Научно-познавательная конференция "У подвижной карты звездного неба". Самостоятельная работа "Внутренняя энергия"

Разделы: Физика, Астрономия


Научно-познавательная конференция "У подвижной карты звездного неба"

Цель.

  1. Расширить и углубить знания по астрономии, пользуясь подвижной картой звездного неба.
  2. Развивать умение работать с несколькими источниками дополнительной литературы (журналы, научно-популярные брошюры…)
  3. Выступать с сообщениями по конкретному вопросу.
  4. Продолжить работу по формированию умения объединять разрозненные факты в единое целое.
  5. Развивать интерес к астрономии, к познанию окружающего пространства.

Законам Мирозданья судьбу свою вверяя,
В непостижимых далях холодной пустоты
Таинственным виденьем сквозь Вечность проступают
Миров иных, нездешних туманные черты.

(Б.В. Комберг, кандидат физико-математических наук)

  1. Лирическое вступление.

Звучит песня “Большая Медведица” I куплет
(фон – темно; летят “звезды” от зеркального глобуса)

Нам каждый день Природа дарит –
Небесную встречать зарю.
За Жизнь – космический подарок –
Тебя, Земля, благодарю.
За то, что есть улыбки – дети
И радость – женское тепло,
И люди добрые на свете,
За то, что с этим повезло.
Круговращение Планеты,
Прикосновение стихий,
Все – север, юг, зима и лето
Дорога, труд, любовь, стихи,
Сплетение души и мысли,
Провалы, взлеты, вверх и вниз…
Какой же смысл в исканье смысла?
Процесс познанья – в этом смысл.
У нас пути иного нету,
Одна волнующая нить –
Неповторимую планету
И наши жизни сохранить.
Сверкает Мир многообразный,
Зовущий, теплый, голубой.
И каждый день на свете – праздник,
Покуда этот Мир – с тобой!…
Мир, как из Космоса Земля, –
Зовущий, теплый, голубой.
Пойми его, вбери в себя,
И будет Мир всегда с тобой…
(стихи Н.Н. Галкина)

Песня под гитару “Звездный час”

Учитель

Мы с вами живем, учимся, работаем на космическом корабле под названием “Земля”. Наш космический корабль движется со скоростью 30 км/с. Рассаживайтесь поудобнее. Сейчас мы совершим увлекательное путешествие. Сочетание великолепных видов космоса и чарующей музыки позволит Вам отдохнуть, помечтать. Мы совершим медитативное путешествие по планетам Солнечной системы, по звездам, путешествие в бесконечность мироздания. В Вашей душе воцарится гармония Добра, Мира, Любви. Все это подготовит Вас к работе с подвижной картой.

Фон – видеофильм “Рапсодия космоса”

Человек, глядя на звездное небо, задумывается: “Откуда все это взялось?” Размышления о Вселенной, происхождении нашей матушки Земли, её прошлом и будущем – одно из древнейших интеллектуальных развлечений человека.

Какая даль и вышина!
Глядишь – и бездной голубою
Небес осенних глубина
Как будто тает над тобою
И обнимает эта даль, –
Душа отдаться ей готова,
И новых, светлых дум печаль
Освобождает от земного.
(И. Бунин)

Предшествующие века оставили множество предположений о красоте всех иных миров. Этому способствовали успехи астрономии и неизмеримо возросший уровень научного знания. Человечество жило предчувствием великих открытий. И как всегда это бывало, опережал ход событий, острее и полнее всего мироощущение эпохи выразило Искусство, в частности поэзия и музыка.

Начало такому мирочувствованию положил М. В. Ломоносов, сказавший в своем “Вечернем размышлении о божием величестве при случае великого северного сияния”: “Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна нет”.

Есть много, безымянных
Созвездий в горной вышине,
Для наших слабых глаз, туманных,
Недосягаемы оне…
И как они бы ни светили,
Не нам о блеске их судить,
Лишь телескопа дивной силе
Они доступны, может быть.
Но есть созвездия иные,
От них иные и лучи:
Как солнца пламенно-живые,
Они сияют нам в ночи.
Их бодрый, радующий души
Свет путеводный, свет благой
Везде, и в море, и на суше,
Везде мы видим пред собой!
Для мира дальнего отрада
Они – краса небес родных,
Для этих звезд очков не надо,
И близорукий видит их.
(И. Бунин)

Изучая различные области космического пространства, люди пытаются найти ответы на такие принципиальные вопросы, как строение и эволюция Земли, Солнечной системы и вообще Вселенной, происхождение и пути развития жизни. Исследование Вселенной - это научное познание законов космоса, но и сама система познания тоже строится на научных основах.

Познавая Вселенную, изучая законы небесной механики, постигая порой труднообъяснимые явления, люди узнают не только окружающий нас мир, но и самих себя.

В бездонном пространстве Вселенной,
Где блещет звезда за звездой,
Несутся стезей неизменной
Планеты во мгле мировой.
Им прочно сомкнула орбита
Работа таинственных сил,
И газовой дымкой обвиты
Поверхности дивных светил.
Путей их предвечны законы….
Сменяют ночи и дни,
Проходят веков миллионы,
Но лечатся, как прежде, они.
Лишь жизни их тайной дыханье
Творит беспредельность существ,
Вливая любовь и сознанье
В созданье стихийных веществ.
И, полные к свету влеченья,
Стремясь неотступно вперед,
Свершают на них поколенья,
Как волны, торжественный ход.
Им властно дала бесконечность
Веление жизни: живи!
И жизнь переносится в вечность
Великою силой любви.
(Н. А. Морозов “ Земля и вселенная”, №1, 1978г)

Удивительно ярок образ ночного неба. Весь космический небосвод будоражит воображение людей. Природа, указывал Гёте, есть книга, содержащая в себе великие и поразительные откровения, но листы этой книги разбросаны по Юпитеру, Урану и другим планетам и звездам.

Планета в жарком ожидании
Дрожала, недрами дыша.
В хитросплетеньях Мирозданья
Взывала к истине душа.
Добро и зло неосторожно
Судьба роняла на весы,
Превозмогая невозможность
Текли песчинками часы
В многообразии случайном
Металась ищущая мысль.
На грани счастья и отчаяния
Рождался сокровенный смысл.
И в совершенстве изначальном,
О понимании моля,
Слегка приоткрывала тайну
Неповторимая Земля…
(стихи И.Н. Галкина)

Вселенная вызывает у человека тревогу и восхищение, для ученого – она тайна, а для поэта – вдохновение. Слово “космос” по гречески означает “все на свете”. Мы сегодня окунемся в удивительный мир космоса, в его удивительные загадки и парадоксы. Человека всегда поражал и изумлял беспредельный мир небесных светил, рассеянных повсюду вокруг нас. Он всегда стремился представить в своем сознании грандиозность Вселенной, почувствовать биение её пульса, понять эволюцию и развитие миров, из которых она состоит.

Случайно или не случайно
Наш спутник в космосе – луна
Своим лицом необычайным
Всегда к земле обращена?
Сокрыта иль полузакрыта
Для нас иная сторона?
Какая тайна в ней закрыта,
Какая страсть заключена?
Не завихрят циклонов ветры,
Цунами не придет волна,
Еще бурлят земные недра,
Но еле щелкает луна...
Её слабеющие длани,
Увы, уж не берут в полон,
И покидаем поле брани,
И отступаем Аполлон.
Стартуют рыцари иные
К сетям Сатурновых колец,
Туда, где жжет дыхание ИО
И ощущается конец
Той удивительной системы
Владений царственной Звезды,
Которой уроженцы все мы.
Из черных дыр и пустоты,
Из ядерной золы пожара
Когда-то создан Белый Свет.
Мы в нем несчастье иль подарок?
Кто знает истинный ответ…
(Стихи И.Н Галкина)

Звездное небо - это совершенно неповторимые переживания, глубокое эстетическое наслаждение. Тот, кто впервые по настоящему увидит звездное небо, непременно захочет поделиться своей радостью с другими. И тогда мы начнем понимать язык звезд, который хорошо знали наши предки.

Большинство из вас не станет астрономами, но все останетесь людьми, людьми не просто плененными красотой звездного неба, но и знающими достаточно много о том, что находится там, за этой почти черной синевой, людьми думающими, мыслящими, любопытствующими; ведь недаром еще Иммануил Кант сказал:

“Все вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне”.

Надо с детства учиться на звезды смотреть.
Потому что, глядя и грустя,
Можно небо забыть –
Обрести его впредь
Уж тебе не удастся, дитя!
Станешь взрослым и под ноги будешь глядеть
Иль куда-нибудь перед собой,
Чтоб кого-нибудь вдруг не толкнуть, не задеть,
Уносимый шумящей толпой.
Будешь мило глядеть в молодые глаза.
В книжный шрифт, в шевеленье теней…
Иногда вдруг заметишь:
Упала звезда,
И потянешься сердцем за ней!
Только это не в счет,
Это только на миг,
Потому что случайный твой взгляд
Никуда не проник,
Ничего не постиг
В небесах, где созвездья парят.
Надо с детства учиться на звезды смотреть,
Поднеся к подбородку ладонь,
И когда-нибудь сможет тебя обогреть
Их неверный холодный огонь.
И когда-нибудь ночью у тихой воды,
Где двоятся ночные огни,
Ты себя вдруг почувствуешь сыном звезды,
Ведь Земля наша –
Звездам сродни!
По-другому теперь твоя жизнь потечет
В уносящей шумящей толпе:
До скончания дней будет жить звездочет –
Большеглазый мальчишка –
В тебе
(Олег Дмитриев “Земля и вселенная” №6 1992 г.)

II. Выступления:

1. Основные точки и линии небесной сферы (таблица, модель)
2. Основные точки и линии небесной сферы на подвижной карте звёзного неба (ПК3Н)
3. Нахождение экваториальных координат звёзд
4. Экваториальные координаты Солнца
5. Эклиптика
6. Вид звёзного неба 27.11.2003 г. в 22 часа
7. Определение время восхода, кульминации и захода света.
8. Определение уравнения времени
9. О звёзных величинах
10.Спектральные классы звезд
11. Млечный путь
12. Направление, в котором движется Солнечная система
13. Двойные и кратные звезды
14. Переменные звезды.
15. Новые и сверхновые звезды
16. Рассеянные звездные скопления
17. Шаровые звездные скопления
18. Диффузные туманности
19. Планетарные туманности
20. Галактики
21. Радиоисточники

(Все выступления сопровождаются действиями с ПКЗН)

III. Заключительное слово учителя

Выступления были четкими, конкретными. Вы показали глубокие знания по астрономии, показали умения пользоваться подвижной картой звездного неба, свою эрудицию. При подготовке к выступлениям Вы пользовались научной литературой - этим самым Вы расширили свои знания. На этом познания не закончились, у Вас все впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходит все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте...

Юность, что тебе пожелать?
За море Мечты шагнуть,
Созвездье Пегасово оседлать
И выйти на Млечный Путь,
Догнать стремительных Гончих Псов
И, в дальней дали пыля,
Поймать под созвездием Парусов
Созвездия Журавля.

Звучит песня под гитару "Над Землею ночью поздней"

Литература

1. Журнал “Звездочет”, №5, №6 2002 г.
2. Е.П. Левитан, Астрономия,2000 г.
3. И.А. Климишин, Элементарная астрономия
4. М.М. Дагаев, Книга для чтения по астрономии
5. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Очерки о вселеной
6. Роберт Берхем, Испания, "Ридерз Дайджест," 2001 г.
7. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Астрономия, М.,1998 г.
8. В.Н. Безпалов, Звездное небо, Физика №34/01
9. О.И. Данилова. Именины Большой Медведицы №6/01
10. Астрономия. Энциклопедия для детей М., Аванта, 1997 г.
11. Школьный астрономический календарь (ежегодное издание)
12. Г.И. Малахова, “Задания для работы с ПКЗН”, Физика в школе №5 1984 г.
13. М.Ф. Лущин, М.Н. Смирнова и другие, “Звездный час”, №35/01

Самостоятельная работа по теме: "Внутренняя энергия, способы измерения внутренней энергии"

Вариант I.

Фамилия, имя ____________________________________________

  1. Что такое тепловое движение?
  2. Работа с формулами.
  3. а)

  4. Единицы измерения физических величин.
    [C]=
    [t]=
    [m]=
  5. Что это значит?
    Cb=4200 Дж/кгос
    ал=3,9·105 Дж/кг
    Lвода=2,3·106 Дж/кг
  6. График

 6.

Вариант II.

Фамилия, имя ____________________________________________

  1. Что такое внутренняя энергия?
  2. Работа с формулами.
  3. а)

  4. Единицы измерения физических величин.
    [L]=
    [Q]=
    [m]=
  5. Что это значит?
    qбур.уг.=17·106< Дж/кг
    ал=3,9·105 Дж/кг
    Скир=880 Дж/кгос
  6. График

6.

Вариант III.

Фамилия, имя ____________________________________________

  1. Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?
  2. Работа с формулами.
  3. а)

  4. Единицы измерения физических величин.
    [Q]=
    []=
    [m]=
  5. Что это значит?
    Cстали=250 Дж/кгос
    qводорода=120·106 Дж/кг
    Lвода=2,3·106 Дж/кг
  6. График

  1.  

Вариант IV.

Фамилия, имя ____________________________________________

  1. Способы изменения внутренней энергии.
  2. Работа с формулами.
  3. а)

  4. Единицы измерения физических величин.
    [q]=
    [m]=
    [Q]=
  5. Что это значит?
    Cпеска=970 Дж/кгос
    qспирта=2,9·107 Дж/кг
    льда=33,5·104 Дж/кг
  6. График

  1.