Импрессионизм в музыке и живописи

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Цели:

  • Познакомить учащихся с новым понятием - импрессионизм, отличие импрессионизма от традиционного искусства, как это новое направление в художественно-изобразительном искусстве воплощается в музыке.

  • Создать условия для формирования мыслительных операций: сравнить выделения главного, обобщать, доказывать, учить точности и тонкости различия цвета, научить различать звуки, вслушиваться в музыку.

  • Создать условия для развития коммуникативных умений в ходе урока через работу в группах.

Задачи:

  • Развивать самостоятельность в получении нового знания.

  • Прививать навыки сотрудничества в практической деятельности.

  • Способствовать формированию чувства долга и ответственности, коллективизма не в ущерб индивидуальности.

  • Воспитывать чувство прекрасного через работу с красками, репродукциями картин художников разных направлений.

Оборудование урока:

Для учителя:

Репродукции картин импрессионистов и традиционных мастеров, таблички со словами, пластинка, открытки, портрет композитора, видеокассета.

Для учащихся:

Цветная бумага, клей, ватман, акварельные краски, кисти.

Реализация:

Активизация умственной деятельности учащихся через групповую работу.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Основной метод: Проблемно-поисковый.

Музыкальный ряд: К.Дебюссси “Лунный свет”, Ж.Брель “Вальс”.

Изобразительный ряд:

1. Винсент Ван Гог “Лодки Сен-Мари”.

1. И.Крамской “Лунная ночь”.

2. Винсент Ван Гог “Портрет доктора Гаше”

2. К.Брюллов “Всадница”

3. Винсент Ван Гог ”Терраса, кафе ночью”.

3. З.Серебрякова “За туалетом”.

4. Винсент Ван Гог “Хижины”.

4. В.Васнецов “Иван царевич на Сером Волке”.

5. Ярослав Грус “Домик у пруда”.

5. И.Шишкин “Утро в сосновом лесу”.

6. Эдуард Мане “Вокзал Сен Лазар”.

Ход урока: Звучит музыка Ж.Бреля (3 мин.)

У.: Музыка какой страны прозвучала? Почему так думаете? Чем славится Франция? Что вы знаете об этой стране? (2 мин.)

У.: - Сегодня мы совершим путешествие в Париж 1874 г.

В 1874 г. в Париже произошло событие, которое надолго заставило говорить о себе. В этом году на независимой выставке молодых художников были выставлены необычные картины. Одна из них - работа Э.Мане “Впечатление восходящего солнца” (impression - впечатление). Критик Леруа иронически повторил это слово по отношению к участникам выставки: Эдгар Дега, Поль Гоген, Эдуард Мане (на доске вывешиваются таблички с фамилиями художников).

Отсюда и пошло это название, сначала как бранная кличка, а затем определение целого течения (на доске вывешивается слово “импрессионизм”).

Более полувека художников преследовали, не давая им выставиться и не покупая их работы.

Чем же они так раздразнили публику и критику? Чем их работы отличались от работ других художников?

(Учитель обращает внимание ребят на доску, где представлены две группы картин).

У.: - Есть различия в написании картин? Чем они отличаются? Что особенного в них? Что можно сказать о цвете?

Ученики высказывают свое мнение по поводу увиденного, сравнивают картины по манере письма.

У.: Публика была шокирована. Чем? Подбор красок, расплывчатость, набор мазков аля-прима, т.е. пишу быстро, мгновенное впечатление.

- Могли запретить? (Да).

- Что было бы?

- Но не запретили. Почему? (Выслушать предложения детей).

У.: - Франция - цивилизованное государство. Еще в 1789 г. там была революция, провозгласившая лозунг: “Свобода! Равенство! Братство!” Человек - гражданин в этой стране, не “пустой” звук, там уважают личность человека.

- А как же в России того времени? Только-только отменили крепостное право (1861 г.), но до сих пор к простым людям отношение было пренебрежительное. Даже судили за провинности разные суды - для богатых и бедных. Их называли - сословные суды. И новое, непривычное искусство запрещали. А во Франции на первом месте - человек, его чувства. Художники вышли из мастерской на воздух - пленэрная живопись (табличку на доску), научились писать на природе, на улице и утверждали, что художник воспринимает все окружающее так, как он видит. Они создали новую технику письма для более достоверной передачи мира (аля-прима-пишу быстро).

Импрессионизм - это живопись впечатлений, моментов. Из пленэра художники почти всегда исключали черную краску и темные стороны жизни. Мир, как и живопись, был реальный, он оставался светлым праздником. Для воссоздания мира во всей его изменчивости и движении они отходят от привычных представлений о свете и технике живописи. (Учитель включает видеокассету об импрессионистах “Импрессионисты в русских музеях”, фрагмент 3 мин.)

У.: -”Вы, может быть, не любите эту живопись, но вы ее полюбите” - так очертил путь импрессионизма сам Э.Мане еще в 1877 г.

- Это направление в живописи перешло и в музыку. Один из ярких представителей этого направления - французский композитор Клод Дебюсси.

- К.Дебюсси (портрет и табличка с фамилией на доску) 1862 - 1918 г.г. - композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию в 1884 г. Как домашний пианист русской меценатки Н.Ф.Фон-Мекк сопровождал ее в путешествиях по Европе. В 1881 и 1882 годах посетил Россию. Выступал как дирижер (в 1913 г. в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик с 1901 года.

Звучит произведение К.Дебюсси “Лунный свет” (фортепианный вариант) 4 мин.

Учитель просит ребят поделиться своими впечатлениями.

- Каков характер музыки? Какие интонации услышали?

У.: - Какая из представленных картин по наблюдению близка этому произведению? Почему?

О своем творчестве К.Дебюсси сказал: “Я следую моему удовольствию”.

- Слушаем еще раз музыку К.Дебюсси в хоровом звучании. (Можно попросить детей закрыть глаза для более сосредоточенного восприятия) 4 мин.

Учитель еще раз обсуждает с учащимися взаимосвязь музыкальных особенностей с изобразительностью (“из ниоткуда в никуда”).

- Плавный переход цвета, расплывчатость, жизненное содержание, избегают мрачных оттенков (о картинах).

- Музыка содержательная, нежная, лиричная и т.д. переходим к практической части:

1 группа: из предложенных открыток, где вперемежку репродукции импрессионистов и традиционных художников, отобрать работы импрессионистов.

2 группа: из полосок цветной бумаги выложить цветную гамму в стиле импрессионистов. Можно специально вложить черный цвет. Дети должны догадаться и не использовать его в работе.

3 группа: акварельными красками выполняют рисунок в стиле импрессионистов (раскрасить дерево).

4 группа: из цветной бумаги в стиле аппликаций выполняют дерево в импрессионистической манере.

Представители группы защищают свои работы.

Итог урока.

У.: Перечислите, с какими новыми понятиями вы познакомились?

- Назовите, с творчеством какого композитора встретились на уроке?

- Назовите “ключевые слова”.

Рефлексия

- Чему учились на уроке?

- Что вы узнали об особенностях письма импрессионистов?

- Где можно применить эти знания?

- Встретили ли затруднения на уроке?

- Что понравилось?