Урок математики в 4-м классе. Закрепление материала

Разделы: Математика, Начальная школа


Урок-путешествие.

ЦЕЛИ: Совершенствование навыков устного счёта в пределах 1000, закрепление приёмов письменного сложения, вычитания, умножения и деления, закрепление умений читать и записывать многозначные числа, развитие “математической” речи учащихся, внимания, интереса к предмету, воспитание у детей любви к малой родине, взаимопомощи, ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакат “Терса ХIX в.”, карточки чисел, капельки, облака, буквы с числами, карточки с заданием, запись народной песни.

ХОД УРОК А 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.
  2. Прозвенел звонок.
    Начинаем урок.

  3. АКТИВИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
  4. Облака, облака, все летят куда-то.
    Облака, облака, белые, как вата.
    Поскорей их отгадать нужно нам, ребята.

    • Из чего состоят облака?

    Чтение на доске темы: “Закрепление”. (Запись в тетради.)

    На капельках напечатаны недостающие числа. Найдите их. Для этого надо прочитать пример, назвать компоненты и рассказать, как находится неизвестный компонент:

    Рисунок 1

    Дети выполняют устно.

    • Облака летят дальше, и сегодня вместе с ними мы отправимся в путешествие.

    А за ответы вы будете получать капельки. В конце урока подсчитаем, у кого больше.

    1. Послушайте запись “Шум волн”. А где вы могли его слышать? ( На Волге.)
    2. Волны принесли нам числа. Прочитайте:

      169 11 37 3688 480 1380000

      • Назовите самое маленькое число? Самое большое число? Числа в порядке возрастания.

      Это интересно: А теперь послушайте, что могут рассказать числа о нашем крае.

      11 км – максимальная ширина р. Волга.

      37 м – максимальная глубина р. Волга.

      169 рек – притоков р. Волга в Саратовской области.

      480 км – протяжённость реки по нашей области.

      3688 км – длина реки с севера на юг.

      1380000 кв. км – площадь бассейна р. Волга.

      Волга – красавица и царица русских рек.

      В переводе с финского означает “светлая”, “священная”. (Чтение карточек).

    3. На правом берегу Волги находится наше село. Мы узнаем его название. И в этом нам поможет луч.

    А             В      С      Е      К      N

    I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I-----

    Луч приготовил задание ребятам. (Индивидуальная работа на II доске по карточкам 3 уч-ся.)

    Задача.

    1. Купили 3 пакета семян тыквы, по 200 г в каждом, 4 пакета семян моркови, по 100 г в каждом. Сколько граммов семян купили?
    2. 3 п. по 200 г

      ? г          200 * 3 + 100 * 4 = 1000 г.

      4 п. по 100 г

    3. Сравни: > , < , = 3. Выполни вычисления:
    4. 94785 . . . 94784 61000 : 1000
      200030 . . . 200003 61000 - 1000
      8999 . . . 9000 4200 * 10
      26999 . . . 26888 4200 + 10

      Фронтальный опрос класса.

    • Каким числам на числовом луче соответствуют точки В, С, Е, К.

    Чтение карточки: ТЕРСА.

    • Наше село находится в 15 км от г. Вольск, вверх по Волге. Своё название получило по названию реки Терса.

    Прочитайте число 246000000

    • Что показывают нули в записи числа?
    • Как можно записать его в виде суммы разрядных слагаемых. (Устно)

    246000000 руб. (старыми). Такую сумму собрали терсинские купцы в 1881 г. на ярмарке в Н. Новгороде.

    Проверка индивидуальных заданий.

    Задача на смекалку.

    Из г. Вольска в с. Терсу выехал рейсовый автобус, а из Терсы в Вольск через 20 мин. выехала легковая машина. Встретились на остановке АЦИ. Какой из видов транспорта находится ближе к нашему селу?

    Вольск АЦИ Терса
    I-----------------------------------------------I-----------------------I

    Наше путешествие продолжается.

    Работа по схеме.

    Рисунок 2

    • От берега Волги мы поднимаемся вверх и попадаем на сельскую площадь.
    • Что мы видим?

    Показ фотографии “Церковь с. Терса 1911 – 1917г.г.”.

    Задания для вас на карточках (разного цвета) по вариантам:

    I вариант (зел.) 208 * 4 + 867 =

    II вариант (фиол.) 493 + 402 * 3 =              1699

    III вариант (бел.) (120 * 10) + (499 * 1) =

    Прочитайте ответ.

    1699 г. – это год образования нашего села.

    Давайте запишем его в виде суммы разрядных слагаемых:

    1699 = 1000 + 600 + 90 + 9

    А сейчас мы узнаем, что было в нашем селе до революции, т. е. в начале XX века.

    Решим уравнения (по вариантам):

    1 уч-ся у доски – Х * 10 = 100 Х=10

    I вар. - 320 : Х = 40 II вар. - 96 : Х = 48
    Х = 8 Х = 2

    В нашем селе до 1917 г. было – 2 школы, 2 пожарки, 8 магазинов, 10 водяных и ветряных мельниц, 1 пристань, училище.

    Новая школа в нашем селе была открыта в 1972 г.

    А старое здание, I этаж – 1878 г.

    В магазинах продавали всё, кроме рыбы и мяса. А как вы думаете, где жители покупали рыбу и мясо?

    Физкультминутка “Волженская лужайка”

    Мы с волженской лужайки вышли,
    Поднимая ноги выше,
    Через кустики и кочки,
    Через ветки и пенёчки
    Кто высоко так шагал –
    Не споткнулся, не упал.

    • Учитель:

    Мы отдохнули, а теперь решим задачу по учебнику

    Работа по учебнику: с. 38, задача 20. Чтение и разбор задачи.

    Запишем краткую запись, используя условное табличное значение:

    Привезли Продали Осталось
    Р. 5 м по 40 кг 130 кг ? кг
    Пш. 7 м. по 35 кг 140 кг ? кг

    Решение:

    1). 40 * 5 = 200 (кг) – привезли ржи

    2). 200 – 130 = 70 (кг) – осталось ржи

    3). 35 * 7 = 245 (кг) – привезли пшена

    4). 245 – 240 = 105 (кг) – осталось пшена

    5). 70 + 105 = 175 (кг) – осталось

    II способ, если имеется время:

    1). 40 * 5 = 200 (кг)

    2). 35 * 7 = 245(кг)

    3). 200 + 245 = 445(кг)

    4). 130 + 140 = 270 (кг)

    5). 445 – 270 = 175 (кг)

    Ответ: 175 кг осталось.

    Решение примеров.

    А теперь отгадаем, кому принадлежало наше село.

    На доске вы видите буквы, и каждой букве соответствует цифра. Вы решаете пример, читаете ответ и записываете рядом букву. И потом прочитаем ответ. (5 кар.)

    8913561010061228
    ЕЛНИВ

    I в. (на доске карточки с примерами):

    • Шарлотте Карловне фон Ливен (1797 – 1917 гг) 5 апреля 1797 г. Павел I пожертвовал статс-даме наше село. И её род владел нашим селом 120 лет. Показ фотографии.

    Рисунок 3

    Запишем под диктовку 304 – что можете сказать о числе?

    В этом году нашему селу исполняется 304 года.

    Подсчёт капелек. Оценивание.

    Назовите виды углов:

    Рисунок 4

    Учитель переворачивает фигуры, и дети читают

    “Мо-лод-цы!”

    Домашнее задание: с. 38, з. 12, с. 39 пр. 25.

    Подведение итогов. Слушанье песни “Хаз-Булат молодой”.

      • Это любимая песня односельчан.

    Литература

     Учебники:

    1. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова
    2. Математика. 4 класс. В 2-х частях М. Просвещение 2001 г.

    3. Воскресенский С. Г., А. М. Делин, А. В. Скляров
    4. География Саратовской области. Для 6-9 кл. Приволжское изд-во. Детская книга. 1997 г.

      Книги, газеты:

    5. Лунин А. А.
    6. “Историко-статистическое описание селений Вольского уезда.
      Газета “Саратовские губернские ведомости за 1887 г.”

    7. Залезский К. В.
    8. “Сельскохозяйственная статистика Саратовской губернии”  С П Т З 1957 г.

    9. Власов П. В.
    10. “История с. Терсы” (архивные документы, собранные односельчанами).

    11. Любавский М. К.  “История географии России в связи с колонизацией”. М. 1909 г.