Развитие творческих способностей учащихся начальных классов в национальной школе

Разделы: Начальная школа


Четыре года назад, набирая свой 1 класс, обучающийся по системе Л.В. Занкова, я начала разработку темы “Развитие творческих способностей младших школьников в речевой деятельности”, которую считала наиболее актуальной и интересной, исходя из особенностей и уровня развития класса.

Изменения социально-экономических условий, человеческих ценностей, происходящих в нашем сегодняшнем обществе, увеличение количества информации во всех сферах требовали найти более гибкие, современно-значимые пути развития личности. Прежде чем выбрать методику и технологию обучения, определила стратегические, тактические задачи, которые были предложены Т.В. Лошаковой в ее работе “Организационные формы педагогического управления школой в условиях перехода к новому типу учебного заведения”:

  • Каковы запросы нашего общества на современном этапе его развития?
  • Цель образования в целом.
  • Роль школы, родителей и общества.
  • Каких результатов хотим достичь?
  • Каким образом (пути внедрения).
  • Что происходит (измерение изменений из класса в класса) и почему?
  • Принятие решений (коррекция).

Работая с литературой, обучаясь на курсах по новым технологиям, принимая участие в семинарах, проводимых в улусе и школе, для себя отметила особую значимость рабочих и открытых уроков коллег и учителей, в поиске пути решения этой темы. Только на уроках, при живом общении с детьми можно увидеть и услышать как не традиционно, творчески работают ученики, на что способны наши дети. Каждый посещенный час дает возможность внести коррективы в приемы преподавания и разнообразить формы организации классного коллектива, анализировать и делать выводы. Использовать только те приемы преподавания, которые применимы к моему классу, то есть, учитывая психологические, речевые и другие особенности учащихся, условия для их организации, запросы родителей своей школы.

Цель работы – развитие активного, самостоятельного, творческого мышления, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Как известно, развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связана как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся может быть репродуктивной, то есть воспроизводящей усвоенные способы деятельности, или продуктивной – творческой и самостоятельной.

Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости делать самостоятельный вывод, обобщения. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления. На каждом уроке должны включаться задания, требующие хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учеников. В качестве опорных компонентов для определения эффективности внедрения служат:

  • результативность обучения;
  • уровень воспитанности;
  • уровень развития.

Работа начинается с психологической диагностики, которую в нашей школе проводят и психолог и учителя. Результаты тестирования, которые проходили все учащиеся, были следующие:

  • с высоким уровнем подготовки к обучению к школе – 10 человек;
  • со средним уровнем – 12 человек;
  • с низким уровнем – 4 человек.

В течение трех лет обучения психологом школы были проведены в конце каждого года наблюдения индивидуальные и групповые тестирования по определению уровня развития мышления, внимания, общей осведомленности, сформированности понятий, словарно-логического мышления, навыков обобщения (приложение 1).

Анализ показал, что более интенсивно за три года обучения развились внимание, сформировались понятия.

Результаты психологических наблюдений доводятся до сведения родителей, обсуждаются психологом индивидуально и коллективно на классных собраниях, берутся на разработку дальнейших действий классным руководителем.

Наблюдения, анализ анкетирования родителей, учащихся и учителей выявили, что в нашем классе к концу третьего года обучения из 26 учеников показали:

Такие важные компоненты обучаемости как послушание, прилежание, понимание взаимосвязаны.

По итогам данных из 26 учеников были признаны:

  • идеальными учениками 7 человек,
  • недостаточно понимают, но могут многого добиться трудом 9 учащихся,
  • избегают трудностей, не приучены работать 3 учащихся,
  • не терпеливы, не очень стараются 5 учащихся
  • успеваемость непредсказуема, труднообучаемые 2 учащихся

В.А. Сухомлинский любил повторять “Мышление начинается с удивления”. А удивление начинается со сравнения, сравнения известного с неизвестным, тайного с явным. Еще одним видом мыслительного анализа и синтеза для детей, требующим большой мыслительной деятельности является группировка. Для этого нужно отчетливое осознание связи между отдельными явлениями, обобщенное их видение, нужен более высокий уровень мыслительной деятельности.

1. Какие требования мы ставим, проводя те или иные творческие задания?

  • Еще Дарвин говорил, что всякий орган от тренировки развивается. Всякий раз перед тем, как решить проблемную ситуацию необходимо проводить “зарядку ума” - разминку, “смазки” механизмов анализа и синтеза. Это могут быть интересные задания, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора, подготавливающие к выполнению специальных, более сложных заданий. Это вопросы типа игры “Брейн-ринг”, “Счастливый случай”, “Колесо истории”, касающиеся изучаемого предмета, заданные в разных формах. Например – “Имя существительное”
    • Часть речи, обозначающая предмет и явление
    • Часть речи, являющаяся главным членом предложения
    • Часть речи, отвечающая на вопрос кто? Что?
    • Часть речи, имеющая роль, число, падеж, склонения
    • Какая часть речи имеет склонения?
    • Часть речи, от которой зависит род прилагательных
    • Часть речи, являющаяся основой предложения
    • Какой частью речи являются подлежащие
  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения. Например, на доске написано семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон, Тортилла, Пятачок. Ребята читают три раза, затем письменно отвечают на следующие вопросы:
  • Есть ли среди персонажей один и тот же герой?
  • Каких имен больше: женских или мужских?
  • Какие персонажи являются героями сказки “Золотой ключик”?
  • Кто автор сказки, героиня которой была второй по счету?
  • В написании каких имен есть удвоенные буквы?

Пример 2. На развитие зрительной памяти

Дается рисунок, который ребята стараются запомнить и представить, закрыв глаза. Даются такие задания:

  • Сколько было предметов (каких-то)?
  • Убрав один из показываемых рисунков, ребята должны указать, какой отсутствует.
  • Нарисовать на бумаге отсутствующий предмет.
  • Выполнение логически-поисковых и творческих заданий

2. Важно не отворачиваться от упражнений и задач, которые кажутся слишком сложными. В психологии это называется “проблемой планки” или зоной актуального развития личности. Высота требований должна быть хотя бы чуть-чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Лучшего стимула к личностному росту еще никто не придумал. Ведь в каждом классе сколько детей, столько же уровней развития, что доступно объясняется и разъясняется другими. Учителю важно учитывать эмоционально-волевую установку каждого. “Я могу? Я могу. Я смог!” окрыляет и двигает вперед.

3. Коллективность путей поиска автоматически предполагает элемент соревнования. С одной стороны это повышает эффективность обучения, а с другой – требует постоянную психологическую и эмоциональную поддержку слабым со стороны учителя и учеников.

4. Жестокая действительность последних лет заставила психологов осознать, что в основе нарушения памяти, внимания, порой разрушения письма лежат не собственно дефекты этих функций и навыков, а не сформированность пространственного гнозиса. Вы заметили, что в наших дворах исчезли ролевые игры? Ребята младших классов в основном сидят у телевизора, играют в электронные игрушечки, компьютерные игры. Между тем, никакая, даже самая изощренная, компьютерная игра не формирует представления глубины пространства, чувств, эмоций, понятия удаленности предмета в объемном пространстве. Каждый учитель знает: хорошо развитое пространственное восприятие и воображение – краеугольный камень обучения таким предметам, как геометрия, математика, физика, география, черчение, рисование, не говоря уже о литературе и искусстве.

В начальных классах и чтение, и письмо – это работа с графическими образами, и даже невинная зеркальность в написании букв и чисел (ь вместо р, “)” вместо с, “17” вместо “71”) – серьезное основание для предположения о несформированности сферы пространственного гнозиса.

Все эти коровки и квадратики из спичек лишь на первый взгляд кажутся никчемными, реально же они несут большую смысловую нагрузку.

Дети для педагога – сложнейшее и интереснейшее создание природы, из которых он, ориентируясь на точную цель и следуя правильной технологии создает человека, который нужен современному обществу. Исходя из этих принципов, ставлю перед собой две стратегические задачи:

Первая задача – осознание ребенком себя как личности (я – это я, другого такого нет), формирование самознания, развития познавательных процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления; воспитывать и обогащать – это главное! – чувства, эмоционально-волевую сферу. Учителю надо пробудить в детях стремление понять себя, выстроить свой характер, потребность постоянно развивать воображение и фантазию, любознательность, умение оценивать ситуацию, быстро ориентироваться в ней, брать на себя определенную роль, действовать в ее рамках; смелость, настойчивость в достижении цели, готовность к риску, самообладание, самооценку и самоуважение. И главное – единство интересов, склонностей и ценностных ориентаций.

Прежде чем начать работу с классом, определить цели и задачи, на занятиях “Школы воскресного дня”, которые проводились, начиная с апреля месяца каждую субботу, совместно с психологом школы и учителями, наблюдаем, проводим тестирование будущих школьников и их родителей. На занятиях, изучая своих будущих первоклассников, их достоинства и недостатки, пытаемся определить жизненные ценности, мотивы, установки, потребности.

Вторая задача – исходя из психологических и медицинских данных, вместе с психологом определить пути коррекции или преобразования самооценки ребенка, умение жить в коллективе.

У 80 % наших будущих первоклассников завышенная самооценка, а у 4 из них –низкая. Конспективно определяю пункты в этой программе: общественное мнение, нравственные эталоны и мнение, культура общения, интерес и внимание к окружающим, культура спора. Общественно-значимая направленность мотивов, потребностей, границы свободы, чувство меры.

Основные направления развития творческих способностей:

    • игровая деятельность,
    • творческое сочинительство,
    • сочинения и диктанты,
    • сюжетные и тематические циклы уроков, уроки панорамы,
    • интеллектуальные игры.

Первое направление – игра. Простое речевое творчество легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых действий. Начинаем с театра, юмора, игры. Это язык, на котором мы будем разговаривать, и инструмент нашей микропедагогики.

В первом классе мы ставим сценки, сатирические миниатюры, постановки на анализ ситуаций с определенной нравственной позицией. Например: “Кто виноват?” по стихотворениям И. Кульской, по стихам А. Барто, Э. Успенского, Г. Остера и других. После чтения произведения идет обсуждение: ребята высказывают свои мысли, суждения, чувства, отношения, начинает складываться общественное мнение. Вырабатываем эталон поступка, нравственные критерии его оценки. Затем идет поиск наиболее выразительной интонации, мимики, жестов – так мы делали первый шаг на пути к развитию чувства меры.

Желание творить, овладеть искусством мимики и театра не пропало и в старших классах. Во втором классе они заняли первое место по улусу в конкурсе чтецов и телепостановке сказок, посвященных 200-летию А.С. Пушкина, стали дипломантами в улусном Фестивале Олонхо.

За годы обучения в начальных классах хочу помочь каждому увлечься каким-нибудь интересным и нужным делом. Стараюсь пошире раскрыть двери в мир, познакомить ребят с умными, талантливыми, порядочными людьми.

В процессе увлекательной, творческой и трудной работы как-то само собой налаживается и общение, и эмоции, и самоутверждение.

Но, чтобы познать себя, свои достоинства и недостатки, работать над ними требуется еще много времени и средств. И в этом, на первый взгляд, трудном деле нам помогают игры.

Примеры игр:

4. “Рассказ по кругу”.

Учителем (учеником) определяется речевая ситуация. Например, “Узнай о чем-либо (динозавры) и расскажи об этом”.

Игра начинается учителем “Один раз смотрел интересный “Ералаш” по телевизору. Дома никого не было. Вдруг открылась дверь и вошел…” – дальше продолжают ученики о знакомом животном или явлении.

5. “Эстафета - рассказ”.

Можно провести в виде эстафеты двух-трех команд: какая из них за определенное количество времени напишет удачнее коллективный рассказ. Каждый участник добавляет по очереди 1-2 предложения.

На первом этапе это могут быть сказки, приключения, рассказы, на следующем – тема более абстрактная. Например “Что мы скажем о доброте?”, “Это было недавно, это было давно”.

6. “Небылицы” - включены в “Читаюшки” 1 класса в теме “Как организовать праздники”. Можно провести как эстафету ответов на определенные вопросы. Учитель может на доске записать вопросы, а ученики по очереди, на листочке отвечают, потом загибают листочек и передают другому. Когда записан ответ, листок разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Например:

  • Кто это?
  • Как выглядел?
  • Куда пошел?
  • Кого встретил?
  • Что ему сказал?
  • Что он ответил?
  • Что ему сделали?
  • Что он сделал?
  • Чем история закончилась?
  • Вывод и мораль

4. “Игра мимики и жестов”.

Необходимо произнести слово или фразу с эмоциональной окраской. Например, фраза “Я восхищаюсь”.

Представьте себе ситуацию и произнесите:

а) с удовольствием: вам подарили подарок, о каком вы мечтали.

б) с радостью: вы на природе, очень красиво, вы рады, что пришли сюда.

в) с чувством нежности: вы видите котенка очень маленького, миленького, беспомощного.

Или необходимо произнести фразу, сопровождая её разными жестами: “Все было очень хорошо” - от сердца, искренне.

Сюда же относятся и ролевые игры, диалоги, инсценировка, драматизация. Большой эффект дает такая форма работы, когда учащимся приходится изменять реплики, отвечать на вопросы, рассказывать от имени какого-либо героя.

5. “Круглый стол” - игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:

  • Больше всего в себе мне нравится…
  • Я такой же, как все, потому что…
  • Я хотел быть…
  • Моя любимая игра…
  • Мне кажется, что мое имя означает…
  • Я бы хотел узнать о…
  • Мне грустно, когда…
  • Я хотел бы быть более…
  • Когда-нибудь, я надеюсь…

6. “Загадай желание” - так же сидят кругом и загадывают желания…

  • Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
  • Если бы я стал птицей, я бы …
  • Если бы я был деревом, я бы…
  • Если бы я был машиной, я бы…
  • Если бы я был нашей страной, я бы…
  • Если я бы был иностранным государством, я бы…
  • Если бы я был игрой, я бы…
  • Если бы я был фильмом, я бы…
  • Если бы я был бы цветом, я бы…

Второе направление – творческое сочинительство.

Сочинение для младших школьников – это, прежде всего, выражение своих чувств, мыслей, переживаний. Они должны иметь определенный жизненный смысл. Изучение детей, поступающих в школу, показывает, что большинство из них не имеет опыта монологической речи, не хватает слов в общении, скудно представление об окружающем мире. В системе Занкова это проблема частично решается, благодаря богатому содержанию образования. Каждый урок связан с какой-либо темой. Например, уже на первых уроках дети узнают об истории возникновения языка как источника передачи мысли. Они сами делятся своими знаниями о первобытных людях, о роли мимики и жеста, сами доходят до звуков и букв (страница 12 Букваря).

Богатое содержание не самоцель. Оно необходимо для организации активной творческой деятельности по переработке этого содержания, для раскрытия взаимосвязей и противоречивостей изучаемых фактов и явлений. Ребята учатся размышлять, доказывать, активизируют знания.

Следующим этапом таких уроков были уроки панорамы. Называем тему следующего урока, чтобы ребята находили нужные книги, готовили сообщения. На уроках-панорамах “Кошки – это кто?”, “Собака – друг человека”, “Почему молчат рыбки?”, “Ты баран, и я баран, ты упрям, и я упрям”, “Русские промыслы. Гжель и Хохлома”, “Часы и удивительные стрелки – герои сказок” мы развиваем не только устную, но и письменную речь, пытаемся описать свои чувства, мысли, то есть пишем сочинения, сравниваем.

1. Сочинение, которое написано по плану учителя: “Лес летом”:

  • Растения летом
  • Животные леса
  • Почему мне нравится лес?

2. Сочинение – письмо. “Дорогой друг, давай заглянем в лес”.

При организации сочинений необходим поиск условий для литературного творчества. Тематика определяет содержание сочинения.

Мы писали “Моя кошка”, “Собака друг и помощник, но она хищник”, “Снежный танец”, “Что такое снег?”.

Выбор темы из нескольких предложенных учителем вызывают определенный интерес, например, выбирают: “Медведь”, “Слон” или “Заяц”.

Хорошо справляются с работами, в которых требуется сравнить какие-то явления, объекты: “Тигр и кошка”, “Могут ли белки жить в воде?”.

Сочинения дети пишут со II-го полугодия 1-го класса один раз в неделю.

Главное отличие сочинений по методике Занкова является то, что они пишутся только на уроках, не задаются на дом и в них описываются наблюдения, чувства и настроение именно по тем фактам, которые дети пережили сами. Это учит ребят самовыражению, самоанализу, умению наблюдать и выразить словами свои ощущения.

Вот так писала Люба К. про первый снег во втором классе:

“Снежный танец.

Вчера, когда я вышла на улицу, снежинки танцевали свой первый танец зимы. Они медленно кружились и плавно опускались на землю. Большая снежная простыня всю землю укрыла. Все вокруг белое, словно пух, а на самом деле это просто маленькие снежинки, которые падают с небес, как маленькие ангелы сходят на землю. Снежинка очень красивая, пушистая и липкая, с красивым тонким узором. Снежный танец удивительный”.

“Первый снег.

Пришла зима. На улице падает снег. Я вышел на улицу. Было очень красиво. Я стоял и смотрел, потом протянул руку и на мою руку падали нежные снежинки. Они очень красивые и маленькие. Потом мы с братом играли в снежки. Из снега сделали снежную бабу. Она была чистая, белая и холодная.
Я люблю, когда падает снег” – написал Егор К. в тот же день.

Ребятам больше нравится сочинять сказки, приключения выдуманных героев, чем описывать свои переживания и чувства.

“Золотой дождь.

В лесу осенью так хорошо! Деревья одеты в золотой наряд. Только подует ветер и льет золотой дождь. Как хорошо бегать по лесу, когда льет золотой дождь! Мы собирали ягоды и грибы. Я благодарна осени. Подарок осени очень вкусный: салат, варенье, помидор, морковь, картофель, свекла, грибы, ягоды. Осень дорогая, ты такая богатая, не уходи. Принеси еще подарков и витамины”. Это сочинение после выходных написала Женя М.

“Вестники весны.

Когда выходишь на улицу, там очень ярко. Птички так заливисто поют, и мне тоже хочется петь. Я люблю весну, она нам дарит радость.
Я шел по лесу и дул свежий ветер. Я вдохнул и почувствовал, что пахнет весной. Я смотрел на лужи. Это лужа напомнила старого друга. Мне было, наверное, три года, мы жили в старом доме, который сгорел. Мы с другом играли, и он упал в лужу и был весь мокрый. Вот какие вестники у весны” – поделился своими воспоминаниями Алеша К.

  1. Творческая страничка урока “Я начну, а ты продолжи”.

Учитель предлагает начало поэтической строчки, ребята должны ее закончить.

Например: Шла лесной тропинкой

Бабушка с корзинкой…

Дети: А в корзине той грибы,

Ягоды и фрукты

* * *

Ягоды и грибы собирала

И песенку напевала…

2. Работа с творческими тетрадями. Это деятельность предусматривает свободное сочинительство песен, загадок, частушек, рассказов и стихов.

Мы начали обучение первоклассников художественной речи с сочинения загадок. Подготовительная работа проводилась в виде игры в сравнения “На что похоже?”, играли в рифмы, описывали предметы, явления, наблюдали, группировали. Например: на доске записаны основные признаки загадок:

  1. Предмет не называется.
  2. Назван другой, похожий на него.
  3. Показаны важные признаки.
  4. Рифма.

На тему “Электричество – чудо XXI века” у ребят получились такие загадки: “В белом ящике на кухне притаился Дед-Мороз, он продукты бережет” - Ксюша У.  “Жужжит, урчит, мусор убирает в себя все кладет” - Лера Е.

Чтобы ребята смогли выразить свои мысли, чувства, настроение, часто используют “словарик настроений”.

3. Познакомившись с работой профессора, доктора психологических наук Л.И. Айдаровой “Диктанты, которые пишут дети”, я взяла на вооружение работу, направленную на сочинение диктантов самими детьми, с определенными грамматическими заданиями и орфограммами. Предварительно в классе ведется подготовительная работа, подбираются слова по словарю, составляются предложения, и, наконец, целые тексты, в которых были бы уместны все данные учителем слова. Словарные слова можно разбить по темам “Больница”, “Дорога”, “В лесу”, “Транспорт”, “Животные нашего края”, “Птицы”, “Весна”, “Осень”, “Зима”, “Дождь”, “Солнце”.

Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, необходимости сделать самостоятельный выбор, обобщения.

Для развития творческих способностей имеет значение не просто готовые обобщенные задания, а высокая умственная активность учеников в процессе приобретения и оперирования знаниями и навыками.

Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие самостоятельного творческого мышления.

Заключение.

Поработав над темой, определила для себя составные части работы по развитию творческих способностей так:

  1. Изучить личность ребенка совместно с психологом и учителями-предметниками еще до поступления в школу с целью безболезненной адаптации к новым условиям и требованиям, для выявления уровня развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
  2. Получив целостную картину класса наметить пути развития классного коллектива: политехнических, гуманитарных, эстетических циклов.
  3. Разработать пути становления и формирования каждой личности, чтобы каждый ученик осознал свое “Я”, свою значимость, сумел раскрыть свои возможности и наклонности.
  4. Творчески организовать повседневность, чтобы наполнить день интересными и полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями.

Наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания.

Помнить, что от любой творческой деятельности идет нить в прошлое и будущее.