжком напра – во! На месте, с левой ноги, шагом марш! Экипаж «Космической стрелы», в обход по залу, на посадку в корабль, марш!

1) Обычная ходьба.
2) «Поднимаемся по лестнице к ракете». Ходьба с высоким подниманием бедра.
3) «У ракеты узкий вход, люк». Ходьба в приседе.
4) «Мы в ракете, всем приготовиться к запуску. 3, 2, 1 – пуск! Ракета медленно отрывается от Земли. Легкий бег, руки подняты в стороны. «Скорость ракеты все увеличивается». Бег с ускорением.
5) «Ракета вышла на орбиту». Ходьба с восстановлением дыхания.

3. Расчет на 1-ый – 3-ий. Перестроение в три шеренги.

II. ОРУ.

1) «Проверим, все ли системы работают нормально». – Выполнение поворотов головой вправо, влево, вверх, вниз. (3 раза).
2) «Включим кондиционер, музыку…» - Наклоны туловища вперед с имитацией нажатия кнопки. (6 раз).
3) «Как вы, ребята, думаете, все ли необходимое для полета взяли?» - поднимание и опускание плеч. (4 раза).
4) « В иллюминаторе вижу инопланетян, помашем им!» - Наклоны туловища влево и вправо. (6 раз).
5) «Появилось состояние невесомости» - Выполнение упражнения «Ласточка». (4 раза).
6) «Даже в состоянии невесомости нельзя забывать о спорте» - Лежа на полу поднимание ног. (6 – 8 раз).
7) «Вот мы, ребята, и опустились на планету. На ней нет кислорода для дыхания, поэтому нужно надеть скафандр». – Имитация надевания скафандра. (2 раза).
8) «Выпрыгиваем из ракеты как можно дальше и выше на поверхность». – Выпрыгивания из приседа вверх – вперед. (4 раза).

Построение в шеренгу.

III. ОВД.

Начинаем путешествие по этой маленькой горной планете. Перед нами громадная трещина. Нужно перебраться через нее.

Задание на первый круг: пройти по скамейке – «мосту», перешагивая через кубики – «камни», руки в стороны; соскочить в обруч; залезть на гимнастическую лестницу, приставными шагами влево перейти на соседнюю лестницу, спуститься вниз; не оборачиваясь шагнуть назад в обруч; пройти по второй скамейке.

После выполнения задания «на табло загорается» первый слог названия планеты «Мер» и слова: «нет воды», «нет воздуха».

Во время выполнения задания сообщается информация: на планете нет воздуха, нет воды. Сутки здесь длятся 176 земных дней. На Земле почти полгода пройдет, а на ней только сутки кончатся. За такой длинный день Солнце очень сильно нагревает поверхность планеты.

Задание на второй круг: пройти по скамейке – «мостику», перешагивая через кубики – «камни», руки скрещены, прижаты к груди; соскочить в обруч; встать на нижнюю перекладину гимнастической лестницы, пройти с закрытыми глазами; не оборачиваясь шагнуть назад в обруч; пройти по второй скамейке.

После выполнения задания «на табло загорается» второй слог названия планеты «ку» и слова «кратеры», «обрывы», «жарко», «холодно».

Во время выполнения задания сообщается информация: ночь тоже длинная и пока она длится, становится очень холодно. Гораздо холоднее, чем у нас зимой. Кругом кратеры и обрывы.

IV. ЭСТАФЕТА.

Построение в две колонны. Название команд.

Ребята, посмотрите «на небо», какое созвездие вы там видите? (Созвездие Большая Медведица). Это созвездие похоже на ковш. Средняя звезда ручки ковша называется Мицар, что в переводе с арабского означает «конь». Рядом, чуть заметна, еще одна звездочка – Алькор. Видите ее? У арабов считалось, что если человек видит не только Мицар, но и Алькор, то он может научиться метко стрелять из лука.

1. Метание мяча в цель.
2. «Собери созвездие».
3. «Инопланетянский бег».

На табло загорается последний слог названия планеты «рий».

Игра «Космонавты». (Учащиеся свободно перемещаются по площадке. По команде «метеоритный дождь» дети должны занять свое место в космическом корабле – обруче по 3 человека. Не успевшие укрыться из игры выбывают. По команде «небо чистое» игроки вновь разбегаются, убирается один обруч. Игра заканчивается, когда останется лишь один экипаж.)

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Игра малой подвижности. (Ведущий произносит слова: «Инопланетянин – раз, инопланетянин – два, инопланетянин – три, такая фигура – замри!». Из играющих выбирается следующий ведущий).

2. Экипаж «Космической стрелы», в произвольном порядке за капитаном, становись! К возвращению на Землю готовы?

1) Внимание! 3, 2, 1 – полетели!». Легкий бег.
2) Восстановление дыхания.

Остановились перед «табло». Подведение итогов.

Вот мы и приземлились. Как называется планета, на которую летали? Какая она по счету от Солнца? Что вы можете о ней рассказать? (Дети читают на табло). Какой вывод можем сделать, возможна ли жизнь на Меркурии? Как называется звезда, по которой арабы определяли своих будущих метких лучников? Понравилось вам, ребята, путешествие на планету Меркурий? Как думаете, можно ли так же слетать и на какую – нибудь далекую звезду? (Нет).

Домашнее задание. Нарисовать «космическое путешествие» на Меркурий.

Урок физической культуры в 3 (1 – 4) классе.

Животные Кемеровской области.

Тема. Преодоление гимнастической полосы препятствий.

Задачи.

  • Повторить строевые упражнения. Формировать и совершенствовать основные двигательные навыки и умения. Преодолеть гимнастическую полосу препятствий с включением следующих элементов: лазанье по гимнастической стенке разноимённым способом; подлезание под препятствием, кувырки; прыжки через набивные мячи; ходьба по канату с грузом на голове.
  • Развивать основные двигательные качества: быстроту, выносливость, ловкость, силу. Развивать навык сохранения равновесия; координацию движений.
  • Воспитывать дисциплинированность, коллективизм; бережное отношение к природе, животным; любовь к родному краю. Закрепить знания о животных, обитающих в Кузбасских лесах.

Оборудование: 5 набивных мячей, 5 мешочков с грузом, канат, гимнастические палки на подставках – 3 штуки, маты – 2 штуки, гимнастическая лестница, таблички с названиями животных (барсук, белка, бобр, бурундук, волк, выдра, горностай, кабарга, колонок, косуля, ласка, лиса, лось, олень марал, норка, ондатра, росомаха, рысь, соболь, сурок, хомяк, хорек).

ХОД УРОКА

I часть. Построение в шеренгу.

Я, пожалуй,
Не сделаю этим открытия
Утверждая, что наша Земля –
Общежитие
И её населяют,
Согласно законам,
Люди, звери,
А также растения зелёные.

На уроках природоведения вы узнали о том, какие разные бывают животные. А сейчас я предлагаю отправиться в леса Кемеровской области. Переступив же опушку леса, вы превратитесь в лесных жителей.

Класс, «равняйсь», «смирно»! На один шаг вперёд, марш! Лесные жители, напра – во! В обход по лесной поляне шагом марш!

Обычная ходьбаБогат Кузбасс разными зверушками. Посмотрите, сколько вас! А ведь и это не все! Ходьба с высоким подниманием бедра, руки подняты вверх, скрещены, как оленьи рогаТрав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. Самый крупный олень наших лесов – лось. Размах рогов у него достигает двух метров, весят они около 20 кг. Каждый год в начале зимы лось, как и другие олени, сбрасывает рога. (Дети расслабляют руки, они падают вниз.) Каждый год к весне у самцов отрастают рога вновь. (Руки поднимаются.) У другого оленя – марала они покрыты нежной кожицей с мягким пухом, их называют пантами. Из них изготовляется ценное лекарство – пантокрин. Прыжки на двух ногах, руки на поясе - Живёт в лесу заяц – беляк. У косого нет берлоги, не нужны ему рога, от врагов спасают ноги, а от голода – кора. Убегая от врагов, зайцы запутывают следы, резко отпрыгивая в сторону.(4 прыжка на двух ногах вперёд, пятый вправо (влево).) Бег - А вот хмурый и голодный серый волк по полю рыщет, телят, ягнят ищет. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50 – 120 км, так как в радиусе 7 км от логова волки не охотятся. Восстановление дыхания.

II часть. ОРУ.

Учащиеся стоят в кругу. «Зверёк» сам произносит о себе загадку и показывает упражнение.

1) Я самый мелкий хищник на Земле,
Достану мышь в любой норе.
(Ласка)

И. п. - основная стойка, руки внизу.
1 – руки в стороны;
2 – сгибая руки к плечам, подняться на носки;
3 – опуститься на всю ступню, руки в стороны;
4 – исходное положение.

2) Я тоже зверь опасный
Хожу в шубе красной,
Снег разгребаю,
Мышек хватаю.
(Лиса)

И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – руки вперёд;
2 – наклон вперёд (туловище и руки параллельно полу);
3 – выпрямиться;
4 – и. п.;
5 – правую руку в сторону;
6 – наклон вправо (рука параллельно полу);
7 – выпрямиться;
8 – и. п.;
9 – левую руку в сторону;
10 - наклон влево;
11 – выпрямиться;
12 – и. п.

3) Мы водяные мастера
Строим дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.
(Бобр)

И. п. – стойка ноги врозь, руки подняты вверх, кисти «в замок». Упражнение «Дровосек».

4)Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти – рожки,
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)

И. п. - стойка на коленях, руки на пояс.
1 – правую ногу в сторону на носок, руки за голову;
2 – и. п. То же левой ногой.

5) Там, где сосен сильный запах,
В чаще леса, в тишине,
Положив на брюхо лапы,
Сплю я только на спине.
(Барсук)

И. п. - лёжа на спине.
1 – поднять прямые ноги;
2 – развести в стороны;
3 – свести ноги вместе;
4 – и. п.

6) Проворная зверюшка
Живёт в дупле – избушке.
Целый день скок – поскок,
Скачет с ёлки на дубок.
( Белка)

И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – 4 – прыжки на правой ноге;
5 – 8 – на левой ноге;
9 – 12 – в приседе; затем пауза и повторить прыжки.

2. Основные виды движений выполняются методом круговой тренировки (учащиеся разделены на 5 групп в соответствии с количеством станций).

Много различных опасностей подстерегает зверушек в лесу. Да и без хорошей физической подготовки добычу в лесу не добудешь. Поэтому ловкость, выносливость, трудолюбие, осторожность и даже смекалка помогают животным выжить.

Разделение на 5 групп.

1) Ходьба по канату с грузом на голове.
2) Лазанье по гимнастической стенке разноимённым способом.
3) Прыжки на двух ногах через набивные мячи, положенные на расстоянии 50 см один от другого.
4) Подлезание под препятствием.
5) Выполнение кувырков.

III часть.  Игра на внимание.

Учащиеся - звери свободно располагаются по залу. Учитель даёт задание для учащихся - животных, которые обладают каким-либо свойством или признаком. Все остальные «звери» стоят без движения. Тот, кто ошибется, выходит из игры.

Задания:

- у кого есть копыта - сядьте;
- кто живёт в норе – поставьте руки на пояс;
- кто спит зимой – поставьте ноги на ширине плеч;
- кто делает запасы на зиму – подпрыгните;
- кто может забираться на дерево – хлопните в ладоши;
- кто питается только растительной пищей – повернитесь ко мне левым боком;
- у кого есть хвост – повернитесь вокруг себя;
- чей мех человек использует для изготовления одежды – поднимите руки вверх. Люди в вас нуждаются и поэтому должны заботиться и охранять вас!

Жители Кузбасских, лесов в одну шеренгу, становись! «Равняйсь», «смирно»!
Сегодня на лесной поляне я увидела быстрых, ловких, сильных, смелых, выносливых, дружных лесных жителей. Безусловно, именно эти качества помогают вам выжить и быть в такой прекрасной физической форме. Внимание, на один шаг назад, марш!
Вот мы и вернулись с лесной поляны, где вы, ребята, увидели, какие разнообразные животные населяют леса Кемеровской области. Мы, люди, должны очень бережно и с любовью относиться к братьям нашим меньшим. Ценить всё то, что создано матушкой природой!

Домашнее задание. Придумайте комплекс утренней гимнастики для белки.