Путешествие к домашним животным

Разделы: Начальная школа, Экология


1. Сообщение темы урока:

– Ребята, мы сегодня снова отправимся в заочное (воображаемое) путешествие. А позвали нас в путешествие домашние животные.

Многие домашние животные живут рядом с человеком очень давно – несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности, приручили и сделали своими надёжными помощниками и друзьями. Домашние животные дают человеку молоко и яйца, мясо и шерсть, мёд, пух и даже шёлк. Они перевозят грузы, несут сторожевую службу, помогают пахать землю, путешествовать. Трудно было бы человеку без домашних животных, а может, без них он просто и не смог бы выжить.

Их не так много. Посудите сами. На земле обитает больше миллиона видов диких животных, а люди приручили и одомашнили всего несколько десятков. Возможно, до поры им и не надо было больше. Возможно, долгое время новых животных не приручали потому, что от первоначально одомашненных человек вывел множество самых разнообразных пород с самыми разнообразными качествами. И они устраивали человека.

Но шло время. Менялись обстоятельства, менялись потребности. И люди всё пристальнее стали всматриваться в окружающий мир природы, всё чаще задумывались: а нет ли среди диких животных таких, которых тоже можно было бы одомашнить (ведь все домашние животные ведут своё начало от диких предков), нельзя ли расширить круг друзей и помощников? Попробовали. Оказалось, что можно.

2. Повторение изученного:

Каких вы знаете домашних животных? Назовите.

И хотя одомашнивание не такое легкое и быстрое дело, первые успехи уже есть. Первыми одомашнились: (Отгадайте загадки, ребусы)…

“Мохнатый, но не медведь,

Рыжий, но не лиса,

Кучерявый, но не баран,

На цепи сидит, дом сторожит.”

(Собака)

“С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.”

(Коза)

Рисунок 10.

“Я с хвостом и я с усами,

Я с зелёными глазами.

Мыши знают все меня

И боятся, как огня.”

(Кошка)

Рисунок 11

“Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.”

(Свинья)

Рисунок 12

– С годами список домашних животных пополнялся и будет пополняться. Сейчас появилось немало видов, безусловно, находящихся на пути к одомашниванию. Это норки, чёрно–бурые лисы, канарейки, попугайчики, олени северные, слоны, перепела.

Возможно, вы удивитесь, узнав, что морская свинка тоже относится к домашним животным. Но это так. Близки к домашним животным и золотые рыбки (как и многие другие аквариумные и прудовые рыбы), и лабораторные животные. Например, белые крысы и золотистые хомячки. Их уже много лет разводят люди. В природе – в том виде, в каком мы знакомы с ними, – они не встречаются.

А путешествуя сегодня в разные страны, мы познакомимся и с другими домашними и полудомашними животными, узнаем о их происхождении и пользе для человека.

Получать новые знания о наших друзьях – животных поможет математика, вернее, математические знания и умения. Заодно и повторим кое–что. Недаром в народе говорят:

“Повторение – мать учения”, “Повторять и учить – ум точить”.

3. Знакомство с новыми знаниями:

– Наше первое путешествие в Среднюю Азию, в пустыню Гоби. Выполнив первое задание, мы узнаем кого называют кораблём пустыни. На доске числа – какое лишнее число и почему?

19, 9, 28, 45, 40, 32, 27, 37 (9)

– Расположи числа в порядке убывания и с помощью кода прочитай название этого домашнего животного. (Код дан на плакате: ч – 3, ё – 4, ц – 5, г – 6, й – 7, ш – 8, с – 10, о – 11, а – 12, ы – 13, н – 15, к – 18, д – 19, п – 21, у – 24, т – 25, ю – 27, л – 28, б – 32, р – 37, е – 40, и – 41, в – 45, з – 48, я – 53, ь – 81, м – 82).

(45, 40, 37, 32, 28, 27, 19 – верблюд)

Рисунок 1

Рисунок 2

– Человек одомашнил верблюда не меньше, чем три тысячи лет назад. Пустыня… Ни деревца, ни кустика. Только волны песка до самого горизонта. И по этим волнам неторопливо, уверенно, словно корабль по морю, движется верблюд. Многие сотни лет служат верблюды человеку, и сейчас в некоторых случаях люди не могут обойтись без них. Что это за случаи? Конечно же, переходы через пустыню. Нет ни одного другого животного, которое смогло бы заменить здесь верблюда. Даже не всякая машина пройдёт по пескам. А верблюд может. Повинуясь хозяину, шагает он день за днём под палящим солнцем.

Ни травинки, ни колючки не попадётся ему иногда на пути за всё время перехода. И ничего – верблюд выдерживает, потому что запас пищи он носит с собой. В горбах у него много жира. За счёт него он и пополняет свои силы.

Ни ручейка, ни лужи, ни колодца не встретит караван. Не беда. И без воды обходиться подолгу приспособился верблюд. Но уж зато как придёт караван в оазис, например, тут верблюд всё навёрстывает – несколько вёдер воды, не отрываясь, выпьет и поест вдоволь.

Так же верблюд ещё и кормит, и одевает людей. Очень вкусно и питательно верблюжье молоко. А кто не слышал о знаменитой верблюжьей шерсти! Из неё делают одеяла, войлок, ткани для верхней одежды, а из пуха изготавливают тонкие, тёплые, лёгкие ткани.

Верблюды бывают двугорбые и одногорбые. Решив примеры, мы узнаем как называют одногорбого и двугорбого верблюдов.

А). Одногорбый: (работают два ученика) Б). Двугорбый:

17+2=…. д

40–3=… р

5+6= … о

2+80=… м

6+6=… а

21–2=… д

90–50=… е

27+10=… р

2+30=… б

4+8=… а

9+9=… к

30–5=… т

20+17=… р

39+2=… и

14–2=… а

6+9=… н

в). – А мы с вами, пока ребята работают с примерами, узнаем как называют безгорбых верблюдов. Даны цифры: 1,2,8. С их помощью составьте все возможные двузначные числа. Но цифры не должны повторяться.

(28, 82, 12, 21, 81, 18).

– Эти числа мы будем “расселять” в домики–окошечки в том порядке, какой я вам буду указывать:

Какое число на 2 < чем 30? Из какого числа нужно вычесть 4, чтобы =8?

2 единицы, а десятков на 1 <? Без 2–х 30?

72 увеличить на 10? >8 десятков на 2 единицы?

14 уменьшить на 2? Какое число следует за числом 20?

К 6 прибавить столько же?

8 единиц и 1 десяток?

1 десяток, а единиц на 1 >?

(лама) (альпака)

Рисунок 3

Рисунок 4

(Проверка выполненного на доске.)

– Дромадер – от греческого слова, означающего “быстроходный” (может пробегать более 20 км/час).

– Бактриан – назван был так в древние времена потому, что караваны двугорбых верблюдов приходили в Европу из древнего среднеазиатского государства Бактрии.

Ламы родом из Южной Америки, горы Анды. Лама стала служить человеку не менее 4,5 тыс. лет назад. Она была, да и сейчас остаётся, незаменимым помощником человека при перевозке грузов высоко в горах. На такой высоте трудно дышать, трудно идти, а уж нести поклажу тем более. А лама несёт. Представляете, как она помогает человеку? Также лам стригут и получают шерсть.

Альпака – тоже безгорбый верблюд. Чуть поменьше ламы – кудрявый, большеглазый, с длинными ресницами. У альпака прекрасная шерсть. Из–за неё и разводят этих безгорбых верблюдов. Один раз в два года животных стригут. Издавна южноамериканское коренное население делало из этой шерсти тёплые одеяла, национальную одежду пончо – плащи, которые хорошо защищают от холода.

Сейчас альпака и лам осталось мало в Перу. И живут они только высоко в горах. На высоте трёх–четырёх тысяч метров люди до сих пор не могут обойтись без верных помощников.

– Следующее домашнее животное можно встретить в некоторых местах Юго–Восточной Азии, а также в Южной Европе, в Австралии, Центральной и Южной Америке.

У этих животных много таких качеств, которые оценил человек. Например, неприхотливость в еде. При той скудной, грубой пище, какую они обычно едят, даже самая нетребовательная корова, пожалуй, погибла бы с голоду. А они живут, работают на человека, да как работают! Перевозят поклажу, помогают волочить тяжёлые брёвна на лесозаготовках, крутят мельничные жернова. Их используют и на полевых работах, ездят на них верхом, впрягают в повозки. На рисовых полях эти животные подолгу могут работать в воде. Но это им как раз нравится – это они унаследовали от своих диких предков. Дай волю, и они, наверное, целый день нежились бы в грязи или воде. У них толстая кожа, которая хорошо защищает их от укусов насекомых, опасных для других домашних животных. Им не страшны многие болезни, от которых часто гибнут коровы и лошади. Но это ещё не всё.

Высоко ценится мясо молодых животных и молоко. Молоко вкусное и питательное, оно в два раза жирнее, чем у коровы. Из их молока делают масло, сыр, брынзу.

И наконец, ещё одно достоинство этого животного – его преданность человеку и послушание. Управлять стадом может даже ребёнок. И поскольку это понятливое животное, он выполняет не только обычные в работах команды, но даже опускается на колени, когда маленькому пастуху надо взобраться на его спину.

Есть эти животные в Индии, Японии, в Армении, Грузии, Азербайджане. Догадались про кого я говорила? Тогда отгадывайте (на доске цепочки чисел): найдите лишнее число в каждом ряду. По этим числам (буквам) прочти название этого домашнего животного.

А). 13, 23, 33, 32, 43, 53; (32) б

Б). 14, 17, 11, 24, 19; (24) у

В). 61, 34, 7, 12, 78; (7) й

Г). 8, 45, 2, 1, 9, 7; (45) в

Д). 8, 6, 10, 12, 11, 4, 2; (11) о

Е). 19, 21, 23, 25, 28. (28) л

Рисунок 5

– Эти животные похожи на горбатых коров. Не случайно их называют горбатым скотом. Горб у них не на спине, как у верблюда, а на холке, и в нём – жировые отложения. Их разводят в Индии, Южном Китае, некоторых странах Африки, в Средней Азии и Азербайджане. Эти животные мельче коров, молока дают немного – обычно 500–600 л в год. Но зато у них есть преимущества перед своими родственниками – коровами. Они хорошо переносят жаркий климат, они не болеют многими болезнями, опасными для домашнего крупного скота.

– закончите логическую цепочку:

?, 40, 32, 24.

(зебу)

Рисунок 6

– В горных лесах Индии, Бирмы, Непала и некоторых других стран можно встретить могучих и очень красивых быков. Самые крупные из них бывают более 2–х метров в высоту, весят нередко до 1000 кг. Шерсть у быков на спине и боках блестяще–чёрная, а ноги словно одеты в белые чулки. Но, пожалуй, главная их примета – рога. Массивные, изогнутые, длинные, больше 80 см в размахе. Это гауры.

А рядом с ними иногда пасутся другие быки. Они и помельче, и рога у них покороче, и повадки иные. Но всё же похожи они на красавцев гауров. Сходство их с гаурами не случайно, потому что они – это одомашненные (прирученные) гауры. А как они называются давайте определим: назовите и запишите:

Предыдущее число для числа 7? (6) г

Следующее за числом 11? (12) а

Предыдущее числу 54? (53) я.

Рисунок 7

Стоящее между числами 29 и 27? (28) л

Стоящее раньше числа 14? (13) ы

– Если гаялы домашние животные, то почему они пасутся в лесах вместе с дикими родственниками, почему предоставлены сами себе? Просто, наверное, так удобнее: не надо заботиться об их пропитании, заготавливать корма, тратить время на выпас. А когда понадобятся гаялы, их приманивают каменной солью. Правда, иногда гаялы не возвращаются к людям – уходят в леса и становятся дикими. А разводят их из–за мяса и как рабочий скот.

– Следующее животное принадлежит к совершенно самостоятельному виду грызунов. Она напоминает огромную крысу, одетую густым коричневым мехом (длина тела зверька может достигать 60–80 см, да ещё полуметровый хвост). Мех, правда, не такой великолепный, как у бобра или выдры, но тоже ценный. Этого зверька называют и болотной выдрой, и болотный бобр, и болотная крыса. Эти животные хотя и любят быть в воде (они хорошие пловцы и ныряльщики), но могут жить и в клетках, если клетки просторны, если в них устроены домик и плавательный бассейн. Это позволяет разводить их на зверофермах. С ними ведут большую работу селекционеры–учёные, которые занимаются выведением новых пород животных. Им удалось получить зверька с такой окраской шерсти, какая в природе не встречается. Так что есть не только коричневые, но и белые, чёрные, золотистые, розовые зверьки.

– Узнали кто это? Давайте проверим правильность ваших ответов. Какое число лишнее? Почему? Уберём его.

25, 53, 40, 15, 24, 37, 41. (40)

– Расположите в порядке возрастания:

(15, 24, 25, 37, 41, 53)

(нутрия)

Рисунок 8

– Имя этой птицы, если перевести, означает “царская птица”. Имя такое птица получила в Древнем Риме, куда попала две с лишнем тысячи лет назад и где её быстро оценили. Эту птицу ценили и жители Африки – они держали полуодомашненных их задолго до римлян. Они несут яйца (70 – 150 штук в год). Яйца у них хоть и мелкие, но с крепкой скорлупой. Это позволяет их долго хранить. Сама птица небольшая – вес не превышает 2–х кг, – но мясо у неё очень вкусное.

8+…=13; …–3=9;

…–2=38; …–30=7;

35–…=25; 9+9=…;

0+…=41.

(5, 40, 10, 12, 37, 18, 41)

(цесарки)

Рисунок 9

– Когда человек приручил это животное – не знаю. Но продукт питания от этих животных люди оценили очень давно. Это очень вкусно, питательно и полезно для здоровья. Их разводят в очень больших количествах, т.к. они очень малого размера. Чтобы нам с вами съесть одну чайную ложку их продукта, 400 этих животных трудятся от утренней зари до вечерней зорьки. Итак, решаем задачи, а ответы–буквы соединяем в слово, обозначающее название этого домашнего животного:

а). У Саши 11 марок, а у Вовы на 10 больше. Сколько марок у Вовы?

б). Вале 12 лет, а её брату – 9 лет. На сколько лет Валя старше брата?

в). В гараже стояло 7 легковых и 5 грузовых машин. Утром выехало из гаража 8 машин. Сколько

машин осталось в гараже?

г). После того как Саша прочитал 20 страниц, ему осталось прочитать 8 страниц. Сколько страниц

ему нужно было прочитать?

д). Книга стоит 4 рубля, а альбом на 5 рублей дороже. Сколько нужно заплатить за книгу и альбом вместе?

(Решение оформлять в тетрадях.)

(21, 3, 4, 28, 13)

(пчёлы)

Мёд не только вкусен. Он очень полезен и к тому же хорошее лекарство от многих болезней. Также человек использует в свою пользу и пчелиный воск. Пчёлы кормят свою матку особым веществом. Оно называется маточкино молочко. Оно очень целебно, его используют в медицине.

Пчёлы обмазывают стенки ульев и заделывают щели специальным клейким, смолистым веществом – прополисом. Прополис тоже ценнейшее лекарственное средство. Даже пчелиный яд и тот обладает лечебным действием.

Пчёлы также являются хорошими опылителями растений. Перелетая с цветка на цветок, пчела своими мохнатыми лапками переносит цветочную пыльцу. А ведь многие цветущие растения не дают плодов и семян из цветка, если на них не попадёт пыльца с другого родственного растения.

Надеюсь, что вы поняли, что пчела – великая труженица, верный и добрый помощник человека. Ведь недаром люди про трудолюбивых, заботливых людях говорят: “Трудится, как пчела”.

4. Итог занятия:

– Наше путешествие подошло к концу.

Каких домашних животных вы сегодня узнали?

Кто запомнил, какую кто из них приносит пользу человеку?

Как вы думаете, почему у нас получилось приобрести новые знания? (Работали добросовестно, дружно, помогая друг другу, согласованно).

Как можно словами пословицы оценить нашу работу? (Трудились, как пчёлки.)

Пчела Майя принесла вам пыльцу в ведёрке. Да пылинки рассыпались (ц, д, о, м, о, л, ы – наборное лото). Что она вам хотела сказать?

(Молодцы!).