Конспект сюжетного построения учебного дня в первом классе "Заюшкина избушка"

Разделы: Начальная школа


Конспект сюжетного построения дня в первом классе “Заюшкина избушка”.

Цели: Математика: закрепить знания учащихся о таблице сложения и вычитания на 1,2,3. О составе задачи: условие, вопрос, решение, ответ, умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, знание геометрических фигур.

Обучение грамоте: закрепить умение читать слоги, слова со звуками (з’), (з), (с’), (с), сравнивать данные звуки, парные по звонкости и глухости, осуществлять слого-звуковой анализ слов с данными звуками. Запись слов с данными буквами. Списывать с печатного текста. Обогащать словарный запас речи учащихся.

Физкультура: повторить ходьбу и бег в колонне по одному, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, через шнуры.

Рисование: развивать умение выражать свои чувства и настроение, передавать форму, величину фигур, расположение деталей.

Развивать выдумку, фантазию, логическое мышление, сообразительность. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать речь учащихся.

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: таблицы задач, схем, алгоритма задачи, изображение “ избушки” из геометрических фигур, макет корзины с яблоками, предметные картинки, рисунки: туч с написанными слогами, разноцветных зонтиков, зайца, собак, волка, петуха, учебник “АБВГДейка” Л.Ф.Климановой, тетради по письму и по математике.

Начало дня в спортивном зале: ходьба и бег в колонне по одному, по сигналу “ Зайцы” попрыгать на двух ногах на месте, перекрестный шаг, легкий бег, по сигналу “ Поворот” продолжать движение с поворотом на 180 градусов.

В классе:

У: Повернитесь друг к другу и поделитесь своим хорошим настроением.

Сказки мы любим за то, что в них побеждает добро.

Что звери лесные, болотные оказываются очень добрыми.

Стоит ребенок в шапочке зайчика ( как будто плачет).

У: Что случилось, зайчик?

Ученик начинает рассказывать начало сказки “ Заюшкина избушка”.

У: Давайте, ребята, поможем ему. А для этого надо думать, рассуждать, правильно решать примеры и задачи, читать, писать. А главное- работать вместе “Одна голова хорошо, а две лучше”.

На доске рисунок 1 ( у учащихся набор геометрических фигур):

Рисунок 1

У: Составьте такой же домик из своих геометрических фигур.

– Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит заюшкина избушка.

– Покажите, какая фигура “лишняя”? Почему?

Зайка идет дальше и плачет, а навстречу ему…

У: Чтобы узнать, кого он встретил, надо выполнить графический диктант в тетради по математике:
Поставить карандаш на точку.

2 клетки вправо, 1 кл.вверх, в правый нижний угол, 3 кл. вниз. 3 кл. вправо, в правый верхний угол.1 кл. вниз, в левый нижний угол, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вверх. 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх. 2 кл. влево. 2 кл. вверх.

Ну, конечно, это собака.

Надо нарисовать ей шерсть.

Минутка чистописания ( показываю элементы).

Выставляю на наборном полотне предметные картинки собак.

У: Они бегут по траве, эту травку надо нарисовать в тетради для письма:

– рисуем штрихом, чуть касаясь бумаги (тактирование): //////////.

На доске написано предложение: По лесу бегут собаки.

Проводится зрительный диктант:

– списать,

– проверить,

– определить, сколько слов в предложении,

– поставить ударение,

– подчеркнуть гласные.

1 ученик работает у доски. Проверка.

У: Возьмите сигнальные круги (синие и зеленые). Я буду показывать буквы из предложения, а вы покажите, какие это звуки: твердые или мягкие.

Продолжаю рассказывать сказку “ Заюшкина избушка”: Увидели собаки зайку: “ Тяф – тяф – тяф, о чем, зайка, плачешь?

– Как же мне не плакать: была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, пришла весна, стала таять ее избушка. Попросилась она ко мне погреться. Да меня и выгнала.

– Не плачь. Мы тебе поможем.”

(Учитель берет макет корзины с вставленными яблоками.) и говорит за зайку:

– Спасибо, что хотите мне помочь. Здесь у меня в корзине 5 яблок. Вас пятеро. Разделите эти яблоки так, чтобы каждый получил по целому яблоку и одно осталось в корзине.

Ребята, помогите собачкам это сделать.

Д: Взять по одному и одна собака возьмет яблоко вместе с корзиной.

У: Мы решали логическую задачу.

А сейчас я буду говорить тексты, вы должны посоветоваться друг с другом и сказать, какой из них является задачей и почему.

Тексты:  – У пяти собак очень крупные и сочные яблоки. Сколько яблок у каждой собаки?

Д: Не задача, потому что нет чисел.

– Было 9 яблок, 10 яблок собаки съели. Сколько яблок осталось?

Д: Не задача, потому что было яблок меньше, чем съели.

– У зайца было 10 яблок, 5 яблок он отдал собакам. Сколько яблок у него осталось?

Д: Это задача: есть условие с числами и вопрос.

Берут кассы цифр: выкладывают решение, отвечают на вопрос (ученик выкладывает на наборном полотне).

На доске алгоритм:

Алгоритм

У: Что такое условие? (это то, что известно)

Что такое вопрос? (это то, что нужно узнать)

Учитель продолжает рассказывать сказку о том, как лиса напугала собак, они убежали. А заяц идет дальше и плачет.

Физминутка: (движения с песенкой):

Заинька, походи,

Серенький, походи.

Вот так, вот так. Походи – 2 раза.

И т. д.

Проводится игра “ Почему- потому”:

У: Почему заяц плачет?

Почему собаки убежали?

Почему снег весной тает?

Загадываю загадку: Гуляю я и в дождь, и в зной, характер у меня такой.

Из- под крыши крыша под дождик вышла. (Зонт).

Выкладываем схему слова “ зонт”, даем характеристику звука (з).

Игра “ Вырастим слово”: Можно ли это слово разбить на слоги?

– “ Вырастим слово, чтобы стало 2 слога.(Зонты).

– “ Вырастим слово, чтобы стало 3 слога.( Зонтики).

Вывешиваю картинку, на которой нарисованы зонты с разной расцветкой:

У: Найти два одинаковых зонта, показать на веере их номера.

Артикуляционная разминка.

Разминка

– Что записано на тучах?

1 ряд: прочесть слоги внутри левой тучки. 2 ряд: правой тучки. 3 ряд: внутри правой и левой тучки.

– Что записано вне туч?

Игра “ Доскажи словечко” со слогами, записанными на тучах.

Сравнение звуков (с),(с ) и ( з),(з ) парных по звонкости и глухости.

У каждого ученика листок с печатным текстом:

У: В тексте букву з подчеркнуть, букву с обвести.

Работа по учебнику Климановой Л.Ф. “ АБВГДейка”, стр. 113:

– чтение слов в столбиках (по цепочке): наблюдение за произношением согласных на конце слов.

– игра “ Какое слово я задумала”: выставляю схему слова, ученики находят его и читают.

Оценивают работу друг друга в паре по “линеечке”.

Пальчиковая гимнастика

Работа в тетради по письму: письмо слов с буквами з и с .

Учащиеся отхлопывают ритмический рисунок слов: громкий хлопок- ударный слог.

– Чтение текста по учебнику с творческим дополнением:

– Что произошло с зайцем летом? Что произошло с зонтом?

У: Какие звуки и букву мы изучили? Чем интересны эти звуки? (ответы учащихся).

Рисование по впечатлению от прочитанного и придуманного текста.

Продолжение дня в спортивном зале:

А) Общеразвивающие упражнения (по плану),

Б) Основное движение: прыжки на правой и левой ноге через шнуры (2–3 раза).

В классе:

Учитель продолжает рассказывать сказку “ Заюшкина избушка” (встреча с волком).

Волк предлагает зайцу успокоиться и съесть морковку и грибы.

На доске таблица:

Морковок – 6 штук,

Грибов – …на 2 меньше.

Сколько грибов?

У: Что записано на доске? (Краткая запись задачи).

Составьте задачу по краткой записи. Что сказано в условии? Что спрашивается в вопросе? Грибов станет больше или меньше? Почему?

На доске с х е м ы . (рис.2, рис.3)

Рисунок 2

Рисунок 3

Дифференциация: сильные- самостоятельньно записывают решение .

У: Подумайте, какая из схем подходит к нашей задаче?

Слабые ( с предметными картинками):

У: Положите в верхний ряд 6 морковок, в нижний- грибы. Сколько грибов положили?

Как узнали? Что значит “ меньше”?

Решение записывают в тетрадь и 1 ученик на доске.

С сильными заполняем схему:

У: Как вы догадались?

Вместе даем ответ.

У: Составьте задачу со словом “ больше”:

Морковок – 6 штук,

грибов-… на 2 больше.

Сколько грибов?

Дифференциация: сильные – записывают решение .

Слабые – У: Что значит число 6 в записи? Число 2? Каким действием будем решать?

Почему? Что значит число 8?

Записывают решение ( 1 ученик у доски).

С сильными: заполняем схему.

Вместе: Что значит “ больше”?

У: – Чем похожи эти задачи? Чем отличаются? От чего зависит выбор действия?

Вывод: Выбор действия зависит от главного слова: если слово “больше”, тогда выполняем действие сложение. Если главное слово “меньше”, то выполняем действие вычитание. П.Ч. мы находим число больше или меньше данного.

Физминутка : Я говорю слова, если в них есть звук (з, з’) – потянитесь вверх,

если есть звук( с, с‘) – присядьте: зайка, коса, коза, несу, везу, розы, росы, весы, возы.

Продолжение сказки: встреча с петухом.

Работа с веером: решение примеров на сложение и вычитание 1,2,3,4.

У: – Как вы думаете, чем должна закончиться сказка?

Учащиеся проговаривают свое окончание сказки (оно совпадает с концовкой русской народной сказки).

Игра “Какой заяц?” “Какая лиса”:   учащиеся дают определения героям, нравственную оценку поступкам и действиям.

У: Что нового узнали на уроке? Что было самым трудным? Что было самым интересным?

Кто испытывал трудности? (проводится оценивание по “ линеечке”, листочки сдаются учителю для оценивания).

День заканчивает в спортивном зале: подвижная игра “Зайцы и лиса”.