Конспект урока обучения чтению ("Азбука", автор — Н.В. Нечаева)

Разделы: Начальная школа


Тема: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Цель: формировать навык беглого, правильного, выразительного чтения; обучать коллективным формам работы; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: раздаточный материал; иллюстрации к уроку; сундучок и ключи; грамзапись; фонограмма песни о зиме.

ХОД УРОКА

I. Постановка темы и целей урока.

Сегодня мы будем искать клад. Клад находится в сундуке. Чтобы его открыть, нам надо собрать десять ключей. Для этого мы сегодня на уроке повторим изученные буквы, звуки, будем читать слова и тексты, выполнять грамматические задания.

II. Работа с лентой букв.

1) Какие буквы и звуки живут в синем (красном) домике? Чем отличаются гласные звуки от согласных? Назовите гласные, которые являются показателями мягкости согласных звуков. Назовите непарные звонкие согласные. Назовите согласные буквы, которые при произношении дают только твердый звук.

Ребята, нам осталось «заселить» в домики очень мало букв, поэтому мы готовимся к изучению алфавита. Проверим, как вы знаете порядок букв в алфавите.

2) Дидактическая игра «Назови букву-соседку». Составьте слово из названных букв (зима).

З ? Й

Л ? Н

Ж ? И

? Б

Сегодня на уроке мы будем много читать и говорить о красоте этого времени года.

Ученики получают первый ключ.

III. Речевая разминка.

1) Чтение слоговой таблицы с заданиями. 1 столбик – 1 ряд; 2 столбик – 2 ряд; 3 столбик – 3 ряд; 4 столбик – с понижением голоса; 5 столбик – с повышением голоса. Придумайте слова со слогом «стра-».

СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА

вста
всто
всти
всту
всты
всте
встя
всте
встя
встю
стра
стро
стри
стру
стры
стре
стря
стре
стря
стрю
ткна
ткно
ткни
ткну
ткны
ткне
ткня
ткне
ткня
ткню
стна
стно
стни
стну
стны
стне
стня
стне
стня
стню
взла
взло
взли
взлу
взлы
взле
взля
взле
взля
взлю

2) Чтение таблицы слов. Прочитай на ушко соседу (10 слов – мальчики девочкам, 10 слов – девочки мальчикам).

Ученики получают второй ключ.

IV. Артикуляционная разминка. На доске скороговорка: «Зимним утром от мороза на заре звенят березы».

1) Чтение скороговорки про себя.
2) Чтение вслух.
3) Словарная работа.

Учитель, используя словарь Ожегова, объясняет значение слова «заря». Ученики с помощью иллюстраций объясняют смысл словосочетания «звенят березы».

4) Игра «Буксир». Ученики читают за учителем с разными заданиями. 1 ряд – орфографическое чтение; 2 ряд – орфоэпическое чтение; 3 ряд – чтение в быстром темпе. Все вместе – прочитайте так, чтобы все поняли, как всем нравится зима.
5) Какой звук в скороговорке звучал чаще всего? Выберите нужный алгоритм и дайте характеристику первого звука в слове «зимним»

АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

Гласные

1. Ударные или безударные
2. Обозначены буквой

Согласные

1. Звонкие или глухие
2. Парные или непарные
3. Твердые или мягкие
4. Обозначены буквой

А в каких словах этот звук [з] звучал твердо?

Ребята получают третий ключ.

V. Индивидуальная работа. Определите, сколько слогов в слове и проведите стрелку к нужной цифре.

Два ученика выполняют задание на доске и делают взаимопроверку.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

  

1

  

Корова

2

Дом

Диван

3

Холодильник

Канарейка

4

Телефон

VI. Работа в группах.

1 группа. Прочитать текст. Зажечь «синие фонарики» (найти слабую позицию парных согласных на конце слова).

Хорошо поработал в лесу мороз! Весь в снегу стоит дуб. На лапах елей лежит снег.

При проверке один ученик читает текст, остальные называют слабую позицию согласного, подбирают проверочное слово.

2 группа. Прочитать текст. Зажгите «красные фонарики» (найдите слабую позицию гласных).

Зимой лес живет. Стучат по стволу дятлы. У куста заяц грызет кору. За елью скрылась лисичка.

При проверке командир назначает, кто из участников группы читает текст, а кто отчитывается, находя безударные гласные в корне слова и проверяя их.

3 группа. Прочитать текст. Найти однокоренные слова. Обозначить корень.

Наступила зима. Замелькали в воздухе снежинки. Теплым одеялом укрыл снег землю. Снеговые метели заметают тропы.

4 группа. Прочитать текст. Подчеркнуть в нем имена существительные, используя таблицу-опору.

ТАБЛИЦА-ОПОРА

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ОДУШЕВЛЕННОЕ – НЕОДУШЕВЛЕННОЕ

НАРИЦАТЕЛЬНОЕ – СОБСТВЕННОЕ

ЧИСЛО:

ЕДИНСТВЕННОЕ – МНОЖЕСТВЕННОЕ

РОД:

МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ

Весь день шел сильный снег. Ребята взяли лопатки и стали чистить дорожки.

5 группа (в нее входят ученики с самой низкой скоростью чтения на данном этапе). Прочитать текст, правильно проговаривая окончания (коррекционная работа по устранению ошибок в окончаниях слов).

Это был· зимой. К окну прилетел· синичка. Она был· голодн·. Ребята повесил· кормушку и спасл· синичк· от смерти.

При проверке этой группы читает каждый ученик.

6 группа (в нее входят ученики, которые читают лучше всех в классе). Восстановите текст. Из трех предложенных названий выберите наиболее точное, назвав тему текста и его основную мысль.

Сильные стоят морозы.

Каток залили во дворе.

Кататься ребята на коньках пошли.

Не страшен детям мороз.

Варианты названий: 1) На катке 2) Зима 3) Дети.

После проверки групп ученики получают ключи.

О чем были все тексты в группах? Правильно, о зиме. Это очень трудное время для птиц и зверей. А для нас это время для интересных игр и развлечений.

VI. Физминутка. Ребята поют песню «Кабы не было зимы» и выполняют гимнастические движения.

VII. Работа с разрезной кассой букв. Составление слов: ёжик, Людмила, пальто. Работа цепочками. Первый ученик комментирует, выставляем слово. Второй ученик называет ударные и безударные гласные. Третий ученик называет количество букв. Четвертый ученик называет количество звуков.

Назовите «лишнее» слово (заслушивается несколько вариантов, определяются наиболее важные признаки).

Ученики получают ключ.

VIII. Работа с учебником (с. 92).

1) Спрогнозируйте по иллюстрации, о ком пойдет речь в этом стихотворении. Первичное чтение учителем. Вопрос перед чтением «Как можно назвать это стихотворение?» (Страшилка).

2) А вторую страшилку прочитает автор – К.И. Чуковский. А вы определите, из какого произведения этот отрывок (грамзапись К.И. Чуковский «Бармалей»).

Анализ стихотворения-страшилки. Выразительное чтение учащихся.

Кому поручить прочитать эти страшилки? (Выбор рисунка в учебнике.)

Ученики получают последний ключ.

IX. Итог урока.

Что мы сегодня узнали на уроке? С какими трудностями вы сегодня встретились? Вы хорошо работали и собрали все ключи, чтобы открыть сундучок с кладом. Наш главный клад – это знания, которые заключены в книгах (из сундучка появляется книга). Научившись хорошо читать, вы сможете прочитать много интересных и полезных книг.