Внеклассная работа по русскому языку в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Виды внеклассной работы по русскому языку необычно многообразны. Это различные лингвистические кружки, общества любителей словесности, утренники, вечера, конкурсы, обсуждения популярных книг о русском языке, выпуск тематических стенгазет, устных и рукописных лингвистических журналов и др. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, другие эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развёртывание различных видов внеклассных мероприятий предлагает их гармоничные сочетание.

По всей форме внеклассные занятия могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными.

К постоянно действующим видам внеклассной работы относятся общества любителей русского языка или клубы любителей русского языка. Это также вид групповой внеклассной работы и имеет более сложное организационное построение и разнообразный состав учащихся, так как членами общества (или клуба) могут быть ученики разных классов.

Утренники и вечера часто посвящают вопросам культуры речи. Это могут быть и тематические мероприятия, например вечер занимательной грамматики и другие.

Главная цель утренников – формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, развитие быстроты реакции, установление доброжелательного микроклимата в классе.

Лингвистические утренники охватывают разнообразные проблемы, связанные с выяснением эстетической и коммуникативной функции языка, проблемы культуры речи, стилистики, речевого этикета, грамматики. Этот вид внеклассных мероприятий проходит очень весело, интересно. С большим удовольствием ребята пытаются разгадать языковые тайны, по-новому увидеть знакомые предметы. Благодаря утренникам у ребят появляется живой интерес к урокам русского языка, вырабатывается умение наблюдать, сравнивать языковые факты, преодолевать трудности, проявлять сообразительность. Такой вид внеклассной деятельности позволяет учителю создавать на уроке и во внеурочное время постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном повороте, своеобразно преломляя сухую теорию в живые занимательные рассказы.

Олимпиада – это своеобразное соревнование в знаниях, итог предварительной работы учащихся как на уроке, так и вне его. Олимпиады могут быть классными, школьными, районными, общегородскими. Все участники олимпиады должны пройти несколько туров (два, три, четыре). Для проведения олимпиады избирается жюри, которое оценивает и письменные работы, и устные ответы участников.

Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

Очень важно для проводящего олимпиаду понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.

Подобно олимпиадам, массовый характер носят также различные конкурсы. Это могут быть конкурсы на самую лучшую стенную газету, рукописный журнал, лучшее чтение стихов о русском языке, лучшую тетрадь по русскому языку и так далее.

Большим успехом стал пользоваться “Устный журнал”, основная цель которого – заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон русского языка. “Устный журнал” может иметь своё название, например: “Язык мой – друг мой”, “Язык – к знанию ключ”, “Родное слово”.

“Устный журнал” обычно состоит из нескольких (4-15) страниц, каждая из которых имеет своё название с учётом содержания, например: “Почему мы так говорим?” – страничка этимологии слов и выражений, “Чудесные превращения иностранцев” – о фонетическом и грамматическом освоении заимствованных слов. “Устный журнал” отличается от других видов внеклассных мероприятий широкой информативностью. Один номер позволяет представить разнообразный по тематике языковой материал.

Широкое распространение получили такие виды внеклассной работы, как “День русского языка” или “Неделя русского языка”. “День (или Неделя) русского языка” проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому языку и оказывающий массовое воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: различные беседы и доклады, конкурсы и олимпиады, вечера и утренники. Организация таких массовых мероприятий – дело чрезвычайно трудоёмкое.

Проведение Недели русского языка (2 класс)

А.М. Горький писал: “Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Именно на игре словом ребёнок учится тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют “духом языка.”

В программу данного внеклассного мероприятия включены следующие виды работ:

I. Диктант;
II. Олимпиада;
III. Конкурс чтецов;
IV. Конкурсное сочинение;
V. Грамматический бой.

  1. Диктант
  2. Русский язык

    Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Каждый должен хорошо знать русский язык. На этом языке говорят во многих странах. Он помогает дружить и жить в мире всем людям.

  3. Программа олимпиады:
  1. Расставь ударения в словах:
  2. магазин, портфель, предмет, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил, шофёр, километр, сантиметр.

  3. Разобрать по составу слова:
  4. загадка, кружева, снежок, засада, пригород.

  5. Подобрать по два прилагательных к каждому из следующих слов:
  6. рояль, картофель, тополь, путь, собака.

  7. Объяснить значение слов:
  8. каникулы, скульптор.

  9. Привести по два примера (только имена существительные), где:
  10. звуков больше, чем букв;
    звуков меньше, чем букв.

  11. Записать две пословицы о труде.
  12. Замени одним словом фразеологизмы:
  13. мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.

  14. Выпиши группы родственных слов, выдели корень:
  15. бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый, басок, побасенки, басовый.

  16. Составь и запиши рассказ по его началу:

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

III. Конкурс чтецов

    О его проведении детям сообщается за несколько дней. Для такого мероприятия учитель помогает учащимся подобрать стихотворение о русском языке.

    а)

    Если ты хочешь судьбу переспорить,
    Если ты ищешь отрады цветник,
    Если нуждаешься в твердой опоре –
    Выучи русский язык!
    Он твой наставник великий, могучий,
    Он переводчик, он проводник.
    Если штурмуешь познания кручи –
    Выучи русский язык!
    Русское слово живёт на страницах
    Мир окрыляющих ленинских книг.
    Русское слово – свободы зарница.
    Выучи русский язык!

    б)

    Спросят меня: что похоже на море?
    Русский язык – не замедлю с ответом.
    Он, словно море, согреет зимою,
    Свежесть подарит засушливым летом,
    Воды его, разливаясь без края,
    Блещут немеркнущим солнечным светом,
    К людям хорошим в далекие страны
    Катятся волны с горячим приветом.
    Русский язык – безграничное море…

    в)

    Ты родной владеешь речью, бойко говоришь.
    Русский же язык неважно знаешь, мой малыш!
    Слушай потому поэта, будь прилежен впредь,
    Чтоб могучей русской речью хорошо владеть.
    Эта речь полна величья, гордой простоты,
    В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

IV. Конкурсное сочинение.

    В классе была проведена традиционная подготовительная работа, дополненная подобранными заранее стихами, примерами из жизни, а дома дети писали сочинение на тему: “Почему русский язык называют богатым, великим, могучим?”

V. Грамматический бой.

а) Приветствие команд.
б) Разминка “Назови одним словом”

Детям предложены словосочетания, где главным словом является имя существительное, а зависимым выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, весёлый. Вместо словосочетания требуется назвать одно слово (имя существительное), например:

храбрый человек – храбрец;
добрый дедушка – добряк и т.д.

в) Игра “В две колонки становись!”

На доске прикреплены карточки со словами; водник, водитель, громоотвод, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, довод, водоросль, водомер.

Первая команда должна быстро собрать карточки со словами, родственными слову вода, вторая – слову водить.

г) Игра “Загадка в загадке”

Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадки.

По Полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывёт парохо__,
То наза__, то вперё__,
А за ним такая гла__ь,
Что и зыби не видать
(Утюг)

Через поле и л__сок
Подаётся г__л__сок,
Он б__жит по пр__в__дам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон)

д) Конкурс капитанов

Отгадай слово:

Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
(Расписка)

Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
(Завязка)

е) Подведение итогов.