Звуковые волны

Разделы: Физика


Программа:
С. В. Громов и Н. А. Родина
Физика для общеобразовательных учреждений. 7 – 9 классы.

Учебник:
С. В. Громов и Н. А. Родина
«Физика. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: Образовательная - сформировать понятие звуковой волны; сформировать представление о взаимосвязи физики и других наук (биологии);
Развивающая - развивать умение анализировать и обобщать учебный материал;
Воспитательная - учить использовать полученные знания для защиты от вредных воздействий звука; формировать трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность.

Методы:

по характеру источников информации – наглядные;
по уровню познавательной деятельности учащихся – объяснительно – иллюстративные;
по дидактическим функциям – осознание;
логические – продуктивные.

Организационный момент (1 – 2 минуты)

Актуализация (3-5 минут)

Фронтальный опрос:

1. Что такое волна?
2. Что является источником волны?
3. Какие характеристики волны вы знаете?
4. Что такое упругая волна?
5. Как распространяются волны в упругих средах?
6. Какие виды упругих волн мы изучили?
7. В каких средах распространяются упругие волны?

Мотивация (3 – 5 минут)

Как можно обнаружить волну? (Увидеть, почувствовать, услышать).

Возьмем металлическую линейку и зададимся вопросом: сможем ли мы услышать волну, создаваемую этой линейкой?

Опыт с линейкой.

В первом случае (опыт с длинной линейкой) мы волну не услышали, а вот во втором случае (опыт с короткой линейкой) - услышали.

С чем это связано? Какие условия необходимы для того, чтобы мы услышали волну?

У вас на столе находятся рабочие листы, и я предлагаю вам написать на них свои гипотезы. Дежурные собирают и передают учителю.

Чуть позднее мы узнаем, верны ли они были.

Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, при каких условиях мы слышим волну.

Объяснение нового материала (10 минут)

Слово «слышать» является производным от слова «слух». А какое слово ассоциируется со словом «слух»? Конечно же, это слово «звук». Итак, тема нашего урока «Звуковые волны». Сегодня на уроке мы узнаем не только, что представляют из себя звуковые волны, но и изучим механизм их распространения.

Откроем тетради и запишем дату и тему урока.

Звуковые волны – это упругие волны, способные вызывать слуховые ощущения (записать).

Как у любой другой волны, у звуковой волны должен быть источник. Источником может быть любое тело, колеблющееся со звуковой частотой (для человека эта частота лежит в пределах от 16Гц до 20000Гц). На доску прикрепляется табличка «Источник звука».

Одним из таких источников является камертон – металлический стержень, укрепленный на полом деревянном ящике.

После удара по ветке камертона мы слышим звук. Почему?

Ветки камертона начинают колебаться, создавая сжатия и разряжения воздуха, что и создает звуковую волну. Отсюда можно сделать вывод, что для передачи звука необходима упругая среда. На доску прикрепляется табличка «Упругая среда».

Далее эта волна попадает в ухо. Основной частью уха является барабанная перепонка. Сжатия и разряжения воздуха заставляет барабанную перепонку колебаться и мы воспринимаем звук.

То есть для регистрации звука нужен какой-либо прибор. На доску прикрепляется табличка «Прибор, регистрирующий звук».

Таким образом, для создания звуковой волны необходим источник звука, для передачи звука необходима упругая среда, а для регистрации необходим прибор. В результате мы с вами построили схему распространения звуковых волн. Занесите её, пожалуйста, в тетрадь и, вспомнив опыт с линейкой, дополните конкретными примерами.

Мы говорили только о человеке. А какие звуки воспринимают животные? Например, домашние животные: кошки и собаки? Каждый не раз замечал, что они порой реагируют на звуки, которые человек не слышит. Почему? Это происходит потому, что различные существа воспринимают звуки разных частот. Слух животных и людей различен. Обратимся к шкале звуковых частот, воспринимаемых различными существами.

Обсуждение шкалы частот:

  • Звуковые волны какой частоты может услышать человек? (От 16Гц до 20000Гц)
  • Звуковые волны какой частоты может услышать собака? (От 200Гц до 60000Гц)
  • Звуковые волны какой частоты может услышать кошка? (От 250Гц до 110000Гц)
  • Совпадают ли частоты звуковых волн, которые слышат человек, кошка и собака? (Есть звуки, которые слышат все).

Эту шкалу, пожалуйста, дома вклейте в тетрадь.

О том, что разные животные воспринимают звуки различных частот, даже есть мультфильм, который мы сейчас увидим. Особое внимание при просмотре обратите на последний диалог главных героев, а по его окончании постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Какие звуки слышал волчонок?
  • Какие звуки слышал Большой Ух?
  • Совпадали ли частоты звуковых волн, которые слышали главные герои?

Перед просмотром мультфильма мы дадим своим глазам небольшой отдых – сделаем гимнастику для глаз (1 минута).

Просмотр мультипликационного фильма «Большой Ух» (10 минут).

Во время просмотра мультфильма учащимися необходимо отобрать гипотезы, предложенные детьми.

Обсуждение мультфильма (3 – 5 минут)

  • Волчонок слышал звуки леса: шелест травы, писк комаров, шум деревьев и т.д.
  • Большой Ух слышал звуки космоса.
  • Частоты звуковых волн частично совпадали, иначе главные герои не смогли бы услышать друг друга.

Вернемся к опыту с линейкой. А смог бы услышать волну, создаваемую длинной линейкой волчонок или Большой Ух?

Мы выяснили, что слух животных и людей различен. А как воспринимают звуки разные люди? Оказывается, и люди воспринимают звук по-разному. С чем это связано?

1. Возрастные особенности (физиологические) – барабанная перепонка у людей старшего возраста теряет эластичность.

2. Профессиональные особенности – воздействие громких звуков.

3. Географические особенности – проживание вблизи постоянных источников громких звуков. Например, наша школа и наши дома расположены вблизи железной дороги, что также негативно влияет на наш слух.

Как защититься от этого? Меньше слушать громкую музыку, остерегаться источников громких звуков. Когда это невозможно, то помогут уберечься беруши – специальные мягкие салфетки для защиты ушей от громких звуков. Воспользуйтесь ими и попробуйте поговорить друг с другом.

Лаборант и дежурные раздают заранее купленные беруши.

Подведение итогов урока (3 –4 минуты)

Вначале урока мы выдвинули несколько гипотез, рассмотрим их. Насколько верна каждая из них? Обсуждение гипотез.

Рефлексия (2 – 3 минуты)

Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

Домашнее задание

§24 (вопросы №3,4 – письменно). Более подробно о звуковых волнах вы узнаете, прочитав дома параграф §24. На вопросы № 3 и 4 необходимо ответить письменно.

Дополнительное задание

Экспериментальное задание (страница 65).