Коллективная изобразительная деятельность детей

Разделы: МХК и ИЗО


Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных- изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию , которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

Совместная деятельность может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Особенностью изобразительной деятельности отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее( рисунок, аппликация , скульптура и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей.

Созданное детьми изображение остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.

Из истории коллективной изобразительной деятельности детей.

Воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского творчества еще на рубеже XIX-XX веков.

Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось в первые послереволюционные годы, и 20-е годы. Когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Н. Н. Крупская неоднократно подчеркивала, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная работа создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого.

Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной работе детей значительно снизился.

Попытка использовать коллективную деятельность на уроках изобразительного искусства в начальной школе была предпринята Г.В.Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х начале 60-х годов.

В начале 70-х годов ленинградским исследователем И.Н. Турро рассматривались проблемы, методики обучения младших школьников коллективной изобразительной деятельности, выделены факторы, влияющие на отношение учащихся к ней, сделана попытка проклассифицировать коллективные работы, исследовалось также влияние на отношение учащихся к изобразительной деятельности и формированию у них художественного вкуса.

Коллективные занятия по рисованию, аппликации, лепке проводятся не только в нашей стране. Такие занятия (уроки) занимают большое место в японских детских садах и школах.

Классификация коллективных работ.

Психологами, занимающимися проблемами коллективной работы, выделены три основные формы совместной деятельности:”совместно-индивидуальная”, “совместно-последовательная”, “совместно-взаимодействующая”.

Первая характеризуется тем, что участники осуществляют работу индивидуально. Кроме того возможна реализация работы в паре. На завершающем этапе их работа становится частью общей композиции.

Выполняя свою часть работы, дети знают, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизаций творческих возможностей ребенка, с другой- требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Такая форма совместной деятельности позволяет провести урок в 3 классе на тему “Витрины магазинов”-коллективное панно в технике аппликации, по оформлению магазина “ Головные уборы”.

Об организации коллективной деятельности.

Коллективному панно на тему “Витрины магазинов”( 3кл.2 четв.–1 час) для оформления витрины “ Головные уборы” должен предшествовать подготовительный этап, который позволит детям углубить собственные знания по теме, рассмотреть витрины своей улицы, обратить внимание на их конструкцию, освещение, цветовое решение, количество выставленного товара. Посмотреть журнал мод с изображением головных уборов. У детей формируются образы, порождающие желание воплотить их в собственной работе.

Время урока ограничено, поэтому дети к теме готовятся вне урока. С учителем ИЗО поисковая группа класса после уроков рисует на трех листах ватмана (вертикально расположенных) витрину будущего магазина. Она состоит из трех секций: верхняя часть каждой секции закруглена. Над тремя листами ватмана буде написано название магазина: “Головные уборы”. Работу выполняют большими кистями. Первую витрину заполняют холодным цветом, третью теплым, а среднюю в серых тонах. В витринах рисуют подставки, ступеньки, вазы с листьями, ветками с помощью учителя.

Дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, они имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществлять обсуждение предстоящей работы, все вместе советуются, примеряют смотрят как лучше получится. Ребята имеют возможность видеть как действует учитель.

Основной этап – этап выполнения работы. Он состоит из игровых ситуаций. Одним ребятам надо поработать модельерами, сконструировать шляпу , оформить, украсить, изготовить болванку-подставку. Другим надо оформить, расписать, украсить готовые шляпы, изготовленные учителем из ватмана. Цель этапа предоставить детям возможность воплотить в работу свою фантазию, используя имеющиеся знания о цветовой гамме, умение пользоваться ножницами, клеем, отделочным материалом. Создать условия для взаимодействий детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию, но и формированию у них умений работать в коллективе.

Условно можно выделить третий заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненное панно “Головные уборы” вывесить в классной комнате 3 класса. Оно привлечет внимание детей, родителей, станет объектом самых разных обсуждений, рождение новых творческих замыслов, идей, предложений к дополнению уже созданной композиции.

Конспект урока по теме “ Витрины магазинов. Головные уборы”

в 3 классе, 2 четверти, 1 урок.

Задачи:

-воспитательная: пробуждение чувства удовольствия и радости от созданных новых художественных форм на основе жизненных впечатлений, радости фантазирования, радости от успешно завершенной работы, умение общаться друг с другом;
-художественно-творческая: дать представление о деятельности художников-дизайнеров в оформлении витрин, художников-модельеров в шляпном производстве;
-образовательная: навыки конструирования разных форм и объема из бумаги, развитие чувства цвета, навыков работы с ножницами, цветной бумагой, с неожиданным материалом (серпантин, конфетти, семена, нитки), навыков композиционного размещения предметов (головных уборов) на плоскости и передать характер, образ витрин в технике аппликации.

Задание: Проект оформления витрины “Головные уборы”.

Оборудование:

Для учеников: цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка, пуговицы, перышки, нитки, ленточки, кружева, бусинки, серпантин, конфетти, семена.

Для учителя: журналы мод с изображением шляп, детские работы предыдущих лет, работы учителя на тему, болванка; шляпа плоская, шляпа объемная из ватмана.

На доске: пустая витрина нарисованная детьми заранее, цветовой круг, формы шляп, таблички со словами, которые надо запомнить: архитектура, дизайнер,модельер, аксессуары.

img1.jpg (53215 bytes)

Литературный ряд: стихотворение “За стеклом в витринах” Вера Бояринова.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Ребята! Давайте мы с вами представим, что вы не умеете читать. А вам нужно купить какую-нибудь вещь: игрушку, краски, линейки, карандаши, туфли, платье и т.д. В городе так много магазинов и чтобы найти необходимую вещь, вам нужно будет заходить во все магазины. И в конце концов эту вещь вы сможете увидеть только к концу дня. Как же нам избежать этого?

Ребята дают разные ответы. Самый правильный – это использовать витрины магазинов.

Учитель далее продолжает: Правильно. Витрины есть почти у всех магазинов. Оформление первых этажей зданий-то что прежде всего видит пешеход. Это своего рода реклама товаров, которые можно купить. Каждый старается сделать витрину яркой и привлекательной для покупателей. Они не только демонстрируют товары, а одновременно украшают улицы. Когда на город опускается ночь, залитые светом, они как будто расцветают.

Создание витрин – одна из разновидностей прикладного искусства. Их образ решают художники-дизайнеры. Посмотрите на доску как пишется это слово и запомните его. Являясь частью архитектурного сооружения витрины должны соответствовать стилю здания и в то же время быть современными поэтому очень важно, чтобы представленные товары красиво и художественно смотрелись. Ничего не должно быть лишнего, все в меру. Во время объяснения я буду использовать слова, которые возможно вы не знаете. Они на доске.

Задание классу: Послушайте стихотворение и попробуйте угадать о каких магазинах идет речь:

За стеклом на витринах
Янтарные бусы,
Кольца с камешком красным,
Зеленым и синим.
Я любуюсь серьгами,
Браслетом любуюсь,
Я невольно тянусь
К разноцветным сатинам.
Хороши смуглым лицам
Веселые ткани,
Станет сразу нежнее
Рука от колечка
На работу пойду,
Как идут на свиданье,
Как девчонка легка,
Как девчонка беспечна.
Только ноги меня
От витрины уносят
В детский мир распашонок,
Носочков и кукол.
На пластмассовых лицах
Немые вопросы:
“Купит эта женщина нас или не купит?”.

– О каких магазинах идет речь?

Ответы: “Ювелирный”, “Ткани”, “Детский мир” .

– Правильно. А какие магазины , вы знаете еще?

(Учащиеся называют магазины.)

– Хорошо, но вы знаете, к сожалению, еще не всегда витрины оформляются со вкусом. И мы с вами должны это положение исправить. Для оформления витрин нужны вещи, нашими вещами будут шляпы, которых пока нет, их надо изготовить и поместить в витрины, которые расположены на доске.

Модели шляп разрабатывают художники-модельеры, учитывая цвет, времена года, украшения; в соответствии с этим придумывают форму.

-Представьте, что мы с вами в шляпной мастерской. Нам нужно изготовить шляпки для нового магазина. Работа будет осуществляться индивидуально, парами, а затем объединится в общую композицию.

-Прежде чем приступить к заданию вы должны узнать, кто как будет работать.

– У меня в руке три бумажные трубочки, внутри написано в каких цветах будет работать каждый ряд , развернув ее вы узнаете свой цвет.

От каждого ряда идет представитель и вытягивает по очереди трубочки..

Надпись: “Теплые цвета” означает работу с бумагой теплых оттенков.

Надпись: “Холодные цвета” означает выполнение работ с бумагой холодных оттенков.

Надпись: “Оформление готовых головных уборов” означает работу с гуашью, расписывание готовых шляп, украшение их, цвет по выбору.

Группы детей условно можно назвать : “холодная”, “теплая”, “ объемная”.

Первыми начинает работать группа “Объемная”. Задание на двоих. Готовую шляпку из белой бумаги расписать гуашью и украсить, чтобы не осталось ни одного белого пятна. Как только изделие будет готово прикрепляем клеем в центральную часть витрины. Учитель выдает заготовки шляпок.

Группы “ холодная” и “теплая” получают индивидуальные задания. У холодных витрина –левая, у теплых- правая.

Шляпы хранятся и выставляются на специальных подставках “болванках”.

Учитель показывает “болванку”, вырезанную из плотной бумаги. Они бывают не яркие по цвету: белые, серые, черные.

Чтобы вырезать такую подставку , берем полоску бумаги по выбору, складываем ее вдоль пополам цветом внутрь, рисуем половину головы, шеи, плечи, подставку. Вырезаем и получается болванка для шляпы.

Рисунок 2

Каждый ученик делает “болванку” своего размера. Далее каждый ученик должен вырезать под размер головы “болванки” шляпу с наиболее понравившейся формой.

На доске есть разные варианты.

Полоску цветной бумаги нужного цвета сложили поперек цветной стороной во внутрь. Совмещаем линию сгиба бумаги с линией сгиба болванки. Обрисовываем верхнюю часть головы, делаем поля. Верхняя часть шляпы должна быть по размеру головы болванки.

Рисунок 3

Далее моделируем шляпу, изменяем форму верхней части, изменяем поля, получаются разные варианты. Вырезаем по контуру шляпу, делаем надсечку ножницами от линии сгиба . Далее можно примерить шляпку.

Рисунок 4

Рисунок 5

После того как примерили шляпку, начинаем ее украшать. Используя выдумку и фантазию из принесенного “ неожиданного материала”: пуговицы, кружева, серпантин, бисер, нитки и т.д.

Украшения должны гармонировать по цвету с цветом шляпы, можно использовать аксессуары: бусы, шарфики, косынки( приклеить на болванку из бумаги).

Работа подходит к концу. Середина витрины заполняется объемными шляпами.

Левая витрина заполняется шляпами в холодных цветах, правая в теплых.

Вспоминаем закон перспективы: чем дальше, тем меньше; чем ближе, тем больше .

Итог урока.

Смотрим на доску. Мы оформили витрину магазина “ Головные уборы” и шляпы придумали сами.

Рисунок 6

Созданное детьми панно , остается в классной комнате 3 класса или помещается на общешкольную выставку.