Развитие интереса к активной мыслительной деятельности при обучении на уроке природоведения в 4-м классе. Надо ли охранять болота?

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Расширять знания детей о водоемах. Подвести детей к мысли, надо ли охранять болота. Воспитывать любовь к природе, учить детей делать выводы, анализировать, сравнивать.

Оборудование: учебник “Природоведение” Плешаков А.А., 4 класс, таблица № 24 “Кто где живет”, панорама “Водоем”, обитатели водоема (рисунки), схемы (правила поведения на водоеме), рисунок “Болото”, рисунки растений (росянка, клюква)

План урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

  • Сводка дежурного о погоде
  • Беседа
  • Работа с панорамой
  • Решение экологических задач

3. Изучение нового материала

4. Физкультминутка

5. Закрепление

  • Работа в тетрадях
  • Работа с тестом

6. Домашнее задание

7. Итог урока

 Организационный момент.

 Проверка домашнего задания.

1) Сводка дежурного о погоде.

2) Беседа.

  • Какую тему мы изучаем? (Водоемы)
  • Что такое водоем?
  • Какие бывают водоемы?

3) Работа с панорамой “Водоем”

  • Засели водоем

1

  • Докажи, что водоем – природное сообщество.

4) Экологические задачи

  • Решите экологические задачи.
  • Почему рыбы заболели?
  • Кто в этом виноват?
  • Почему помутнело озеро?
  • Что доказывают эти задачи? (В водоеме нет ненужных обитателей, каждый выполняет определенную роль)
  • Расскажите о правилах поведения на водоеме, используя схемы

2

  • Какую помощь вы можете оказать обитателям водоемов? (Зимой – лунки, весной – спасение мальков)

Вывод: водоем – природное сообщество, которое необходимо охранять.

Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим путешествие по водоемам. Куда? Догадайтесь!

Загадка “Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя”. Что это такое? (Болото)

Конечно, болото, и оно к нам с болью. (Панорама болота)

Сегодня мы поговорим: что такое болото? Надо ли охранять болота?

Учитель. Болота – весьма своеобразные водные объекты, в них нет больших открытых водных пространств, это – переувлажненные участки суши, покрытые влаголюбивой растительностью. Причем преобладают здесь травы, водоросли, мхи, камни, тростник, осока, клюква. Одни из них хорошо приспособились к переувлажненной почве, а другие предпочитают более сухие кочки. Вода вымывает питательные вещества из верхнего слоя почвы, и они становятся недоступными для растений. Вот почему в этих местах так часто встречаются растения-хищники. Они приспособились ловить насекомых и других мелких животных и переваривать их для получения необходимых питательных веществ.

Об одном таком растении мы прочитаем в учебнике, стр. 149.(Хищное растение – росянка)

Что интересного вы узнали?

Физкультминутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкультпривет.

А вот стихи про знаменитые ягоды. (Читает ученица)

О, сколько бусинок багряных
Рассыпано – не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять. (Клюква)

Рассказ ученика о клюкве (Показ рисунка)

Клюкву называют чудо-ягодой. Она и питает, и лечит. В ней много витаминов. Клюкву едят птицы. Мишка косолапый не прочь отведать этой ягоды, ее любят куница с белкой.

Побеги клюквы стелются по мху и растут в траве. Ягоды ее, словно крупные красные бусинки, украшают маленький болотный кустарничек с тонкими буроватыми стеблями и мелкими вечнозелеными листочками. Верхняя сторона этих листочков зеленая, нижняя – серебристая. Летом, когда цветет клюква, ее почти незаметно, а как только нальются ягоды, то видно их издалека. Клюква снега не боится.

За что клюкву назвали чудо-ягодой? (Она питает и лечит, много витаминов)

Где она растет? (На болотах)

Кто любит полакомиться клюквой? (Птицы, медведь, куница, белка)

Кто живет на болотах?

Своеобразный на болотах и животный мир: болотные птицы (журавли, цапли, кулики), лягушки, змеи, пиявки, стрекозы, мошкара, комары.

Как люди относятся к болотам? (Люди не любят болот, считая их ненужной, даже вредной частью припроды)

Как вы думаете, это ненужная часть природы или нужная?

Люди стали осушать болота, не задумываясь о последствиях. Они думали, что осушая болота, они улучшают природу.

Но теперь стало ясно, что это не так.

 Закрепление

Работа в тетрадях (запись тезисов)

Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки.

К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода.

Болота, сохраняя в себе огромные запасы влаги, поддерживают уровень воды многих рек.

Остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф.

А торф очень ценен. Чем? (Топливо, удобрение, подстилка для животных, сырье на химических заводах)

Болота – это место жизни растений и животных.

В тетрадях получается запись:

Болота - это

  1. хранилища воды;
  2. очищают воду;
  3. поддерживают уровень воды рек;
  4. остатки растений превращаются в торф;
  5. место жизни растений и животных.

Так надо ли охранять болота? (Да)

Почему? (Там, где болота полностью осушили – обмелели речки, засохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано.)

Значит ли это, что болота совсем нельзя осушать? (Нет, конечно. Болота осушают, если необходимо добыть торф, создать новое поле или проложить дороги. Но это надо делать продумано, в разумных пределах.)

А у нас в селе есть болота? (Да, на Кочкарях, с. Пригородное)

В болотах у нас водятся лягушки, птицы и разная живность со своеобразным растительным миром.

В нашей Пензенской области есть болота с залежами торфа в Кондольском и Кузнецком районах. (Узнайте об этом в нашем краеведческом музее.)

Работа с тестом.

3

В конце урока-путешествия вам предстоит оформить отчет в виде теста по теме “Водоем – природное сообщество”.

 Домашнее задание

Нарисовать болото, учебник, стр. 149-150

Итог урока

 Что же полезного вы узнали на уроке?