Нетрадиционные уроки истории в классах коррекции и компенсирующего обучения

Разделы: История и обществознание


История, одна из самых увлекательных наук, может сводиться к заучиванию имен и дат. Мы понимаем, что без имен и дат никак нельзя. Хотя бы минимум знать необходимо. За такими скучными занятиями, мы теряем самое главное в истории: захватывающую драму исторических событий и их сокровенную суть. Я считаю, что достаточно показать то и другое как следует, призвать на помощь интеллект самих ребят, попытаться разнообразить урок театрализованными мини-сценками, и я думаю, в памяти останутся события, в которых ребята участвуют как герои тех событий. Пользуясь различными методами, на своих уроках, я стараюсь вовлечь ребят в то время, где никогда никто из них не был. Чаще всего я стараюсь на своих уроках применять игровые моменты, которые особенно хорошо воспринимают ребята в среднем звене. Игра побуждает ребенка перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его “прыгнуть выше себя”. Через понимание мыслей, поступков, чувств своих героев, ребята пытаются выстроить модель исторических реальностей. Одну из таких разработок я хочу показать.

Тема: Обобщающий урок в форме игры: “Счастливый случай”.

Цель: контроль и корректировка знаний, умений, навыков учащихся.

Ход урока: 1-й гейм. Разминка.

На первый гейм вот шутка дана одна минутка.
Поспеши-ка, не зевай,
Правильный ответ давай!

Ведущий задает 18 вопросов для 1 команды.

  1. Состязания средневековых рыцарей. (Турнир).
  2. Место, где происходило “Ледовое побоище”. (Чудское озеро).
  3. Предводитель русских воинов в битве на Куликовом поле. (Дмитрий Донской).
  4. Столица древнерусского государства. (Киев).
  5. Царь, проводивший политику опричнины. (Иван IV “Грозный”.
  6. Китайский храм в виде многоэтажной башни. (Пагода).
  7. Богиня удачи. (Фортуна).
  8. Первый российский император. (Петр I).
  9. Первая книга Библия. (Житие).
  10. Народный герой средневековой Чехии. (Ян Жижка).
  11. Место обитания греческих богов. (Олимп).
  12. Отрезок времени, равный 100 годам.
  13. Где протекает река Хуанхэ (Китай).
  14. Первый и последний президент СССР. (М. С. Горбачев).
  15. Главное сражение Отечественной войны 1812 года. (Бородинское).
  16. Имя князя, прозванного Мудрым. (Ярослав).
  17. Первый музей в России (Кунсткамера).
  18. Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий).
  19. Главное сражение Северной войны. (Полтавское).
  20. Легендарный основатель династии русских князей. (Рюрик).

2-й гейм. Историческая карта.

Всем известно и не ново:
Карта – важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно.
Если есть у вас желание,
Приступаем. Все внимание!

Задание

1 команде – описать по карте ход военных действий “Полтавской битвы”;
2 команде – описать по карте “Бородинское сражение”.

Для выполнения задания дается три минуты.

3-й гейм. “Ты мне, я тебе”.

  1. Как проехать из древнерусского города Юрьева в г. Дерпт и в город Тарту? (Это один город).
  2. В одном источнике указано: “Бородинская битва началась утром 26 августа 1812 года”, а французский историк Рамбо писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в пять часов”. Как объяснить это расхождение в датах? (Россия жила по старому календарю).

Ты и я, ты и я –
Мы веселые друзья,
По вопросу зададим,
Посмеемся! Победим.

4-й гейм.

Представляются две картины В. Сурикова.

1-ой команде картина “Утро стрелецкой казни”. Задание: рассказать историю создания этой картины.

2-ой команде – “Боярыня Морозова”.

Какое событие положено в основу создания этой картины.

Композиции инсценируют ребята.

5-й гейм.

Заморочки из бочки.

  1. Победитель крестоносцев в Ледовом побоище (А. Невский).
  2. Богиня победы в Древней Греции. (Ника).
  3. Первый русский царя. (Иван Грозный).
  4. Мастер отливший царь-пушку. (Андрей Чохов).
  5. Командующий русской армией в Бородинском сражении. (М. И. Кутузов).
  6. Поэт, гусар, партизан 1812 года. (Д. Давыдов).

Музыкальная пауза звучит романс Д. Давыдова.

6-й гейм.

На скорость. Кто больше даст правильных ответов за 2 минуты.

  1. Родина фарфора.
  2. Фамилия последнего царя в России.
  3. Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле.
  4. Земельные владения, выдаваемые на Руси на службу.
  5. Народная героиня Франции.
  6. Отец Александра Невского.
  7. Войско XVI–XVII веков, вооруженное холодным и огнестрельным оружием.
  8. Предводитель гуситов в Чехии.
  9. Сборник законов в Киевской Руси.
  10. Материал для письма в древнем Новгороде.
  11. Основатель Киева.
  12. Три копейки.
  13. Священная книга мусульман.
  14. Земельное владение, передаваемое на Руси по наследству.
  15. Родина хлопка.
  16. Корабль XIV–XVI веков.
  17. Русский крестьянин, загубивший польский отряд в начале XVII века.

Подводятся окончательные итоги игры, награждаются победители.

Затем по итогам проводится коррекционная работа. Где, кто, что не усвоил. Попытка устранить недочеты.