Дифференцированный подход к повышению профессиональной компетентности педагогов в инновационной школе

Разделы: Администрирование школы


На каждом этапе развития школы возникал и возникает вопрос о повышении профессионального мастерства педагогов. Это не случайно, так как именно учитель является главным действующим лицом любых преобразований в системе образования. Специфика современного этапа развития школы обусловлена новыми задачами, стоящими перед образовательными учреждениями:

- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса;
- создание условий для свободного развития личности;
- выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей и, в первую очередь, личности ребенка как высшей, уникальной человеческой ценности.

В свою очередь новые задачи школы обусловлены переменами, происходящими в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества. Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый социальный заказ на выпускника школы. Важным сегодня стал вопрос: какими качествами должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности стать подлинно счастливым человеком. Ответить на этот вопрос трудно, но крайне необходимо - в противном случае ставится под сомнение целесообразность самого педагогического процесса. Какой человек нужен нашему обществу сегодня? Каков социальный заказ на выпускника средней школы? Школьное образование ориентировано на общечеловеческие ценности, поэтому модель выпускника составляется на основе социального заказа общества и должна отвечать его требованиям. Попробуем схематично представить социальный заказ общества на выпускника и выделить основные качества, которые помогут выпускнику реализовать себя в жизни (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Модель выпускника - современной личности - может стать опорой для педагогов в определении цели, содержания и способов организации образовательного процесса. Для того, чтобы воплотить в жизнь эту модель выпускника, необходимо многое переосмысление как каждому педагогу, так и всему педагогическому коллективу. Основой развития коллектива может стать его инновационная деятельность.

В педагогике инновация - это такое содержание изменений педагогической деятельности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречающемуся, развивающему теорию и практику педагогики.

В чем же отличия инновационной педагогики от традиционной? Попытаемся найти основные из них, сравнив две парадигмы образования.

Демократическая парадигма ориентирует на развитие личности ребенка, а авторитарная формирует исполнителя, функционера, человека, не умеющего мыслить свободно и самостоятельно, а тем более, высказывать и отстаивать свое мнение, самостоятельно добиваться получения знаний.

Демократическая парадигма управления формирует отношения сотрудничества в педагогическом коллективе, авторитарная - отношения подчинения, зависимости, страха.

Демократическая, инновационная школа воспитывает свободного человека, знающего свои права, обязанности, умеющего принимать решения, отвечать за них, действовать. Этому способствует демократический дух новой школы, дух сотворчества и содружества. Такую школу можно узнать по следующим показателям.

Показатели демократического климата школы для учителей.

- Учителя гордятся своей школой.
- Учителя знают, что их идеи и предложения будут рассмотрены.
- Об обсуждении важных решений учителя узнают до, а не после.
- Новые учителя встречаются дружелюбно.
- Важная новая проблема рассматривается как вызов, а не как катастрофа.
- Поощряется инновационная и независимая работа учителей, а не конформизм.
- Администрация помогает учителям учиться принимать решения, но понимает, что не все хотят в этом участвовать.
- Учителя понимают, как в школе принимаются решения.
- Учителя обращаются за поддержкой к ученикам и к администрации в трудных ситуациях.

Показатели демократического климата школы для учеников.

- Важнейшие решения принимаются с участием учеников в обсуждении.
- Школа поощряет скорее независимое и творческое поведение, нежели конформное.
- Ученики и учителя знают о правах детей.
- Ученики не боятся заходить в кабинет к директору.
- Группы учеников имеют возможность разрабатывать новые школьные правила.
- Ученики доверяют учителям свои секреты.
- К слабоуспевающим ученикам тоже относятся с уважением.

Инновационная школа характеризуется личностно-ориентированным подходом к учащимся. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учачимся с их индивидуальными особенностями, с другой, по возможности, гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Переосмысление ценностных оснований становления и развития личности в последние годы позволило определить один из ее параметров - свободу, которая подразумевает самосознание и самоуважение, независимость и достоинство.

Методическая служба нашей школы (руководители творческих групп и ШМО) попыталась найти ответ на вопрос: какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы компетентно решать задачи современной школы.

Известно, что существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Иными словами, какие личностные качества педагога предопределяют его успешность в решении задач, поставленных перед школой сегодня?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, рассмотрим, какой труд учителя можно считать профессионально компетентным. “Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся” [10, стр. 47]. В свою очередь, “Профессионал - это специалист, который владеет нормами профессии, самостоятельно ставит профессиональные цели, по своей инициативе развивает способности, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, умеет управлять своим состоянием” [11, стр. 287].

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.

Основными качествами, которыми должен обладать педагог инновационной школы, может стать следующее:

  • стремление к личностному развитию, креативность.

  • мотивация и готовность к инновациям.

  • понимание современных приоритетов образования.

  • способность и потребность в рефлексии.

Администрацию нашей школы вопрос повышения профессиональной компетентности волновал с самого начала становления педагогического коллектива. Возникали и были успешно решены такие проблемы, как воспитание и обучение молодых специалистов, повышения уровня методической и педагогической подготовки, совершенствование психолого-педагогической и правовой культуры коллектива. В последние годы руководителей школы заинтересовал вопрос готовности коллектива к инновациям. Это было обусловлено переходом школы от школы функционирования к школе развития.

Два года назад методический совет и психологическая служба школы решили выявить отношение педагогов к нововведениям в школе и степень готовности учителей к реальному участию в инновационных процессах. Это было необходимо сделать для того, чтобы определить для каждого конкретного педагога (или группы педагогов) оптимальные виды помощи (повышение профессиональной компетентности) - персональную или групповую программу работы с учителем или группу учителей. С этой целью на педагогическом совете школы было проведено социологическое исследование. Результаты диагностики показали, что уровни изменения системы существуют.

Какие качества педагогов исследовались?

  • готовность педагога к работе в творческой школе, инновационном режиме.

  • принятие педагогом самой идеи необходимости трансформации обычной школы в инновационное образовательное учреждение (адаптивную школу).

На педагогическом совете проводилось анкетирование всего педагогического коллектива (было опрошено 69 педагогов), затем итоги анкет обрабатывались, в результате чего были получены следующие данные.

I. Готовность педагога к работе в творческом, инновационном режиме.

- Большая склонность, потенциальные возможности, хорошая готовность - 21%.
- Наличие готовности при дополнительных усилиях со стороны педагога - 47%.
- Склонностей маловато и мало “рвения”, малая готовность - 28%.
- Нет склонностей, нулевая готовность - 4%.

II. Принятие педагогом идеи перехода в инновационную (адаптивную) школу:

- Принимаю идею целиком - 24%.
- Идея привлекательна, но нет готовности коллектива к ее реализации - 44%.
- Меня устраивает “традиционная” школа - 30%.
- Идея перехода к инновационной (адаптивной) школе несвоевременна и надуманна - 2%.

Итак, анализируя два параметра диагностики, сравнивая результаты исследований, можно заметить, что количество педагогов, готовых к работе в инновационном режиме, и принятие педагогами самой идеи необходимости трансформации образовательного учреждения в инновационное примерно совпадают.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в педагогическом коллективе школы достаточно четко просматриваются 4 основные группы учителей, по-разному относящихся и по-разному подготовленных к работе в инновационном режиме. Следовательно, работу по повышению профессиональной компетентности в коллективе мы решили строить дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей педагогов каждой группы. В таком случае цели деятельности и содержание деятельности для каждой из групп должны были быть следующими:

  Содержание деятельности Цель
Для активных сторонников инноваций Работа в творческих группах, активные семинары, погружения, тренинги, практическая деятельность (открытые уроки) Вывести на более высокий уровень
Для инертных Участие в семинарах, педсоветах, тренинги, научно-исследовательская деятельность. Приобщить к участию в работе
Для “традиционщиков” Показ результатов и достижений, работа в ШМО, получение информации на педсоветах и мероприятиях Ознакомление с преимуществами инновационных технологий
Для равнодушных Введение в проблему, сравнение результатов, ознакомление с мнениями изучения практического опыта Убедить в преимуществах инновационных технологий

В соответствии с целями была разработана программа повышения профессиональной компетентности педагогов.

Категория повышающих квалификацию Цель и предполагаемый результат Формы повышения квалификации и приобщения к идее адаптивной школы (инновационной педагогики)
Активные сторонники инноваций Способствовать более высокому уровню развития. Мастер-класс “Изучение проблемы мотивации”. Творческая группа развивающего обучения. Работа в городской творческой группе “Одаренный ребенок”. Участие в семинаре “Одаренный ребенок” в гимназии. Проблемно-тематические занятия ШМО. Работа в методсовете.
Инертные (пассивные) сторонники инноваций Приобщить к участию в работе. Семинар “Адаптивная школа”. Творческая группа “Аналитическая деятельность”. Семинар “Дифференцированные подходы к обучению”.
Традиционники” (оппозиция) Ознакомить с преимуществом инновационных технологий. Педсоветы:

1. “Проблемы и цели образования сегодня”.

2. “Уровневая дифференциация, интеграция, развивающее обучение как технологическая

Равнодушные Убедить в эффективности применения инновационных технологий. основа адаптивной школы “инновационной педагогики”.

3. Создание системы адаптивной педагогики.

Приглашение на открытые уроки, знакомство с новыми технологиями преподавания; приглашение на продуктивные семинары.

Модернизация структуры традиционного урока (по А.Н. Гину).

Семинары:

1. Адаптивная школа. Цель, статус, задачи, проблемы.
2. Социализация ученика в урочной деятельности.
3. Принципы инновационной педагогики.

Через год на педагогическом совете школы было проведено повторное исследование по диагностике готовности педагогов к инновациям (исследовалась готовность педагогов к работе в инновационном режиме и принятие педагогами идеи перехода в инновационную школу).

Результаты исследования.

I. Готовность педагога к работе в инновационном режиме.

2001/2002 уч. г.

2002/2003 уч. г.

1. Большая склонность, потенциальные возможности, хорошая готовность. 21% 33%
2. Наличие готовности при дополнительных условиях со стороны педагога. 47% 55%
3. Склонностей маловато и мало “рвения”. Малая готовность 28% 10%
4. Нет склонностей, нулевая готовность. 4% 2%

 

II. Принятие педагогом идеи перехода в инновационную школу. 2001/2002

уч. г.

2002/2003

уч. г.

1. Принимаю идею целиком. 24% 37%
2. Идея привлекательна, но нет готовности коллектива к ее реализации. 44% 53%
3. Меня устраивает “традиционная школа”. 30% 8%
4. Идея перехода в инновационной школе несвоевременна и надуманна. 2% 2%

Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод о положительной динамике изменения отношения педагогов к инновациям в результате дифференцированного подхода к организации повышения профессиональной компетентности учителя и его профессионального роста.

Мы считаем, что актуальность нашей работы в том, что методический совет школы (руководители школьных методических объединений, творческих групп, психологи) сумел своевременно выявить проблему несоответствия профессиональной компетентности педагогов требованиям инновационной педагогики и найти такое решение проблемы, которое позволило вывести педагогический коллектив на новый уровень осознания стоящих перед ним задач, на более высокий уровень профессиональной деятельности.

Литература

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., Просвещение, 1991.

2. Анисимов А. С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации и культуры мышления. М., 1194.

3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Рязань, 1996.

4. Волкова Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива. //Завуч, 1999, № 7.

5. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под. ред. С.Шехтера и

6. Н.Вознесенской. - Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, 1997.

7. Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., Центр “Педагогический поиск”, 2000.

8. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1991.

9. Маркова А.К. Взаимодействие педагогической науки и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. М., 1990.

10. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. “Ассоциация авторов и издателей Такдем”: “Роспедагенство”, 1997.

11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика, Инновационная деятельность. М., Изд-во “Магистр”, 1997.

12. Словарь иностранных слов и выражений. Авт. составитель Е.С. Зенович. М., Олимп, ООО Фирма “Издательство АСТ”, 1998.

13. “Школа 2000”. Выпуск 1. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. /Под научной редакцией А.А. Леонтьева. М.: “Баласс”, 1997.