Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

- и научить выделять звуки [з], [з’] в словах;
- обозначать их на письме;
- закрепить понятие о гласных и согласных звуках, - звонких и глухих;
- способствовать начальному формированию - находить и решать орфографическую задачу;
учить определять в слове сильную и слабую позиции;
- развивать фонематический слух, познавательные способности, внимание, умение слушать, наблюдать, сравнивать;
- воспитывать трудолюбие, любовь к животным.

ОБЖ – учить детей правильно применять правила личной безопасности, если остались дома одни.

Экология – повторить знания детей о диких и домашних животных.

Оборудование: “АБВГдейка” - автор Л. Ф. Климанова, пропись “Мой алфавит” автор Л. Ф. Климанова, рисунок козы, схема для чтения слогов с буквой З (зонт), иллюстрации к сказке “Волк и козлята”.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сегодня на уроке давайте поработаем так, чтобы нам было интересно. А для этого работаем дружно, весело и с огоньком. А еще нам пригодится фантазия, умение мечтать и представлять.

    Сегодня мы отправимся в сказку. А в какую вы скажете позже. Чтобы речь наша была правильная и красивая сделаем:

  3. Артикуляционную гимнастику.
    1. Жил-был язычок, длинный-предлинный, вот такой (рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно).
    2. Жил он за заборчиком – зубами. Покажите, какой ровный заборчик –зубы (углы рта слегка оттянуть, как при произношении звука “И”, зубы сомкнуты и видны).
    3. Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка (широкий язык высунуть и расслабить, положить на нижнюю губу).
    4. И стал делать зарядку (высунуть язык, затем сложить трубочкой, языком движения влево - вправо).

    Приготовили язычок к работе, а теперь давайте вспомним, то что мы уже знаем.

  4. Повторение.
  5. Сыграем в игру “Найди букве пару”. Правильно соедините буквы левой и правой части.

    БГ ёжб

    ИД игды

    ЁЖ тнк

    • На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
    • Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, произносятся с голосом, при произношении не встречают преграду).
    • На какие 2 группы можно разделить согласные? (звонкие и глухие).
  6. Сообщение цели.
    1. Послушав отрывок из сказки, вы узнаете, кто придет к нам в гости и поможет узнать о новой букве, и в какой сказке мы с вами побываем.
    2. Но прежде, чем услышите отрывок из сказки скажите:

      Для чего мы с вами изучаем буквы? (Отрывок из сказки “Волк и козлята” зачитывается учителем).

      “Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленок схоронился в печке”.

      Как называется сказка в которую мы сегодня отправимся? (“Волк и козлята”).

      Кто ее автор? (народ).

      Кто придет к нам в гости? (коза).

      Коза это кто? (животное).

      Каких животных мы знаем? (диких и домашних).

      Что самое ценное для здоровья человека дает коза? (молоко).

      А как человек ухаживает за ней?

      Какой новый звук вы услышали в слове коза? звук [з].

      Пожужжите, как пчелки и определим какой это звук? (звонкий).

      Звуки [з] и [з’] обозначаются одной буквой З.

      На что она похожа? (высказывание детей).

      На эту букву посмотри:

      Она совсем как цифра 3.

      3 – не просто завитушка,

      3 – пружинка, крендель, стружка.

    3. Печатанье буквы в прописи.
    4. “Мой алфавит” с. 62.

    5. Звуковая схема слова КОЗА.

    [к] – согласный, глухой, твердый.

    [о] – гласный, твердый.

    [з] – согласный, звонкий, твердый.

    [a] – гласный, ударный, твердый.

      • Сколько слогов в слове? 2
      • Почему?
      • Поставим ударение.
      • На какую гласную падает ударение? (а – сильная позиция, слышится четко).
      • А гласная о? (безударная).

    При произношении слова КОЗА вместо буквы о слышится звук [a], а пишется буква О т.к. находится в слабой позиции).

    Изменим слово КОЗЫ – слышим звук [o ], значит пишем букву О – это орфограмма.

      • Сколько звуков в слове КОЗА? (4 звука, 4 буквы).
  7. Физминутка.
  8. Я буду называть слово, если в слове есть твердый звук [з] – присесть, если мягкий звук [з’] – подпрыгнуть на месте.

    Зебра, лавка, зубы, звезда, коса, козлята, колхоз, стена, земля.

    4. Чтение слогов с буквой З.

    • Что за предмет нарисован? (зонт).
    • С какой буквы начинается? (З).

    Как правильно нужно читать согласную в слоге подскажет гласная буква (а, о, у, ы, и).

    Читаем, как:

    1) мямлики
    2) шустрики
    3) сороки

    5. Работа с учебником.

    “АБВГдейка” с. 111

    Давайте прочитаем начало сказки и попробуем ее продолжить. Читаем плавно по слогам. (по иллюстрациям к сказке дети продолжают сказку “Волк и козлята”).

    Волк какое животное? (дикое). Почему говорят, что “волка ноги кормят”? Волк не стережет свою добычу в засаде, как это делают кошки, а догоняют ее бегом. Чем сильнее волк, тем легче ему настичь свою жертву.

    Как вы думаете, съел бы волк козлят, если бы в двери избушки был глазок? Какую ошибку допустили козлята? (открыли дверь незнакомому человеку).

    Сейчас ребята нам напомнят правила:

    1 ребенок

    Не пускайте дядю в дом,
    Если дядя незнаком!
    И не открывайте тете,
    Если мама на работе.

    2 ребенок

    Ведь преступник, он хитер,
    Притворится, что монтер.
    Или даже скажет он,
    Что пришел к вам почтальон.

    3 ребенок

    Чтоб тебя не обокрали,
    Не схватили, не украли,
    Незнакомцам ты не верь,
    Закрывай покрепче дверь!

    4 ребенок

    Если кто-то лезет в дом,
    Пробивая двери лбом.
    Двери держатся едва –
    Поскорей звони 02!

    6. Отгадывание загадок.

    Коза приготовила для вас сюрприз. Давайте посмотрим в учебнике с. 112.

    7. Работа со словами противоположными по значению с. 112, работа в паре (друг другу дети говорят слова).

    8. В виде кого изображена буква З на странице учебника 112? (змеи). Если вдруг вас укусила змея в лесу, что будете делать? Из ранки сразу нужно выдавить в течении 4-5 минут несколько капель крови. Для отсасывания яда на нее ставят кровососную банку. Нельзя отсасывать яд ртом – это опасно, т.к. при небольших повреждениях слизистой рта или зубов, яд может попасть в организм. И пострадавшего доставить срочно в больницу.

  9. Итог урока.
  10. В какой сказке мы сегодня были? Кто помог познакомиться с новой буквой? Какие звуки обозначает буква З? Дайте характеристику звуку [з]. Какие еще сказки вы знаете?

  11. Д/з – нарисуйте своего любимого сказочного героя.