Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи

Разделы: Начальная школа


Цель

  • обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном;
  • развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;
  • учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

ХОД УРОКА

I. Сообщение цели урока. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся у нас знания об имени существительном. А помогут нам в этом страницы произведений А.С. Пушкина. Встречая имена существительные в строчках великого поэта, мы обобщим всё, что знаем о признаках этой части речи.

II. Работа с опорными схемами. Систематизация знаний.

- Итак, вспомним всё, что нам известно об имени существительном.

- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? и обозначает предмет, например…

- Имена существительные бывают собственные и нарицательные, например…

- Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные, например…

- Имена существительные бывают трех родов: мужской, женский и средний род например… Это постоянные признаки имени существительного.

- Имена существительные изменяются по числам, например… Есть имена существительные, которые имеют только единственное или только множественное число, например, метро – существительное употребляется только в единственном числе, брюки – только во множественном числе.

- Имена существительные изменяются по падежам. Изменение существительных по падежам называется склонением. В русском языке 6 падежей: И.п.- кто? что?, Р.п. – кого? чего?… и т. д.

- По окончаниям имена существительные делятся на три склонения: к 1-ому склонению относятся сущ. м. р. и ж. р. с окончаниями –А, -Я, например… и т. д.

III. Работа над значением имени существительного как части речи. Развитие кратковременной слуховой механической памяти.

- Я предлагаю послушать знакомые вам строки, посчитав, сколько имен существительных употребил поэт:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

- Сколько существительных встретили? (Обсуждение).

- Сейчас я повторно прочитаю эти стихи, после чего вы запишите все имена существительные, поставив их в начальную форму.

(Ученики выполняют задание с последующей коллективной проверкой.)

- Докажите, что записанные вами слова – имена существительные.

- Найдите среди записанных существительных однокоренные (корабль, кораблик). Разберите их по составу.

IV. Упражнения в различении собственных и нарицательных имен существительных.

 - Вспомните произведения Пушкина, в названии которых есть имена собственные. (Ответы детей)

- Давайте уточним, какие имена существительные относятся к собственным.

(Собственные имена обозначают единственные в своем роде предметы, этим как бы выделяясь из круга других однородных предметов: стран много, но Россия – одна, поэтов много, но А.С.Пушкин – один).

Задание на доске: по гласным буквам догадаться, какие имена собственные из сказок Пушкина здесь «спрятались»:

Князь . . и . о . , королевич Е . и . е . , царевна . е . . , работник . а . . а , остров . уя . , девушка . е . . а . . а .

Перед записью дети вспоминают, что нужно знать о правописании имен собственных и имен нарицательных. Во время проверки ученики по очереди выходят к доске.

Внимание детей обращается на некоторые имена , выбранные А.С. Пушкиным для своих персонажей. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей, и имя человеку давалось либо по роду занятий , либо по черте человеческого характера , либо по внешнему признаку и т. п.

- Почему автор дал имя сенной девушке – Чернавка, царевне – Лебедь, работнику – Балда? (Рассуждения детей).

- В системе языка постоянно происходят изменения: нередко имена нарицательные становятся именами собственными и наоборот.

 V. Упражнение в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

- Вслушайтесь в речь – обращение старшего богатыря («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») и подумайте, можно ли назвать такое обращение красивым и почему?

Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво,
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

(Ответы детей на поставленный вопрос, обсуждение).

Задание: подчеркнуть в данном отрывке одушевленные имена существительные (у каждого ученика собственная карточка). Далее – проверка с доказательством выбора.

- Выпишите в тетрадь только те имена существительные, в которых есть суффиксы, придающие словам ласковые значения.

Последующая проверка у доски (братец, сестрица, старушка).

 VI. Упражнение в различении имен существительных по родам.

Учитель обращает внимание детей на предложения, написанные на доске: одно из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», другое - из «Сказки о царе Салтане …»

1.

И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

2.

Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

- Какой поэтический образ возник у вас, когда вы читали первый отрывок? Почему поэт сравнил луну с лебедем? (Высказывание детей).

- Учитель уточняет: А.С.Пушкин не случайно сравнил луну именно с лебедем, так как в пушкинские времена белоснежные лебеди плавали во всех просторных водоемах парка, и одним из любимых развлечений мальчиков-лицеистов было бросать им кусочки булки, нарочно захваченные с собой из лицейской столовой.

Задание: распределить имена существительные из обоих предложений по родам (письменно, в тетради).

Возникает проблема: куда отнести существительное лебедь? (В первом предложении существительное употреблено в м. р., во втором – в ж. р. ).

- Во времена А.С.Пушкина существительное лебедь не имело устойчивого рода. В современном русском языке победила форма мужского рода, но употребление слова лебедь в женском роде не исчезло, оно сохраняется в народнопоэтической речи и в поэзии.

- Найдите в строках из «Сказки о рыбаке и рыбке» имена существительные, которые можно отнести как к лицам мужского, так и женского рода.

Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!..»

Ученики находят слова дурачина, простофиля как слова общего рода.

Выясняем: почему старуха назвала старика простофилей? В каком случае в жизни человека называют простофилей? (Несообразительного человека.)

 VII. Упражнение в группировке существительных по склонениям.

Учитель зачитывает два предложения («Ель растет перед дворцом», «Там под елкою высокой белка песенки поет») и предлагает ученикам «расселить» в тетради по склонениям встретившиеся имена существительные. (Трое учеников работают у доски). Учитель обращает внимание детей на существительные ель и елка.

 VIII. Упражнение в различении падежей существительных.

- Какая народная небылица помогает запомнить названия падежей? (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку).

Работа с карточками (каждый ученик работает индивидуально).

Задание: вставить окончания существительных, доказать свой выбор, определив склонение и падеж существительных.

1. Пушки с пристан___ палят.

2. Пристают к застав___ гости.

3. С башн___ князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.

4. Жили они в ветхой землянк___.

5. Воротился старик ко старух___: у старух___ новое корыто.

6. Князь для белочк___ потом выстроил хрустальный дом.

7. Живет Балда в поповом дом___, спит себе на солом____.

(Последующая коллективная проверка.)

 IX. Упражнение в различении числа имен существительных.

- Послушайте известные вам пушкинские строки и найдите существительное, которое употребляется только в единственном числе:

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!
- Из какой сказки эти строки?

- Что хотел сказать этими словами А.С.Пушкин?

Выясняется, что существительное ложь употребляется только в форме единственного числа.

- Подберите синоним к этому слову - (правда), объясните написание существительного ложь.

- Найдите подобные имена существительные в следующих строках:

«Я там был; мед, пиво пил – и усы лишь обмочил».
«Впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!».

 X. Работа с текстом.

Учитель предлагает прочитать отрывок из А.С.Пушкина, записанный на доске:

«В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе».

Задание

  1. Найдите существительное, употребляемое только в единственном числе.
  2. Найдите, выделите и объясните все имеющиеся орфограммы.
  3. Выделите грамматическую основу предложения (обращается внимание детей на то, что в предложении две основы, следовательно, предложение сложное).
  4. Запись отрывка в тетради по памяти.

XI. Итог урока. Оценивание работы каждого ученика.

Учитель обращается к детям с вопросами:

  • Выполни ли мы задачу урока?
  • Что нового узнали на уроке? Чему учились?
  • Чем заинтересовал вас урок?