Урок природоведения "В гости к Весне"

Разделы: Начальная школа


Организационный момент.

Введение в тему.

Сегодня я вам расскажу очень интересную сказку. Вот послушайте.

Однажды вышел домовенок Кузенька на крылечко, посмотрел вокруг и удивлённо отметил, что кругом снег лежит, дуют холодные северные ветра, а Анютка, внучка бабы Насти, прочитала на календаре … апреля.

- На улице зима, а апрель, какой месяц? (Весенний).
- Ребята, а как Кузенька определил, что на улице зима?

Удивился Кузенька и бегом к своему другу Лешику, который жил за речкой Безымянной. Разбудил он дружка своего и стал расспрашивать, что же случилось, почему Весна не спешит в его родную деревеньку. Рассказал Лешик, что Дрёма Дремотная, бабка болотная усыпила Весну! Вот и не пришла она ещё к Кузеньке в деревеньку.

Призадумался домовёнок и решил идти на болото к Дрёме Дремотной, Весну будить.

—Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем говорить?

Собрал домовёнок котомку, положил в неё: волшебную книгу (Азбуку), ватрушки и бутылочку парного молочка. Осмотрел хозяйство и отправился в дальний путь.

Объяснение нового материала.

Перешёл речку Безымянку, а тут откуда ни возьмись на него Летучие мыши набросились, не дают даже шагу шагнуть. Остановился Кузька и спрашивает:

- Что это вам, Летучие мыши, от маленького домовёнка понадобилось?

А мыши просят его помочь, прочитать странное письмо.

Задание.

— прочитать пословицы;
— объяснить их смысл;

“Не пугай, зима, весна всё равно придёт”.

“Весна напоит – осень накормит”.

— Сколько весенних месяцев вы знаете?
— Назовите их.

Ребята, в народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.

Любопытно стало Кузеньке, открыл он свою Волшебную Азбуку, сел на пенёк и стал читать Летучим мышам про весенние месяцы.

Март – протальник.

Апрель – снегогон.

Май – травень.

(Дети читают самостоятельно).

Прочитал это домовёнок, убрал Азбуку в котомку и дальше зашагал.

А на пути у него возник лес густой, непроходимый, волшебный.

Растение первоцветы.(Проверка домашнего задания)

Пригорюнился Кузенька: - Ой, беда, беда, огорчение! Как же мне через этот дремучий лес пробраться?

И вдруг слышит голосок тоненький:

- Расскажи волшебному лесу о растениях, которые весной цветут, и быстро пройдёшь по лесной тропинке.

Полистал домовёнок Азбуку и не нашёл ничего подходящего.

- Ой, беда, беда, огорчение! Что же теперь делать?

Давайте поможем Кузеньке.

Дети рассказывают о первоцветах (ольха, ива, сон-трава, мать-и-мачеха, одуванчик).

Тема охраны редких лекарственных трав.

Лес расступился и перед Кузенькой показалась узенькая лесная тропинка.

Спасибо, ребята! – крикнул домовёнок и весело побежал по лесной тропинке сквозь густые заросли.

Добежал до окраины леса Кузя и увидел, что впереди непроходимое болото, только изредка виднеются кочки, покрытые травой, а на самой большой сидит Дрёма Дремотная, бабка болотная и крепко спит.

Домовёнок понял, что если он будет кричать, то Дрёма его не услышит. А подобраться к ней можно только, наступая на кочки болотные. Но на каждой кочке загадка. И чтобы наступить на неё, надо отгадать эту загадку.

(Дети отгадывают загадки)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвиться,

Не орёл, а всё же птица.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?

Чёрен я пером от роду,

В поле погулять люблю.

И на радость свекловодов

Долгоносиков люблю.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Прилетел в резной дворец

Серый в крапинку певец.

 

 

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

Чернокрылый красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут!

Длиннохвостая она,

Со спины черным – черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Подымает стрекот- крик.

Белая птица

Над морем кружиться.

По лужам он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Спереди шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

 

— Как, вы думаете, что за последняя загадка у нас осталась? (Надо разделить этих птиц на зимующих и перелётных.)

Птицы

Зимующие

Перелётные

   
   

— Каких птиц называют зимующими, а каких перелётными?

— Почему? (Объясни.)

Прыгнул Кузька на большую кочку, крикнул Дрёме Дремотной, бабке болотной прямо в ухо.

Проснулась Дрёма, посмотрела вокруг и говорит:

— Стара я стала, крепко уснула! Чуть весну не проспала!

Оглянулся домовёнок, а вокруг всё от зимнего сна просыпается, знать и Весну Дрёма пробудила. Поблагодарил он старушку и в припрыжку побежал домой. Бежит, а сам всё примечает, как Весна по земле к его деревеньке идёт.

— Как вы думаете, ребята, что заметил домовёнок Кузька пока бежал домой.

(Объяснить, какие изменения произошли в неживой природе с наступлением весны)

Итог урока.

— Чем мы сегодня на уроке занимались?

— Что нового узнали?

Домашнее задание.

Возьми (срежь) веточку и поставь её в комнате в воду. Понаблюдай, как будут набухать почки. Что появится из почек?

Подумай!

  1. Почему снег раньше тает в городе, чем за городом?
  2. Как образуется сосулька?
  3. Почему весной может идти и дождь, и снег?
  4. Почему дождь бывает чаще ,чем снег?

Проверь себя!

(Изменения в неживой природе.)

  1. Как с приходом весны изменилась температура воздуха?
  2. Что происходит весной со снегом? Почему?
  3. Почему весной появляются ручьи? Куда они текут?
  4. Как с приходом весны изменились небо и облака?
  5. В каких местах появляются первые проталины?
  6. Что такое ледоход? Почему опасны шалости на реке во время ледохода?
  7. Что происходит весной с почвой?