Урок-практикум. Математика. 2-й класс. Тема: "Прямой угол"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ С ПРЯМЫМ УГЛОМ, ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ РЕШАТЬ СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ С ВЫРАЖЕНИЯМИ СО СКОБКАМИ.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТРЕУГОЛЬНИК, ЛИСТ ТЕТРАДНЫЙ, ОТКРЫТКИ.

ХОД УРОКА.

1.ВВЕДЕНИЕ В УРОК.

То считаю втихомолку я,
То опять на счетах щелкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь “5”.

2. УСТНЫЙ СЧЕТ.

У 3+6+5
Р 10-8+7
А 9+9-1
Ж 7+8+1
Б 10-4+5
Д 14-4-5

 

5 9 14 16 11 17
         

 

2.ПРЕДСТАВИТЬ ЧИСЛА В ВИДЕ СУММЫ ДВУХ СЛАГАЕМЫХ.

12; 16; 17;

3. СКАЗОЧНАЯ ЗАГАДКА.

Оправляясь в Изумрудный город, для себя и своих друзей Элли взяла 14 яблок. 7 яблок съели за первый день пути. Сколько яблок осталось у Элли?

4.У КОГО ЗОРКИЙ ГЛАЗ.

Сообразите по чертежу, который путь длиннее – ломаный синего цвета или ломаный зеленого цвета. Сначала определите это на глаз, а затем проверьте измерением.

(Ответ: длина ломаной линии синего цвета равна длине ломаной линии зеленого цвета).

Знакомство с новым материалом.

Вы сидите за столами. Есть ли углы у столов? Покажите угол вашего стола вашего стола? Сколько всего углов у стола? Как можно схематично нарисовать поверхность стола?

(Стол может быть квадратным и прямоугольным)

  • Как называется 1 фигура, которую мы начертили? (Квадрат). Как по другому можно назвать квадрат? (Четырехугольник).
  • Какие слова спрятались в слове 4угольник? Значит мы решили верно, что у стола 4 угла?
  • Можно ли сказать, что у второй фигуры тоже 4 угла? (Да).
  • Значит, это тоже четырехугольник? (Да).
  • Как по другому можно вторую фигуру? (Прямоугольник)
  • Какие слова спрятались в слове Прямоугольник? (Прямой и угол).
  • Значит, у стола все углы прямые.
  • Назовите предметы, в которых вы видите прямые углы.
  • Как вы узнали, что эти предметы имеют прямые углы? (На глаз).

Измеряя на глаз, мы можем ошибаться. Послушайте, как предлагает проверять прямые углы Карандашу, Самоделкину, Буратино и Карандашу и Незнайке, героям книги “Путешествие по стране Геометрии” архитектор Андрей Петрович.

“…..Тогда, - сказал А.П., – ты можешь убедиться, что на моем чертеже все углы одинаковые, прямые. Вот тебе открытка. Каждый угол у открытки прямой. Приложи-ка её к углам на чертеже. Незнайка приложил открытку”.

На плакате нарисован домик. Учитель прикладывает открытку.

– Да! Стороны совпали. Значит, у крыши прямой угол.

– Проверим углы у окна, у двери. (Выполняют дети)

– Как открыткой проверить прямой угол?

– Проверьте своей открыткой, прямые ли углы вашей тетради, пенала?

(По вариантам)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. стр. 36 зад.1.
  • Как вы будете измерять углы? (С помощью открытки).
  • Каждый ли день вы носите с собой открытки? (НЕТ!)
  • У кого какие есть идеи? С помощью чего можно измерить углы?
  • Оказывается, самому можно изготовить прямой угол из любого бумажного листа, которые у вас всегда под рукой.

(У детей на столе тетрадные листочки).

  • Сложить и перегнуть бумагу по прямой, по клеточкам. (Учитель показывает как нужно выполнять.)
  • Перегнуть еще раз, чтобы совпали части прямой. Этим углом проверим и найдем прямые углы.
  • На классном чертежном треугольнике один угол прямой, а два других не прямые.

  • Покажите непрямые углы на ваших треугольниках.
  • Углы имеют вершину и стороны (Показать на чертеже)

От вершины по лучу
Словно с горки покачу.
Он зовется “Сторона”

РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1. Решение составной задачи 2 под руководством учителя.

  • Что известно в задаче? (Было10 столов, поставили 6 столов, вынесли 1 стол).
  • Какой главный вопрос в задаче? (Сколько столов стало в столовой?)
  • Как узнать, сколько столов стало после того, как поставили 6 столов?
  • Как узнать, сколько столов стало?
  • Как мы узнаем, сколько столов осталось?

Итак, сколько действий в этой задаче? (Два)

  • Какое первое действие? (10 + 6)
  • Что мы узнали, выполнив это действие?
  • Что будем делать во втором действии?
  • Что узнаем, выполнив это действие?

Запись решения задачи (по действиям с пояснением):

10 + 6 = 16 (с) - стало в столовой. (10 + 6) - 1=15

16 - 1 = 15 (с) - стало в столовой.

Ответ: 15 столов.

№ 3.

Решить примеры парами, сравнить и сказать, одинаковыми ли будут результаты.

  • Почему ответы получились разными?
  • Вспомните правило выполнение примеров со скобками.

№ 5. Сам-но с проверкой.

Дома. № 3 стр. 36

Итог урока. Где можно найти прямой угол? Назовите инструмент измерения прямых углов.