Развитие творческого потенциала личности обучающегося через игровые формы обучения на уроках географии

Разделы: География, Общепедагогические технологии


К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Цель технологии обучения творческой деятельности состоит в содействии проявлению природных качеств каждого ученика, а не в доведении творческих способностей до задуманного уровня.

Посредством игры я выявляю, развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.

Исходя из вышесказанного, основные цели обучения при развитии творческого потенциала личности обучающихся через игровые формы обучения следующие:

  • Обучающая – обеспечить достижение заданного уровня обученности; обобщить и закрепить изученный материал;
  • Воспитывающая – сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру в процессе игры – как основной форме обучения;
  • Развивающая – развитие общечеловеческих способностей личности каждого ученика для формирования адекватной социальной самооценки выпускника.

Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу “ученик – ученик”. Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.

В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к курсу географии и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.

Содержание обязательного минимума содержания образования и учебных программ по географии является наполнителем того каркаса, которым является сценарий урока, построенный в игровой форме. Составными звеньями такого урока (каркаса) являются задания творческого характера – это и составление кроссвордов, гипертекстов, графических работ (оформление контурных карт, создание реальных и воображаемых планов местности туристических походов и поездок и т.д.), рисунков, сочинений на тему и т.д. Сопровождением такого урока являются технические средства обучения и др. Средством обучения являются также творческий продукт работы учащихся.

Развиваю творческий потенциал личности обучающихся игровыми формами на протяжении всего курса географии в школе. Обучение стараюсь разнообразить формами игр: сюжетно-ролевые игры, деловые игры, блиц игры и др. Но проводить игры на каждом уроке нецелесообразно, т.к. в конечном итоге приведёт к снижению интереса к предмету – географии, поэтому урок-игру я чередую с традиционными уроками, но тогда на таких уроках применяю игровые ситуации, охватывающие только один из этапов урока. Например, игра “Географический футбол” в этапе “Проверка знаний” урока “Источники географических знаний”, после изучения темы “Как люди открывали и изучали Землю”, в курсе “Географии материков и океанов” (7 кл.).

В играх, как правило, использую групповую форму работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, музыкальные, вокальные, математические и др. Например, игра “Остров сокровищ” проводится, как урок обобщения темы “План и карта” в курсе “Физическая география. Нач. курс” (6 кл.) или игровая ситуация “Пантомима” проводится в этапе “Закрепление” темы урока “Вулканы, гейзеры и горячие источники.” в теме “Земная кора” курса “Физическая география. Нач. курс” (6 кл.).

Групповая форма работы не единственная, есть творческие задания, которые ученик получает индивидуально каждый или при проведении фронтальной или уплотнённой формы работы.

Примеры творческих заданий:

1. Написание сочинений. Например: “Озеро моей мечты” (описание гипотетического озера, используя существенные и варьирующие признаки понятия “озеро”, 6 кл.), “Как я был в …” (описание гипотетической или реальной поездки в одну из стран Азии, 10 кл.), “Сокровище короля гор” (6 кл.) и др.

2. Составление туристических маршрутов:

  • Китай, США, Индия, Израиль, Бразилия, Египет, Австралия, Германия (7 кл.);
  • Франция, США, ФРГ, Испания, Италия (10 кл.)

3. Составление творческих отчётов экскурсий.

4. Написание рефератов: Например: “Злата Прага” (7 кл.), описание одной из стран Африки по плану (10 кл.) и др.

5. Написание докладов к уроку:

“Вода - источник жизни” (6 кл.);

“Две главные лесные полосы мира – “лёгкие” планеты” (7 кл.);

“Россия – многонациональное государство” (9 кл.);

“Лесопарк – “лёгкие” города” (9 кл.);

“Источники и меры борьбы загрязнений окружающей среды” (10 кл.);

“Может ли планета прокормить всё человечество в ХХI веке” (10 кл.) и др.

6. Кроссворды, ребусы, шарады, логические опорные сигналы и конспекты.

7. Составление “Визитной карточки” отдельных территорий. Например: “Визитная карточка Южной Америки” (7 кл.) и т.д.

8. Исследовательская деятельность. На примере практической работы №13 “Ознакомление с компонентами природы своей местности, с проявлением связи между ними на примере природных комплексов, различие которых обусловлено рельефом; использование населением, изменение, охрана. Составление описания природного комплекса”, темы 5 “Взаимосвязи компонентов природы” курса “Физическая география: Нач. курс” (6 кл.).

I. Подготовительный этап: ознакомление с целями и задачами работы, с картографическими и литературными объектами и методикой проведения физико-географического исследования.

II. Полевой этап: изучение физико-географических особенностей исследуемого природного комплекса по плану:

1. Определить участок для исследования.

2. Определение площади участка. Съёмка местности.

3. Изучить на участке рельеф, почвенный покров, растительный и животный мир.

4. Выявить черты сходства и различий между всеми природными компонентами.

5. Установить основные причины, определяющие различия, показать зависимость природных компонентов от антропогенного воздействия и мероприятий по их охране.

III. Отчётный этап:

1. Оформление творческих отчётов.

2. Заключительная конференция.

Дидактический материал в творческой деятельности.

Осуществление игровой деятельности при развитии творческого потенциала личности обучающихся невозможно без использования разнообразных средств обучения и дидактического материала.

В игре дидактическим материалом выступают карточки с заданиями, в т.ч.: очертания государств, частей Мирового океана и др., а также карточки при проведении исследовательской работы учащимися. Например: при изучении темы урока “Природа Антарктиды” в теме “Антарктида” курса “ География материков и океанов” (7 кл.) использую следующие карточки при организации урока игры.

Класс подразделяется на две крупные гетерогенные группы исследующие:

I группа – прибрежные районы Антарктиды (“Вперёд, к берегам Антарктиды!”);

II группа – внутриконтинентальные районы материка (“Ура! Мы на Южном полюсе!”).

В пределах каждой группы я выделяю три гомогенных группы по уровню обученности, где “слабые” ученики описывают географическое положение исследуемого района, “средние” - подстилающую поверхность, а “сильные” - климатические условия с объяснением причин.

I группа: “Вперёд, к берегам Антарктиды!”

1 рабочая карточка: Географическое положение.

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка.

3. В каких климатических поясах расположена прибрежная часть материка?

4. Определите, какие океаны и моря омывают берега Антарктиды.

5. Как расположен материк относительно других материков?

2 рабочая карточка: Климат.

1. В каком климатическом поясе и области расположена прибрежная часть Антарктиды?

2. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?

3. Господствующие ветры (по сезонам).

4. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различия в количестве осадков?

5. Какие главные климатообразующие факторы вы можете выделить?

3 рабочая карточка: Подстилающая поверхность.

1. В чём своеобразие подстилающей поверхности прибрежья материка?

2. Каков общий характер поверхности? Чем это можно объяснить?

3. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?

4. Какова мощность ледникового покрова в прибрежной зоне материка?

5. Опишите органический мир прибрежной зоны. Назовите типичных представителей растительного и животного мира.

6. Как называется природная зона прибрежных районов материка?

II группа: “Ура! Мы на Южном полюсе!”

1  рабочая карточка:   Географическое положение.

1. Определите, как расположен исследуемый район относительно экватора, тропиков ( полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Как расположен исследуемый район на материке?

3. Какой климатический пояс расположен в исследуемом районе?

4. На какие компоненты природы материка, будет оказывать столь необычное географическое положение?

2 рабочая карточка: Климат.

1. В каком климатическом поясе и области расположен исследуемый район?

2. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?

3. Почему в Антарктиде самые низкие температуры на Земле?

4. Какие полюса, кроме географического, имеются в Антарктиде? Почему они получили такое название?

5. Господствующие ветры (по сезонам).

6. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различия в распределении осадков по территории?

3 рабочая карточка: Подстилающая поверхность.

1. Каков общий характер поверхности? Чем это можно объяснить?

2. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?

3. Каковы наибольшая и преобладающие высоты?

4. В чём особенности ледникового покрова?

5. В какой природной зоне расположен Южный полюс? Для всех ли внутриконтинентальных районов Антарктиды будет характерна данная природная зона?

6. В чём сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды?

Наличие ответов не самоцель. Главное, в какой форме ученики смогут представить свой отчёт о проделанной работе в творческом отчёте “Дневник путешественника”. При этом они используют письменное изложение теоретического материала на поставленные вопросы, контурные карты, рисунки, стихи, эмблемы и т.д.

Оказание мер помощи

Выполнение задания творческого характера предполагает реализацию творческих способностей самого ученика. Однако, в зависимости от личностного уровня творческого потенциала ученика, он может испытывать затруднения при выполнении творческого задания, поэтому ему необходима помощь. Помощь можно оказать двумя основными путями:

1 путь: ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ. Как правило, оказание данного вида помощи я осуществляю при выполнении индивидуальной работы, локально, а также группе. Помощь с моей стороны направляющая, я не указываю конкретный путь решения задания, ученик должен подойти к нему сам.

2 путь: ПОМОЩЬ ДРУГОГО УЧЕНИКА. Именно этот вид помощи я практикую наиболее часто при выполнении групповой работы. Ученик с более высоким уровнем творческого потенциала задаёт идеи своему однокласснику. В процессе обсуждения возможен результат даже более высокий, чем если бы эту работу выполнил один ученик с высоким уровнем творческого потенциала, т.к. в сотрудничестве возникает общая идея, включающая стили, направления и замыслы участников всей творческой группы: будь это парная или групповая форма коллективной работы.

Все эти меры помощи способствуют к переходу на более высокий, качественный уровень в творчестве ребёнка.

Пример урока. Тема: “Лучшая туристическая фирма года”

Урок проводится в курсе “Экономической и социальной географии мира”, после изучения темы “География международный экономических связей”

Подготовительный этап

На предыдущем уроке класс был разбит на 5 смешанных (с позиций уровня обученности учащихся) групп. Каждая группа должна будет представлять туристическую фирму, поэтому группой разрабатывается: название фирмы, логотип фирмы и её девиз, выбирается президент туристической фирмы (являющийся капитаном команды), туристический маршрут по одной из пяти стран с наибольшим уровнем развития международного туризма на рубеже XX в.: Франция, США, Испания, Италия, Венгрия (по выбору); составить кроссворд о достопримечательностях своей (описываемой) страны не более чем в 7 слов.

Туристический маршрут оформляется в наглядной форме. Учитель может предложить образец выполнения туристического маршрута по какой-либо стране, и учащиеся, по аналогии или самостоятельно, готовят свои варианты маршрутов по выбранной стране.

Для того, чтобы составить кроссворд, группа должна хорошо знать достопримечательности “своей” страны, поэтому учитель рекомендует соответствующую литературу, из которой учащиеся могли бы почерпнуть необходимый материал для подготовки данного задания.

Из группы сильных учащихся отбирается 3 человека в жюри, которые следят за регламентом выступления и оценивают  работы групп.

При распределении заданий выдаются требования, распечатанные на принтере.

I. Требования к содержанию раскрытия проблемы:

1. Продемонстрировать аргументированность изложения материала.

2. Показать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

3. Использовать политическую карту мира и заранее подготовленную наглядность.

II. Требования к предоставлению работы:

1.Чёткость изложения.

2. Соблюдение регламента.

3. Оригинальность оформления и изложения своего вопроса.

III. Требования к поведению участников ярмарки:

1. Участие в презентации всех сотрудников фирмы.

2. Корректность поведения при обсуждении проблем.

В начале попросим присутствующие фирмы представиться.

Целью игры является решение основного вопроса: Какие регионы мира принимают основные международные потоки туристов и с чем это связано?

Ход игры.

Ведущий: Сегодня наше занятие мы посвящаем международному туризму – это одна из самых молодых форм международных экономических связей между странами мира, которая в современных условиях возросшего благосостояния, культурных запросов населения, развитого транспорта, получила широкое развитие. В ряде стран она стала отраслью международной специализации, приносящей немалые доходы государству (Австрия, Швейцария, Франция, Италия, Ватикан, Греция, Испания, Монако и др.).

Наш сегодняшний урок мы проведём в виде ярмарки. Ярмарка – это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одно и тоже время года, в определённом месте, на определённый срок. Цель ярмарки – дать возможность её участникам – экспонентам выставить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижения с целью заключения торговых и др. сделок.

На нашей ярмарке представлены три ведущие туристические фирмы, которые сегодня предложат свои самые знаменитые маршруты, разработанные силами своих сотрудников. Вместе попробуем определить лучшую туристическую фирму года, но при своей презентации они должны соблюсти ряд требований (огласить требования, которые должны быть отпечатаны и находится на столах у рабочих групп и жюри).

В начале попросим присутствующие фирмы представиться.

I конкурс: “Визитная карточка”.

Каждая группа представляет свою “визитную карточку”, состоящую из названия туристической фирмы, её логотипа, девиза и представления президента фирмы.

Время презентации 2-3 минуты. Максимальное количество баллов – 5.

II конкурс: “Туристический маршрут”.

Каждая группа представляет свой оригинальный маршрут по выбранной стране представляя наглядный материал, изготовленный собственными руками или другой, что менее предпочтительно.

Время ответа 5-7 минут. Максимальное количество баллов – 10.

III конкурс: “Неизвестные нам страны, а может и …”.

Команды обмениваются заранее подготовленными кроссвордами.

Время работы –5 минут.

Максимальное количество баллов – 7 (за каждый правильный ответ – 1 балл).

IV конкурс: “Реклама”.

Из набора слов составить рекламу. Слова:

город, счастье, трава, автомобиль, шум, палатка.

Время работы – 5 минут. Максимальное количество баллов – 7.

Заключительный этап.

По окончании игры, жюри присуждает I, II, III места командам-участницам по вышеописанным категориям. При выведении итоговой отметки каждого ученика за урок учитывается степень его работы в группе (эта отметка обсуждается и выставляется группой) и, соответственно, место, занятое этой группой в игре.