Урок-моделирование как средство формирования коммуникативной компетенции

Разделы: Начальная школа


Способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения является основой коммуникативной компетенции.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в учебной и во вне учебной деятельности через:

  • слушание
  • говорение
  • восприятие
  • осмысление

В учебной деятельности одним из условий для формирования этих компонентов может стать урок – моделирования, (математика), на котором будут прослеживаться основные составляющие ситуации общения:

участники общения место время мотив цель
(кто? кому?) (где?) (когда?) (почему?) (зачем?)

Конечно, такой урок математики требует особого компонентного состава коммуникативной компетенции:

Тематическая компетенция
(владение теоретическим материалом)

Социокультурная компетенция
(поведенческая)

Компенсаторская компетенция
(добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного положения)

Учебная компетенция
(умение учиться)

Данные компоненты взаимодействуют и дополняют друг друга, а вместе выполняют главную задачу школьного курса – научить чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения и строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации.

На этапе вхождения в урок учителем озвучивается тема и цель урока: создание модели корабля знаний. Таким образом, ребенок осознает задачу, это повышает интерес и мотивацию, создает позитивные условия для создания ситуации общения.

Урок моделирования предполагает групповую деятельность, в которой и происходит необходимость общения и потребность в нем.

На этапе обобщения знаний и повторения дети получают групповые задания: “выяснить в группе”, “составить”, “Обсудить и сделать вывод” и др. Такой вид заданий формирует умение слушать, высказывать мнение, получать информацию и осмысливать ее.

Такое общение выглядит так:

Говорящий img2.gif (78 bytes) информация img2.gif (78 bytes) слушающий

В такой ситуации общения имеет место быть вес компонентный состав коммуникативной компетенции: тематический, социокультурный, компенсаторскый, учебный.

В ходе урока – моделирования важное значение приобретает общение ученика и учителя. В контакте с учениками учитель сообщает им новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают ее. Это происходит на этапе изучения нового, где главную роль играют установки учителя: докажите, выразите согласие, выскажите иную точку зрения. На этом этапе дети учатся воспринимать и осмысливать информацию, строить математически верно фразы, короткие и развернутые ответы.

Важно направлять внимание учащихся не только на содержание высказывания, но и на то, что оно соотносится с их жизненным опытом, с окружающей их действительностью. На уроке – моделирования работа над активизацией коммуникативных умений может предшествовать творческой работе. Уместными будут вопросы: Какие видите флаги? Что вы о них знаете? Что обозначают полосы на российском флаге? творческое задание: “Создайте свой флаг и прикрепите его к кораблю”.

На этапе подведения итогов ставим перед детьми вопросы “Чем удивил вас урок?”, “ Чему научились?” Это способствует осмыслению ребенком всего, что с ним произошло. И если на этом этапе каждый ребенок не имеет возможности высказаться, то такой прием как рефлексия помогает ребенку выразить свое настроение к полученным знаниям и навыкам.

Таким образом, урок - моделирование является условием для моделирования речевых ситуаций совокупности тех условий, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции.

Математика. 3-й класс

Тема: “Свойство радиусов окружности”

Цель: Выяснить свойство радиусов окружности.

Задачи:

  • Закрепить знания о нахождении площади и периметра.
  • Работать над развитием зрительной памяти.
  • Обобщить знания о составлении обратной задачи.
  • Содействовать развитию коммуникативной компетенции.
  • Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: детали корабля, циркули, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

I. Вхождение в урок.

У: - Кто из вас не любит путешествовать?

У: - Для путешествия можно выбрать любое средство передвижения. 200 лет назад люди не могли себе представить, что можно путешествовать на прочных кораблях, так как они строили их только из дерева. Сегодня мы попытаемся создать модель корабля. Существуют разные виды кораблей: одни существуют для перевозки грузов, другие для перевозки пассажиров, а сегодня мы попытаемся создать корабль, который повезет нас по волнам знаний.

II. Развитие познавательных процессов.

У: - Потренируем для начала зрительную память. Вам необходимо за 10 секунд запомнить все составные части корабля см. рис. 1.

Рис. 1

Рис. 1

(Доска закрывается, дети зарисовывают символы)

У: - Проверим, как вы запомнили. За каждый правильный символ ставьте себе плюсик.

III. Геометрический материал.

У: - Итак, начнем работу. У каждого на столе лежат детали для корабля и синий лист бумаги для оформления модели.

У: - Какая это фигура?

Д: - Четырехугольник.

У: - На каждом столе по три модели, вам необходимо выбрать одну, для этого найдите периметр. Что такое периметр?

Д: - Сумма длин всех сторон.

У: - Как его найти? Что для этого необходимо сделать?

Д: - Измерить длину и ширину, результаты сложить. Ширину можно умножить на 2, так как она одинаковая, а длину обеих сторон сложить.

Каждая пара занимается измерением и необходимый корпус приклеивают на нужное место.

IV. Работа над задачей.

У: - Корпус корабля готов, а без трубы, куда он поплывет?

У: - Взгляните на доску. (Задача)

На 8 корабельных труб уходит 16 листов стали. Сколько листов стали потребуется на 4 таких же трубы?

У: - Как составим краткую запись? Какие слова возьмем? (Учитель составляет на доске таблицу.)

На одну трубу Количество труб Всего листов
? 8 т. 16 л.
? 4 т. ?

У: - Что значит таких же?

У: - Как будем решать? Что найдем первым действием? (Дети у доски)

16 : 8 = 2 (л.) - на одну трубу

2 * 4 = 8 (л.) на 4 трубы

Ответ: на 4 трубы уходит, 8 листов стали.

У: - Как проверим, верно ли мы решили?

Д: - Составить обратную задачу, решить другим способом

У: - Сколько можем составить обратных задач?

Д: - 3 задачи.

У: - Почему именно три?

Д: - Так как в задаче три данных.

Задания для групп:

Три группы составляют обратные задачи, одна группа находит другой способ и записывает решение на маркерных досках.

Проверка.

У: - Искомое получилось.

У: - Какой вывод можем сделать?

Д: - Решили задачу верно.

У: - Приклейте трубу на нужное место.

V. Изучение нового.

У: - На кораблях обычно имеются иллюминаторы. Какую они имеют форму?

Д: - Круглую.

У: - С помощью какого инструмента легче всего их начертить?

Д: - С помощью циркуля.

У: - Начертите любую окружность (дети чертят).

У: - Почему у вас получились окружности разных размеров?

Д: - По-разному раздвинули ножки циркуля.

У: - Что за след оставила иголка циркуля? Как называется эта точка?

Д: - Центр окружности.

У: - Обозначьте ее буквой О. Возьмите на окружности любую точку и соедините с центром.

У: - Как называется этот отрезок?

Д: - Радиус.

У: - Что такое радиус?

Д: - Расстояние от центра до любой точки на окружности.

У: - Начертите еще несколько радиусов.

У: - Что можете о них сказать? Какие они между собой?

Д: - Одинаковые.

У: - Проверьте свои суждения измерением.

У: - Каким главным свойством обладают радиусы одной окружности?

Д: - Они равны между собой.

У: - Действительно, все точки окружности находятся на одном расстоянии от центра.

У: - Так от чего зависит размер окружности?

Д: - От радиуса. Чем больше окружность, тем больше радиус.

У: - Наши иллюминаторы будут с радиусом 1 см. Изготовьте иллюминаторы.

(Дети выполняют задание, вырезают)

IV. Творческое задание.

У: - Но раньше моряки не выходили в море без флага.

А с каким флагом мы отправим наши корабли в плавание? (Рис. 2.)

Рис. 2

Рис. 2

У: - Как называется 1 флаг?

Д: - Российский.

У: - Что обозначает каждый цвет?

Д: - Белый- свобода, синий-равенство, красный-богатство.

У: - Второй флаг?

Д: - Андреевский, который сопроваждает военно-морские суда.

Творческое задание:

У: - Создайте свой флаг площадью 15 квадратных сантиметров.

(Дети обсуждают в группах,создают свой флаг и наклеивают на выбранное место. По желанию учеников флаги можно представить всем и объяснить его значение.)

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: - Чем удивил сегодня вас урок? Чему научились?

Кораблики без пассажиров не отправятся в путь, давайте поместим пассажиров с вашим настроением которое вы изобразите на кружочках. (Дети рисуют и приклеиваю.)

Готовые кораблики вывешиваются на доску.

У: - Вот теперь модели корабликов готовы к путешествию. Я хочу пожелать всем попутного ветра!