Факультатив "Полезные привычки"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни .Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему я решаю на занятиях факультативного курса “Полезные привычки”.

Цель программы - овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя).

Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит младших школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу.

Программа содержит четыре раздела: “Положительный образ Я”, “Общение”, “Принятие решений”, “Информация о табаке и алкоголе”. На занятиях я использую разные формы групповой работы: кооперативное обучение, “мозговой штурм”, групповую дискуссию, ролевое моделирование, упражнения-энергизаторы. Работая в группах по 4-8 человек, дети взаимодействуют, совместно решают общую задачу. Это способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу ребенка. Мозговой штурм использую в рамках заданной темы для стимуляции речевой активности детей. Ученики высказывают идеи или мнения без предварительного обсуждения. Ролевое моделирование осуществляется в форме ролевых игр, телевизионных шоу. В игровой деятельности дети под контролем учителя узнают правила социально желательного поведения. Ученики пытаются действовать так, как это бывает в реальной жизни. Упражнения-энергизаторы хороши тем, что предполагают развитие активности разных анализаторов и восстанавливают энергию детей. Дети, получающие удовольствие от игры, чувствуют себя включенными в работу.

Установлению положительной психологической атмосферы способствует отсутствие оценок на занятиях. Не рекомендуется выставлять отметки. В самом деле, нужно ли оценивать в баллах открытость и честность в дискуссии или степень включения ученика в общую работу группы? Важным элементом подобного обучения является оценка уроков самими учениками. Она отражает, вовлечены ли эмоционально ученики в происходящее на уроке, а также то, что они усвоили. Для меня важна такая обратная связь. Я получаю ее, посмотрев оценку, выставленную учениками в рабочих тетрадях.

Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока, по два урока в каждом. В каждом классе темы уроков повторяются. Это сделано для того, чтобы по мере развития учеников каждая из тем рассматривалась все более полно, что соответствует возрастающему объему знаний.

Планирование уроков для 1 класса

Урок 1. Я – неповторимый человек.

Урок 2. Культура моей страны и Я.

Урок 3. Чувства.

Урок 4. О чем говорят чувства.

Урок 5. Множество решений.

Урок 6. Решения и здоровье.

Урок 7. Нужные и ненужные тебе лекарства.

Урок 8. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

Дети должны знать:

полезные для здоровья поступки;

вредные для здоровья поступки;

знать самого себя и свои возможности;

шаги принятия решений.

Дети должны уметь:

критически относиться к употреблению табака и алкоголя;

избегать неприятных чувств;

делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения.

Планирование уроков для 2 класса

Урок 1. Вкусы и увлечения.

Урок 2. Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Урок 3. О чем говорят выразительные движения?

Урок 4. Учусь понимать людей.

Урок 5. Опасные и безопасные ситуации.

Урок 6. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Урок 7. Реклама табака и алкоголя.

Урок 8. Правда об алкоголе.

Дети должны знать:

полезные для здоровья занятия;

выразительные движения;

шаги принятия решений;

какие вредные для здоровья вещества содержатся в алкогольных напитках.

Дети должны уметь:

принимать решения в опасных ситуациях;

отказать человеку, предлагающему попробовать спиртные напитки;

находить друзей по интересам.

Планирование уроков для 3 класса

Урок 1. Мой характер.

Урок 2. Учусь оценивать сам себя.

Урок 3. Учусь взаимодействовать.

Урок 4. Учусь настаивать на своем.

Урок 5. Я становлюсь увереннее.

Урок 6. Когда на меня оказывают давление.

Урок 7. Курение (первая часть).

Урок 8. Курение (вторая часть).

Дети должны знать:

черты характера людей;

причины неуверенности в себе;

о вредном влиянии курения для здоровья;

интересные и безопасные способы времяпровождения;

последствия курения.

Дети должны уметь:

оценивать себя;

неагрессивно отстаивать свои позиции;

отказать в ситуации давления;

самостоятельно принимать решения в ситуации давления.

Планирование уроков для 4 класса:

Урок 1. Самоуважение.

Урок 2. Привычки.

Урок 3. Дружба (первая часть).

Урок 4. Дружба (вторая часть).

Урок 5. Учусь сопротивляться давлению.

Урок 6. Учусь говорить “нет”.

Урок 7. И снова алкоголь.

Урок 8. Алкоголь в компании.

Дети должны знать:

качества, достойные уважения;

привычки, укрепляющие здоровье;

важные для дружбы качества;

виды давления;

формы отказа от табака и алкоголя;

последствия употребления табака и алкоголя.

Дети должны уметь:

проявлять дружбу;

сопротивляться давлению;

говорить “нет”в опасных ситуациях.

Далее привожу конспект занятия, проведенного во втором классе.

Тема урока: О чем говорят выразительные движения.

Цели урока:

познакомить с невербальными способами общения;

привлечь внимание детей к выразительным движениям.

Оборудование:

жетоны с изображением клоуна;

карточки со словами “общение”, “праздник”, “разговор”, “игра”, “ссора”, “жесты”, “мимика”, “выразительные движения”, “радость”, “гнев”, “печаль”;

рисунки с изображением жестов регулировщика;

фломастеры.

Ход урока

Организационный момент.

-Чему мы учимся на уроке “Полезные привычки”?

Упражнение-энергизатор

-Начнем урок с игры, которая называется “Давайте пожмем друг другу руки”

Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах.

Пожмите друг другу руки.

Я прошу выйти в круг тех, у кого есть собака. Пожмите друг другу руки.

Я прошу выйти в круг тех, кто имеет брата или сестру.

Я прошу выйти тех, кто пришел в школу с хорошим настроением.

-Всегда ли вам хотелось выйти в круг, когда я давала задание? Почему?

-Узнали что-то новое друг о друге?

-И я за такой короткий промежуток времени узнала о вас очень много. А произошло это благодаря общению. Вы сегодня на уроке получите возможность общаться друг с другом разными способами.

-А чтобы урок получился интересным, разделимся на группы. У меня в руках жетоны с изображением клоуна (раздаю детям). Рассмотрите клоуна. У кого клоун в синей кепке, садитесь за первый стол. В красной кепке – за второй стол. В зеленой кепке – за третий стол. В желтой кепке - за четвертый стол

“Мозговой штурм”

-“Общение” (карточку со словом на доску) – что это такое?

(Дети отвечают, я прикрепляю на доску слова: праздник, разговор, ссора, игра …)

-Вы все правы. А в толковом словаре дается такое определение этому понятию: “Общение – это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее”.

-Что происходит во время общения? (Передача информации, обмен опытом)

-Какие условия надо соблюдать, чтобы общение состоялось? (Принимать собеседника таким, какой он есть).

-Какие способы общения вы знаете?

-Жесты, мимика (на доску прикрепить карточки с этими словами) – как назвать это в общем? (Выразительные движения).

Работа в группах

-Начинаем работать в группах. В каждой группе должен быть человек, который руководит работой. Тот, кто в самой светлой одежде, организует работу в группе. Выступать у доски от имени группы будет тот, у кого самые темные волосы.

-А теперь послушайте задание. Рассмотрите рисунки, которые находятся на ваших столах [1]. Постарайтесь ответить на вопросы:

-Какие жесты изображены?

-Что обозначают эти жесты?

-Какое значение они имеют для общения?

(Идет обсуждение проблемы в группах. Представитель от каждой группы выступает перед всем классом).

-Об этих жестах, выразительных движениях люди специально договорились, чтобы удобнее было общаться. Во время общения важную роль играют мышцы лица. Это мимические мышцы. Они позволяют узнать настроение собеседника.

-Посмотрите на доску. Вы видите изображение детских лиц.

- Прочитайте слова на табличках: “радость”, “гнев”, “печаль”.

- Под каждой табличкой прикрепите изображение детских лиц.

- Вы согласны? Нет? Покажите сигнал (жест пальцами). Почему?

- А теперь постарайтесь изобразить разное настроение сами. Возьмите в руки жетон с изображением клоуна. Представьте себе, что он провинился перед вами. Рассердитесь на него!

- А теперь поделитесь с ним своей печалью.

- Повернитесь друг к другу. Порадуйтесь тому, что вы сейчас вместе и прекрасно общаетесь.

- Вы не раз слышали выражение “Написано на лице”. Что оно обозначает?

-По выражению лица и выразительным движениям можно догадаться не только о настроении человека, но и о его заботах, образе жизни. Поэтому, неудивительно, что существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не произносится ни слова. Все представление состоит из мимики и жестов. Это “Театр мимики и жеста”.

Ролевое моделирование.

-Сейчас мы проведем игру, которая называется “Телевизор без звука”.Я вам предложу название телевизионной передачи. Это название вы сохраните в тайне. В группах приготовьте, а потом покажите эту телевизионную передачу, но без звука, с помощью выразительных движений. Остальные ребята постараются отгадать название этой телепередачи. (Раздаю детям карточки с названиями телепередач: “Новости”, “Олимпийские игры”, Дог- шоу “Я и моя собака”, “Концерт А Пугачевой”).

Перед выступлением детей задаю вопрос:

-  Какие выразительные движения помогли отгадать название передачи?

Другие виды общения.

Вы учились общаться с помощью выразительных движений. Но интереснее и богаче становится общение, когда люди общаются и с помощью выразительных движений, и с помощью слов.

- Рассмотрите на доске рисунки с изображением детей и прочитайте фразы (“Мне так грустно”, “Поздравляю тебя с днем рождения!”).

-  Какие мысли у вас появились?

-  Как вы определили, что именно эти фразы говорят дети?

-  Какой вывод нужно сделать? (Выразительные движения и то, что говорят люди, должны соответствовать друг другу).

-  А чтобы в этом убедиться, проведем эксперимент.

-  Два ребенка здороваются друг с другом, отворачиваясь, показывая друг другу нежелание встречаться.

-  Мальчик поздравляет девочку с днем 8 Марта, выражая при этом грусть.

-  Какие несовпадения заметили?

Вывод: несоответствие выразительных движений и слов путает собеседника, создает трудности в общении, заставляет усомниться в правдивости сказанного.

Итог урока.

-  Наш урок называется “Полезные привычки”. Как вы думаете, почему общение - это полезная привычка? (Правильное общение приносит радость, удовольствие. С помощью общения мы познаем мир и себя).

-  Что важное для себя узнали на уроке?

Оценка урока детьми.

- Я получила удовольствие от общения с вами. Я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке. Рассмотрите изображение клоуна. Все ли в порядке? Нарисуйте рот, чтобы у клоуна было такое выражение лица, которое соответствует вашему настроению после нашего с вами общения.

- Вы изобразили веселых клоунов. Значит свою работу на уроке вы оцениваете на “отлично”.

- Я оцениваю вашу работу так (Показываю веселого человечка).

- У вас хорошее настроение, у меня хорошее настроение. Чтобы с таким настроением расстаться, закончим урок игрой.

Упражнение-энергизатор.

Встаньте в круг. Обнимите друг друга сзади за талию. Наклоняемся назад и произносим звук А сначала тихо, потом все громче и громче.( Повторить 2 раза).

Литература

    1. Учебник для второго класса “Полезные привычки”. Авторы Т. Б. Гречаная, Л.С. Колесова
    2. Учебное пособие “Полезные привычки”. Авторы Т. Б. Гречаная, Л.С. Колесова.