Урок естествознания в 4-м классе: "Науки о человеке. Как беречь и укреплять здоровье"

Разделы: Начальная школа


Цель: помочь осознать, что забота о здоровье - необходимое условие счастливой жизни человека.

Задачи:

  • Создать условия для формирования понятий “здоровье”, “закаливание организма”.
  • Обосновать необходимость заботы о своем здоровье.
  • Развивать умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”.

Оборудование:

  • учебник “Мы и окружающий мир”, 4 класс (1-4). Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.; рабочая тетрадь;
  • карточки для моделирования схем: ”Науки о человеке”: медицина, анатомия, физиология, гигиена; “Здоровье”, “Формы закаливания”;
  • элементы костюма для презентации наук о человеке;
  • маркеры;
  • тест “Умеешь ли ты правильно организовывать свое время” (см. приложение).

Активные формы:

  • проблемный диалог
  • театрализация
  • моделирование
  • работа в группах.

Основные понятия:

  • науки о человеке:
    • анатомия,
    • физиология,
    • гигиена,
    • медицина;
  • здоровье;
  • закаливание организма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (1 мин.)

Проверка готовности к уроку - наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей.

Эмоциональный настрой.

II. Актуализация знаний. (3 мин.)

“В мире мудрых мыслей”.

У. Люди с давних пор учатся познавать свой организм, заботиться о своем здоровье. Народная мудрость создала немало пословиц и поговорок о человеке и его здоровье. Какие пословицы и поговорки вы сумели найти и записали в тетрадь?

Д. Солнце, воздух и вода - наши верные (лучшие) друзья.
- В здоровом теле - здоровый дух!
- Всякому (каждому) своя болячка больна.
- Другие варианты.

У. Спасибо! К этим мудрым изречениям мы будем обращаться на последующих уроках. Как вы понимаете смысл пословицы: “В здоровом теле - здоровый дух!”?

Дети высказывают свое мнение, формулируют вывод:

- Здоровье нельзя купить.
- О здоровье нужно постоянно заботиться.
- Нужно узнавать свой организм.

III. Работа по теме урока.

1. Науки о человеке. (5 мин.)

У. “Как люди получают знания о человеке?”

Д. Я думаю, что читают в книгах, энциклопедиях.
- А моя мама выписывает медицинские журналы.
- Люди общаются друг с другом.
- Мы смотрим познавательные программы по телевидению.
- Можно самому наблюдать за своим телом, что с тобой происходит.

У. Действительно, сегодня очень много источников информации для получения знаний о человеке. Существуют науки, которые всесторонне изучают организм человека. Что вам известно о них?

Д. Моя мама работает медсестрой в “глазном” кабинете в детской поликлинике. Она помогает лечить зрение, выписывает лекарства, которые назначает врач.
- Моя мама тоже медсестра, только в “зубном” кабинете. Я знаю, что врача называют стоматологом. Мама готовит инструменты для лечения зубов, лекарства.

У. Спасибо! Сережа и Женя помогли нам начать знакомство с наукой медициной.

2. Презентация наук о человеке (театрализация). (7 мин.)

У. А давайте пригласим к нам “Медицину” и другие науки, чтобы они подробнее рассказали о себе!

В класс входит ученица в белом халате, на голове - белая шапочка с красным крестом.

Медицина (ученица класса): я - наука Медицина (карточку с названием помещает на доску). Я изучаю, как узнать, чем заболел человек и как его лечить, чтобы он быстрее поправился. Ребята, на уроках вы узнаете о моих помощниках - лекарствах: таблетках, каплях, мазях, травах, витаминах. Я желаю вам не болеть, расти здоровыми, сильными, ловкими.

Физиология (ученица класса): я - наука Физиология (карточку с названием прикрепляет на доску). Я изучаю кровь, ее состав. Обратитесь ко мне! Я расскажу вам, как справляются со своей работой сердце, желудок и другие органы.

Анатомия (ученица класса): я - наука Анатомия (карточку с названием прикрепляет на доску). Я изучаю, какую форму и строение имеют отдельные части тела, органы. Чтобы вы получше запомнили меня, я приготовила загадки, отгадайте их:

  • “Всегда во рту, а не проглотишь?” (Язык)
  • “Между двух светил посередине один” (Глаза, нос).

Молодцы! Помните, что все части тела и органы нуждаются в вашей заботе. Берегите здоровье.

Гигиена (ученица класса): я - наука Гигиена (карточку с названием прикрепляет на доску). Я буду учить вас, как нужно беречь зубы, зрение, как закаливать свой организм, заботиться о своем здоровье. Сейчас вам нужно отдохнуть. Давайте выполним мою гимнастику:

Раз - подняться, потянуться;
Два - согнуться, разогнуться;
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире;
На пять - руками помахать;
На шесть - тихо сесть.

После презентации наук на доске - схема:

3. Компоненты здоровья. (8 мин.)

У. Все науки пожелали нам быть здоровыми, не болеть. Что же нам для этого необходимо? Обсудите в группах эту проблему, запишите свои предложения на карточках.

Дети работают в группах. В ходе дискуссии по проблеме на доске моделируется схема:

Учащиеся формулируют вывод: здоровье человека - жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.

4. Формы закаливания. (8 мин.)

У. Одним из компонентов здоровья вы назвали закаливание. Недаром говорят: “Если хочешь быть здоров - закаляйся!” Что необходимо выполнять, чтобы закаливать свой организм?

Дети работают в группах, анализируют тесты, записывают формы закаливания на карточках. В ходе дискуссии по проблеме на доске моделируется схема:

Учащиеся формулируют вывод: закаливание необходимо для сохранения и укрепления здоровья.

Дети рассказывают, какие формы закаливания уже используют для укрепления здоровья.

IV. Домашнее задание. (3 мин.)

У. Одним из компонентов здоровья вы называли режим дня. Всегда ли вы умеете правильно организовать свое время? Ответить на этот вопрос вам поможет тест (см. приложение). Вместе с родителями составьте ваш режим дня.

V. Итог урока.(5 мин.)

  • Почему важно заботиться о своем здоровье?
  • Что нового узнали на уроке?

Приложение.

Тест “Умеешь ли ты правильно организовать свое время”

1. То, что задано на дом, ты:

а) всегда записываешь в дневник или в тетрадь - 3 балла,
б) иногда забываешь записать - 2 балла,
в) тут же выкидываешь из головы, и потом приходится спрашивать задание у друзей - 1 балл,
г) как правило, никогда не делаешь - 0 баллов.

2. Когда ты делаешь уроки?

а) Сразу как приду из школы - 1 балл,
б) часа в четыре после небольшого отдыха или прогулки - 3 балла,
в) ближе в вечеру, около шести - 2 балла,
г) поздно вечером, незадолго до сна - 0 баллов,
д) я их вообще не делаю - 0 баллов.

3. А как ты их делаешь?

а) Сначала письменные, потом устные - 3 балла,
б) сначала устные, потом письменные - 2 балла,
в) начинаю с самых противных предметов, а потом перехожу к любимым - 3 балла,
г) сначала делаю наиболее интересные задания, а потом все остальное - 2 балла,
д) делаю только самое необходимое - 1 балл.

4. Можешь ли ты заранее представить, сколько времени у тебя уйдет на приготовление того или иного задания?

а) А зачем это надо? - 0 баллов,
б) наверное, нет - 1 балл,
в) как правило, могу - 2 балла,
г) всегда - 3 балла.

5. Когда ты делаешь уроки, заданные на понедельник?

а) Я о них вообще забываю - 0 баллов,
б) в воскресенье вечером - 1 балл,
в) в воскресенье с утра, чтобы вечером еще осталось время на отдых - 2 балла,
г) сразу же в пятницу (субботу), чтобы все выходные быть свободным - 3 балла.

6. Сегодня у тебя особенно много уроков. Только ты заставил себя усесться за них, как звонит твой приятель по двору и зовет на классную тусовку. Ты:

а) тут же задвигаешь уроки и мчишься гулять - 0 баллов,
б) немножко помучаешься совестью, кое-как сделаешь одно задание и поспешишь на тусовку - 1 балл,
в) выяснишь, во сколько объявлен общий сбор, и постараешься за имеющееся время сделать как можно больше - 2 балла,
г) решительно откажешься - сегодня тебе не до того - 3 балла.

7. Смог бы ты заниматься одновременно в нескольких кружках, секция и т.д., чтобы это не мешало учебе?

а) Нет никакого желания - 0 баллов,
б) пожалуй, нет - 1 балл,
в) в одном, максимум в двух - больше не успею - 2 балла,
г) а я так и занимаюсь и при этом все успеваю - 3 балла.

8. Часто ли ты опаздываешь куда-либо?

а) Постоянно - 0 баллов,
б) бывает - 1 балл,
в) редко - 2 балла,
г) всегда прихожу заранее - 3 балла.

9. Вечером, часам к шести, ваша семья ждет в гости человека, который тебе очень симпатичен. Тебе так хотелось бы с ним пообщаться, а тут как назло, на завтра задано сочинение. Что ты будешь делать?

а) Да черт с ним, с сочинением! - 0 баллов,
б) авось успею написать после ухода гостя - 0 баллов,
в) до шести полно времени, я все успею - 3 балла,
г) порошу гостя мне помочь - 2 балла.

Сложи полученные баллы.

  • От 0 до 4 баллов. Это никуда не годится. Так ты из двоек вылезать не будешь.

  • От 5 до 14 баллов. Наверное ты не раз удивлялся - чего это я вечно так устаю, всюду опаздываю, ничего не успеваю? Вот тебе и ответ - надо учиться правильно организовывать свое время. Надеемся, наш тест поможет тебе в этом.

  • От 15 до 23 баллов. Хороший результат. Похоже, ты человек организованный и у тебя неплохо получается справляться со своими обязанностями. (Но не всегда, конечно)

  • От 24 до 27 баллов. Ты действительно честно отвечал на вопросы? И в подсчетах не ошибся? Тогда ты просто суперорганизованная личность. Богатство и карьера в будущем гарантированы, а вот с друзьями и в личной жизни могут быть проблемы. Чересчур организованные люди нравятся не всем.